Итоги прошедшего на днях 7-го съезда не входящей в правящую коалицию партии "Процветающая Армения" комментаторам в Ереване представляются достаточно загадочными. Это естественно, если учесть, что лидер партии, один из крупнейших олигархов страны Гагик Царукян не только выступил с жесткими оценками в адрес проводимой властями социально-экономической политики, но и фактически вывел эту политическую силу из "центра" в оппозиционное поле.

Напомним, Царукян сказал, в частности, что ПА должна стать "реальной альтернативой" действующей власти. Он крайне резко отозвался о внедряемой в настоящее время накопительной пенсионной системе, назвав её нововведением, "бесчеловечным" с точки зрения граждан и "неэффективным" для бюджета. "Мы должны представить наш альтернативный вариант любому действию и решению правительства, которые народ не принимает", - заявил олигарх, подчеркнув, что готов лично финансировать лучших мировых экспертов, которые смогут предложить эффективные выходы из той тяжелой ситуации, в которой оказалась Армения.

Определенная растерянность наблюдателей связана с тем очевидным обстоятельством, что любой олигарх, бизнес которого плотно встроен в существующую систему многообразных и взаимосвязанных экономических, политических, социальных и личностных взаимоотношений, быть в оппозиции не может. Однако именно это в данном случае и произошло - ПА позиционировала себя в качестве оппозиционной силы, ибо "альтернативой власти" является именно оппозиция.

Это может означать только одно - реальный лидер и создатель ПА, второй президент республики Роберт Кочарян считает, что в стране назревает ситуация, которая может позволить вернуться к активной политической деятельности. И в этой связи уже не кажется странным недавнее неожиданное заявление секретаря Совета безопасности республики Артура Багдасаряна, который - без всякого, кстати, видимого повода, - сказал, что "отрицать возможность возвращения Роберта Кочаряна в большую политику было бы недальновидно".

Именно это, а не стремление неких зарубежных сил "импортировать" в Армению "майдан", как считают некоторые СМИ и эксперты, является движущей силой стремительной радикализации политических позиций ПА. Можно согласиться с тем, что указанные силы могли бы попытаться использовать вероятные внутриполитические коллизии в своих интересах, однако истинные причины происходящего заключаются в сложных особенностях нынешней жизни страны.

Дело отнюдь не только в непопулярной и вызывающей всё большие протесты новой пенсионной системе, с которой, как признал президент Серж Саргсян, не согласны 80% граждан, однако "она нужна". За последние полтора-два года постоянно усиливался налоговый прессинг на малый и средний бизнес, на представителей среднего класса, водителей такси (широко распространенный в республике род занятий), в последнее месяцы ощутимо выросли тарифы на газ и электроэнергию. Микшировать проблемы помогала широкая трудовая миграция, в основном - в Россию. Ежегодно десятки, а по другим данным - сотни тысяч трудовых мигрантов из Армении направлялись на заработки в РФ. В прошлом году в республику поступило из России $1,3 млрд частных трансфертов. Однако после того, как с января нынешнего года в России было изменено миграционное законодательство, ситуация осложнилась. В настоящий момент уже более 31 тысячи армянских гастарбайтеров покинули РФ, причем из-за нарушений ими миграционных правил они на три года лишены права на возвращение. Подобная участь грозит еще 170 тысячам человек. Да и тем, кто пока не стал невъездным, устроиться на работу будет сложнее. В результате в Армении станет быстро нарастать количество безработных, представляющих собой готовый "кадровый резерв" любого протестного движения, с другой стороны - сильно сократятся частные трансферты, что еще более снизит уровень жизни людей и может негативно сказаться на курсе армянского драма. И хотя армянские власти уже обратились к Москве с просьбой пересмотреть миграционные ограничения для армян, ожидать скорой положительной реакции на эту просьбу не приходится. Мало того. С января в Армении стал действовать новый закон, согласно которому предусматривается страхование автомобилей вне зависимости от сроков их регистрации. А ведь в Армении насчитывается десятки тысяч людей, которые давно продали свои автомобили, причем, как правило - по доверенности, т.е. они де-юре остаются их владельцами. В результате эти граждане, уже забывшие о своих старых автомобилях (возможно, не раз уже сменивших владельца или разобранных на запчасти) должны будут платить очень большие штрафы. Это еще более увеличит число недовольных.

Кроме того, Роберт Кочарян, являющийся независимым топ-менеджером российской АФК "Система" и сохранивший хорошие связи в Москве, постарается использовать существующий факт недовольства в кругах российской власти армянским премьер-министром Тиграном Саркисяном, который долгое время был противником вступления страны в Таможенный союз и взглядов своих не скрывал. В этом свете симптоматично, что ПА, и ранее постоянно стремившаяся получить пост главы правительства, уже достигла договоренностями с другими парламентскими оппозиционными силами в лице Армянского национального конгресса, АРФ "Дашнакцутюн" и партии "Наследие" относительно голосования по вынесению недоверия правительству. Конечно, не располагая большинством в Национальном собрании республики, оппозиция не сумеет "свалить" кабинет и премьера. Но сам факт объединения невластных беспрецедентен и уже только поэтому выглядит довольно серьезным вызовом для власти. С другой стороны, прозападные СМИ в Армении стараются представить дело в том свете, что возможное объединение антиправительственных сил обязательно выступит против вступления страны в Таможенный союз и поддержит евроинтеграционные процессы. Очевидно, такая постановка на текущий момент не исходит из интересов Кочаряна и партии Царукяна. На этоф фоне симптоматично, что самый прозападный деятель в рядах ПА, уроженец США, экс-глава МИД Вардан Осканян поспешил заявить, что в Армении серьезный политик обязан быть пророссийским. "Армения должна поддерживать с Россией отношения на высоком уровне, двух мнений здесь быть не может", сказал Осканян, но добавил, что позиция партии относительно вступления страны в ТС пока не определена, ибо неизвестно, что конкретно это сулит республике. "Опубликованная властями дорожная карта по вступлению Армении в ТС ничего не проясняет, наоборот, вносит еще больше неопределенности", - подчеркнул он. А его коллега, депутат от ПА Наира Зограбян сообщила, что у партии "имеется план действий на тот случай, если правительство уйдет или будет отправлено в отставку".

Пока, впрочем, очевидных признаков такого развития событий нет. С другой стороны, некоторые СМИ настойчиво утверждают, что нарастающее в обществе значительное недовольство (и тенденция к еще большему его возрастанию по указанным выше причинам) начинает всерьез тревожить власть. В этой связи прогнозируются серьезные кадровые перемены и перестановки, отставки "некоторых непопулярных должностных лиц". В частности, появилась информация о том, что правительство будет смещено, а пост премьер-министра получит нынешний руководитель администрации президента Армении Виген Саркисян. Впрочем, слухи такого рода постоянно муссируются и без сколько-либо серьезных поводов. Однако на сей раз положение обещает стать настолько сложным, что власти, стремясь не допустить возвращения Роберта Кочаряна в политику, действительно могут пойти на существенные кадровые решения, призванные свидетельствовать о позитивных переменах в жизни страны.

Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван