Лет пять-шесть назад в СМИ бушевали нешуточные страсти вокруг закона о ввозе на территорию России отработанного ядерного топлива. Время показало, что опасения были напрасны. Специалисты уверены: для опасений нет почвы. Об этих и других вопросах, говорит депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Колесников:

" В последнее время в Заларинском районе появились слухи о том, что в шахтах Тыретского солерудника собираются захоранивать ядерные отходы. Эти слухи не имеют под собой почвы. Российские законы о ядерных отходах и отработанном ядерном топливе (а было их всего три), принятые последним созывом Госдумы, ни в коем случае не предусматривают возможности подобных действий. Тыретский солерудник - это богатейшие запасы ценнейшей, чистейшей соли, плюс огромное количество других микроэлементов, полезных для организма. Его нужно всячески оберегать от загрязнения, поскольку объект по-своему уникальный.

Скандал вокруг законопроектов о ввозе на территорию России отработанного ядерного топлива возник потому, что они были предложены на рассмотрение в очень "сыром" виде. Если бы мы их приняли сразу, страну точно можно было превратить в большую ядерную помойку. Но мы сделали все, чтобы этого не произошло, доработали законы.

Первый из трех законов предполагал разрешение на транспортировку ядерных материалов через границы России. До этого существующий закон запрещал какие-либо перемещения ядерных материалов через рубежи нашей страны. Отсутствие разрешающего закона привело бы к тому, что рынок ядерных материалов для нас попросту бы закрылся. Конечно, ряд стран (прежде всего, США, Китай, ЮАР, Франция, Япония) были бы довольны, если бы Россия ушла с этого рынка высокотехнологичной продукции. Все страны, имеющие ядерные электростанции, являются потребителями ядерного топлива. Имеющие урановое сырье, обогащающие его, делающие ядерные сборки - поставщики. Но есть одно условие: если ты поставляешь ядерную сборку в неядерную страну (например, в мирных, исследовательских целях или для атомной электростанции), то обязан отработанный ядерный продукт забрать обратно. Если отходы не забирать, неядерные державы по прошествии некоторого времени вполне могут стать ядерными. Поэтому возврат ОЯТ - непременное условие торговли ядерными материалами. Рынок этот весьма выгоден. Для России это доходы от 200 млн. до 500-700 млн. долларов ежегодно. И поэтому когда началась борьба против этого закона, стало ясно, что кампанию финансируют фирмы, желающие вышвырнуть нас с рынка ядерных переработок.

Второй закон, за который я голосовал, касался реабилитации загрязненных вследствие ядерного цикла территорий, окружающей среды и здоровья населения. Этот закон был абсолютно необходимо, поскольку в нем прописывалось, что 20-25% совокупных доходов от переработки должны направляться на реабилитацию территорий. По этому закону Иркутской области причиталось 152 млн. рублей. Нужен такой закон? Бесспорно.

Третий закон, который рассматривался, и за который я не голосовал в последнем чтении, касался переработки, хранения и транспортировки ядерных материалов. Не голосовал я потому, что был не вполне уверен, что переработка ядерных материалов в современных условиях достаточно безопасна. Кстати, в России единственный завод, который перерабатывает такие материалы - "Маяк" под Челябинском. Еще я был против закона потому, что у нас своих материалов для переработки достаточно.

Жителей Иркутской области хочу успокоить: у нас в регионе мощностей по переработке ядерных материалов нет. Ангарский электролизно-химический комбинат занимается не переработкой, а обогащением природного урана для АЭС".