Из-за укрупнения учебных заведений и сокращения вспомогательного персонала в школах большинство учителей не чувствуют существенного изменения своего социального и финансового положения, однако нагрузка на их работу возрастает. Такие данные получены результате исследования об эффективности школ и зарплате учителей, проведенного под руководством директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Татьяны Клячко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По заявлению Клячко, эффективность образования рассматривалась на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Бюджетная эффективность учитывалась в восприятии учителей, директоров учебных заведений и родителей учащихся. В ходе мониторинга, проводимого ЦЭНО РАНХиГС, отслеживался размер средней начисленной заработной платы учителей по итогам года, прирост средней заработной платы за год, средняя нагрузка учителя по основной должности и т.д. Она подчеркнула, что опросы показали - статистически зарплата растет, но фактически ощутимо не увеличивается, отсюда для педагога нет стимула роста в профессии.

Оценка отношения родителей к работе школ показала, что только 25% родителей целиком и полностью удовлетворены работой школ по подготовке их детей к государственным экзаменам (треть к ГИА и четверть к ЕГЭ).

"Большой проблемой является нежелание учителей, достигших пенсионного возраста, покидать свое рабочее место, не давая возможности появления молодых кадров. Решением этой проблемы может быть: развитие альтернативной пенсионной системы, увеличение пенсий, жесткая аттестация учителей и развитый "рынок репетиторов", - отметил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

Как уточнил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов, существуют две базовые характеристики эффективной школы. Первая заключается в том, что школа в процессе обучения добавляет значимые параметры. Если в первый год ЕГЭ на 100 баллов написали 10 учеников, то на следующий уже 12. Вторая - показатель эффективности школы лучше среднего среди школ своей классификации. По его словам, нельзя сравнивать школу и гимназию, столичную школу и сельскую.

"Необходимо учитывать всю совокупность фактов, в первую очередь, довести заработные платы учителей до средних на рынке труда, чтобы кадры смогли обеспечивать достойное будущее", - резюмировала Клячко.

Добавим, что 19 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук стартовала XI Международная научно-практическая конференция "Что такое эффективная школа и эффективный детский сад". В ходе первого дня состоялась презентация результатов исследования, проведенного под руководством директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяны Клячко.