"Хотелось бы, чтобы само вхождение в ТС прошло спокойно, с минимумом геополитики и с максимальным учетом долгосрочных интересов экономики страны. Любые просчеты негативно скажутся на всех жителях Армении", - заявил второй президент Армении Роберт Кочарян в интервью своему неофициальному сайту 2rd.am, комментируя решение республики вступить в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана.

"Тема чрезвычайно важная, но для понимания ее сути необходимо провести сравнительный анализ подходов в таможенной политике, реализованной в России и Армении после развала СССР. Начну с России. Россия унаследовала от СССР мощный промышленный потенциал, охватывающий практически все отрасли экономики, с сильным акцентом на военно-промышленный комплекс. Но этот потенциал не был интегрирован в мировую экономику и своей подавляющей частью был замкнут на внутренний рынок и страны соцлагеря. Основной статьей экспорта (65%) СССР, составлял экспорт нефти и газа. Чтобы защитить свою промышленность от более конкурентного импорта, Россия применяла высокие таможенные пошлины, а объемы внутреннего рынка позволяли ее промышленности функционировать. Применением экспортных пошлин на энергоносители и квот на их экспорт, правительство сохраняло низкие внутренние цены на них, что поддерживало относительную конкурентоспособность российской экономики. Это, кстати, позволило избежать того коллапса, который произошел с экономикой Армении в начале 90-х. Сейчас, вступив в ВТО, Россия поэтапно пересматривает правила внешней торговли для полноценной интеграции в мировую экономику. Это создаст определенные трудности в краткосрочной перспективе, но в долгосрочном плане страна, несомненно, выиграет.

Что произошло с Арменией?

Мы унаследовали серьезный промышленный потенциал, ориентированный на рынок СССР, которого уже не было. Объем внутреннего рынка для этой промышленности был ничтожным, а по многим позициям просто нулевым. Отсутствие общей границы и железнодорожного сообщения с Россией сводил на нет усилия по восстановлению прежней кооперации. Плачевное состояние ряда отраслей российской экономики в середине 90-х также не прибавляло оптимизма. С развалом СССР значительная часть промышленности Армении в одночасье стала экспортной при потере традиционного рынка сбыта и партнеров по технологической кооперации. По сути, кроме сельского хозяйства и переработки, защита многих отраслей промышленности таможенными пошлинами была бессмысленной. Протекционизм мог бы быть выражен применением совершенно других инструментов, но никак не таможенными барьерами. Прибавьте к этому блокаду Армении, приводящую к удорожанию транспортных расходов почти по всем товарам. Поэтому правительство РА в середине 90-х пошло на либерализацию внешней торговли, и Армения вступила в ВТО в 2003г. для ускорения процесса полноценной интеграции в мировую экономику", - заявил экс-президент.

Таким образом, Россия и Армения, в силу объективных обстоятельств, длительное время реализовывали разные подходы в таможенной политике, продиктованные реалиями собственных экономик, и эти подходы легли в основу таможенных кодексов двух стран, отметил Кочарян: "А поскольку в основе подходов ТС лежит таможенный кодекс РФ, возникает вопрос: а какую задачу для своей экономики решает Армения, повышая таможенные сборы до уровня российских, и удастся ли ей безболезненно реверсировать свои подходы?"

Он не разделяет оптимизма армянских должностных лиц по этому поводу, поскольку экономика инерционна и резкие развороты ей противопоказаны. "Люди годами выстраивают бизнес в логике действующих правил, и нужно время для его перенастройки. Очевидно, что какие-то бизнесы улучшат свои позиции, какие-то пострадают, какие-то просто умрут. Нужен глубокий и открытый для бизнеса анализ рынков стран ТС по всем товарным группам для прогнозирования возможных последствий. Бизнесмены и фермеры должны знать, в каких отраслях их ждут проблемы, в каких напротив, они могут наращивать свои возможности. Это также поможет банкам и кредитным организациям эффективнее и с меньшим риском управлять финансовыми ресурсами", - считает второй президент.

Кочарян полагает, что, вероятнее всего, ЕС пересмотрит систему преференций (GSP+) в торговле с Арменией, на что уже намекают послы стран ЕС. Возникнут вопросы и в рамках ВТО при изменении уже оговоренных таможенных пошлин, чего вряд ли удастся избежать. Это приведет к ответным мерам по отношению к нашим товарам. Как это повлияет на экономику Армении, и ее долгосрочную инвестиционную привлекательность - оценить сложно, добавил он.

"Другая, уже озвученная проблема - подорожание цен на импорт из стран вне периметра ТС. С учетом доминирования таких товаров на потребительском рынке и уровня дефицита торгового баланса Армении, речь идет о весьма существенном объеме. Формула тут простая: поднимаешь таможенные сборы - растет цена товара на прилавках. Либо происходит замещение этих товаров аналогичными из стран членов ТС, если таковые там производятся. То есть, к примеру, мясомолочные продукты из Белоруссии могут стать дешевле в Армении, а наше вино и коньяк - в Белоруссии. Как справится с такой конкуренцией наше животноводство - покажет время. Значительная часть бытовой техники, электроники и автомобилей из других стран подорожают, если не будет соответствующих изъятий. Здесь все поддается расчету и прогнозу, и обществу эти расчеты должны быть доступны. Удержать существенный рост цен можно будет лишь вводя очень внушительный список изъятий, при синхронизации его с поэтапным снижением таможенных пошлин в рамках обязательств РФ перед ВТО. А это зависит от исходов рабочих переговоров со всеми странами ТС, которые будут выставлять встречные требования. Это трудоемкий процесс согласования интересов, и любая поспешность может привести к нежелательным последствиям", - подчеркнул бывший глава государства.

Кочарян предпочел не комментировать "репутационные потери" для Армении, с которых началось присоединение к ТС, "озадачившее европейских партнеров". "Этого уже не исправишь. Не стоило идти на подписание ассоциативного соглашения с ЕС в компании стран ГУАМ, да еще и с навязчивым PR-ом. Это придало процессу излишнюю геополитическую окраску. Реакция России была вполне предсказуемой. Так или иначе - имеем то, что имеем. Хотелось бы, чтобы само вхождение в ТС прошло спокойно, с минимумом геополитики и с максимальным учетом долгосрочных интересов экономики страны. Любые просчеты негативно скажутся на всех жителях Армении", - заключил второй президент Армении.