Армения развивает малую авиацию: вопросов больше чем ответов

Ереван, 24 февраля 2014, 16:57 — REGNUM  Парламент Армении в рамках перехода республики к режиму "свободного неба" приступил к обсуждению законопроекта о реформировании сферы малой авиации. Законопроект вызвал оживленные обсуждения в парламенте. Представители власти направили ряд вопросов начальнику Главного управления гражданской авиации (ГУГА) по поводу дороговизны авиабилетов в Армении и проблем с конкуренцией в сфере, отметили важность законопроекта с точки зрения развития малой авиации.

Депутаты из оппозиции назвали законодательную инициативу "липовой" и не имеющей никакого отношения к экономическому развитию страны, указывая на важность либерализации сферы импорта авиакеросина. "Именно в цене авиакеросина заключается проблема. При либерализации сферы импорта авиационного топлива произойдет и снижение стоимости авиаперелетов в Армении", - заявил депутат от фракции оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) Грант Багратян, передает корреспондент ИА REGNUM.

Законопроект предоставляет некоторые преференции малой авиации, основным среди которых является исключение НДС при приобретении самолетов. Помимо этого депутаты из стана власти и оппозиции предложили предоставить малой авиации топливо по льготным тарифам и изъять, так называемый, "налог на воздух" в размере 10 тыс. драмов (порядка $25), установленный для каждого пассажира. Предложенные в законе преференции вызвали вопросы у депутатов в контексте вступления Армении в Таможенный союз. Парламентарии выразили мнение по поводу того, что указанные преференции будут носить временной характер, и "исчезнут" при вступлении страны в ТС.

"Законопроект предоставляет хорошие возможности для развития малой авиации в Армении. Однако для комплексного развития сферы, необходимо, чтобы авиационный керосин предоставлялся компаниям, занимающимся малой авиацией по льготным тарифам, и был снят, так называемый, "налог на воздух". Это гарантирует снижение себестоимости авиаперелетов внутри страны", - заявил председатель постоянной комиссии парламента по экономическим вопросам от фракции правящей Республиканской парии Армении (РПА) Вардан Айвазян.

Помимо этого парламентарий заметил, что существует угроза демпинга со стороны зарубежных компаний. "На этот вопрос нет ответа. Нет также ответа на вопрос о том, почему авиаперелеты из Еревана в Москву стоят два раза дороже, чем авиабилеты из Москвы в Пекин. Помимо этого, стоимость авиаперелетов из Тбилиси в Варшаву стоят гораздо ниже, чем из Еревана. На эти вопросы необходимо дать ответы, что должен делать начальник ГУГА, который по долгу службы занимается этими вопросами и получает от государства зарплату", - подчеркнул Айвазян, добавив, что в условиях блокады страны (со стороны Турции и Азербайджана из-за нагорно-карабахского конфликта - ред.) и коммуникационных ограничений, сфера авиации имеет особую важность.

Депутат от фракции АНК Грант Багратян назвал законопроект "липовым", подчеркнув, что основной проблемой сферы авиации является рынок авиакеросина, где "командуют" олигополии. "Установленные законом преференции не решат никаких проблем, а экономический эффект будет нулевым. Для развития сферы и снижения стоимости авиабилетов необходимо просто либерализировать рынок авиакеросина, где доминируют олигополии. На международных рынках цена тонны авиакеросина варьируется от 600 до 1100 евро. Импортируют авиационное топливо в Армении определенные субъекты, которые через несколько посредников продают топливо авиационным компаниям. А лицензии импортирующим компаниям предоставляются по коррупционным схемам близким властям хозяйствующим субъектам. Именно эта цепочка является причиной дороговизны авиационного керосина в Армении, что в свою очередь приводит к росту стоимости авиабилетов", - подчеркнул Багратян, добавив, что из-за дороговизны авиабилетов объем пассажирских перевозок в Армении по сравнению с началом 1990-х гг. возрос лишь в два раза.

Развитие малой авиации и переход к режиму "свободного неба" приведут к снижению тарифов на авиабилеты в Армении в целом, заявил начальник ГУГА Артем Мовсесян. "Таким образом, мы регулируем тарифную политику в целом. В сфере малой авиации, согласно международным стандартам, будут летать самолеты весом не выше 8,6 тонн", - подчеркнул Мовсесян, добавив, что на ценообразование авиабилетов влияют два основных фактора - цена авиакеросина и стоимость услуг аэропорта. "Сфера авиакеросина в Армении либерализирована, а хозяйствующие субъекты при желании могут импортировать топливо и сотрудничать с концессионером (Ереванского аэропорта). Такие случаи были, но тогда цена авиационного возросла", - подчеркнул Мовсесян, добавив, что при вступлении в ТС указанные преференции сохранятся по механизму применения изъятий.

В ходе обсуждения, однако, ничего не было сказано о перспективности и экономической целесообразности развития малой авиации в Армении в при небольших размерах страны. Было отмечено, что законодательная реформа предоставляет возможность совершать доступные по цене для граждан страны авиаперелеты между аэропортами Армении и Нагорного Карабаха.

Примечательно, что строящийся уже несколько лет аэропорт в Нагорном Карабахе, вызвал очередной виток напряжения между Арменией и Азербайджаном. Баку даже грозился сбить гражданские самолеты в небе над Карабахом, которое он считает частью своей воздушной зоны. Сроки запуска степанакертского аэропорта постоянно откладываются.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.