Координаторы инициативной группы "Город без преград" Наталья Чернова и Искандер Ясавеев получили очередной ответ главы Саратова Олега Грищенко, который они сочли "типичной бюрократической реакцией на проблему недоступности городского пространства для людей с инвалидностью".

"В письме Олега Грищенко перечисляются своды правил и строительные нормы, и указывается, что введенный в действие более 20 лет назад СНиП 2.07.01-89, который предусматривает максимальную 5-сантиметровую высоту бортового камня на путях следования, не устарел, - рассказала корреспонденту ИА REGNUM Наталья Чернова. - Между тем, давно действует СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", устанавливающий этот максимум в 4 см ("Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м"), а в 2013 году введена в действие его актуализированная редакция, снижающая эту высоту до 1,5 см".

"В ответе мэра почему-то приводятся данные о высоте бордюров вдоль пешеходных путей, хотя совершенно очевидно, что речь в нашем обращении идет о препятствиях на пересечении тротуаров с проезжей частью, - сообщила она. - Еще раз повторим: если высота бордюра (поребрика) на пути следования человека, использующего для передвижения коляску, превышает 4 см, преодолеть это препятствие невозможно. Каждый сантиметр в данном случае имеет значение, и даже предельно допустимая 4-сантиметровая высота бордюра создает риск опрокидывания коляски.

Именно такое формальное отношение городских властей к проблемам обеспечения доступности ведет к появлению "шедевров", подобных поручням для инвалидов по зрению в сквере на улице Астраханская (поскольку поручни установлены с разрывами, люди с инвалидностью по зрению неизбежно будут терять ориентацию и наталкиваться на скамейки, людей, сидящих на них, и урны для мусора). На наше ключевое предложение - в максимальной степени привлекать к планированию, осуществлению и приему строительных и ремонтных работ в Саратове людей с инвалидностью - от мэра пока нет ответа".

В этой связи стоит отметить, что в конце ноября прошлого года побывавшая в Саратове инициативная группа "Город без границ", пришла к выводу, что областной центр абсолютно не приспособлен для инвалидов, родителей с детьми в колясках и пожилых людей. Активисты - сотрудники Казанского федерального университета опубликовали открытое письмо Олегу Грищенко, в котором они перечислили целый ряд проблем. "Саратов совершенно не приспособлен для передвижения людей с инвалидностью, родителей с детьми, тех, кому трудно подниматься и спускаться, - сообщили они градоначальнику. - На тротуарах и пешеходных дорожках встречается множество ступеней и неровностей... Хотя иногда встречаются низкопольные модели троллейбусов и автобусов, городской транспорт в целом, включая такой распространенный его вид, как маршрутное такси, недоступен для людей на колясках и с колясками... Очень многие городские объекты не имеют пандусов... Обращает на себя внимание тот факт, что даже там, где недавно был осуществлен ремонт, например, уложена тротуарная плитка, высота бордюров остается недопустимо высокой... Таким образом, Саратов представляет собой сплошную "полосу препятствий"... Подобное состояние городской среды означает, что люди с инвалидностью в сущности заперты в своих квартирах и домах..."

В ответ глава Саратова Олег Грищенко предложил им посмотреть правде в глаза и увидеть, что "процесс интеграции инвалидов в городскую среду был постоянным". Перечислив многочисленные достижения властей по обустройству города для людей с ограниченными возможностями, Олег Грищенко описал сказочную картинку Саратова, о которой жители уже и не мечтают. "Я и сам за то, чтобы город был благоустроенным и комфортным для жизни всех категорий граждан: широкие улицы и тротуары, зеленые зоны, парки и скверы в шаговой доступности, набережная вдоль всей Волги, подземные пешеходные переходы с пандусами, общественный транспорт с выделенными полосами дорожного движения, с электроподъемниками, что удобно и людям с ограниченными физическими возможностями и мамочкам с колясками, - довел он до сведения активистов. - Еще лучше, если в Саратове появится то, чего раньше и в помине не было, например, скоростной трамвай и метро..."