Политика РИСИ в Татарстане - смена приоритетов: мнение
Татарстан, 17 февраля, 2014, 10:34 — ИА Регнум. Недавно произошла смена руководителя Приволжского регионального центра этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ).
Назначение нового руководителя случайно совпало с крупномасштабными мероприятиями в Москве, где он был представлен общественности и имел благоприятную возможность позиционироваться. Однако его самоутверждение в Казани было несколько омрачено сообщением в печати о том, что он ради получения должности крестился. Так это или нет, толком никто не знает. Может быть, тем бы всё и ограничилось, если бы не появившееся следом неуклюжее опровержение Фирдуса Девбаша. Оно-то как раз привлекло больше внимания и породило нелицеприятные пересуды.
В качестве первой крупной акции Фирдус Девбаш выбрал проведение "круглого стола" по актуализировавшейся в последнее время теме "Кряшены: социальный портрет и особенности восприятия". Он проходил под эгидой Российского института стратегических исследований, Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета и Института социально-гуманитарных знаний в присутствии наблюдателей от Управления президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями и Ассамблеи народов Татарстана. Такой солидный состав инициаторов, организаторов и покровителей предполагал широкое участие в дискуссии носителей самых различных взглядов по аналогии с прошедшими перед этим в Москве научными форумами Правозащитного центра Всемирного русского народного собора и РИСИ, Международными Рождественскими образовательными чтениями, уделившими значительное время рассмотрению этноконфессиональной ситуации и решению кряшенского вопроса в Татарстане.
Одно это служило поводом для приглашения всех учёных, занимающихся изучением кряшен (не так у нас их много), лиц, непосредственно связанных с решением кряшенского вопроса, активных членов и, тем более, лидеров общественных организаций. Но поскольку в последнее время обострились отношения городской и республиканской организаций кряшен, формально из-за нежелания первой войти в состав второй, а на самом деле - из-за диаметрально противоположных взглядов на статус кряшен как самостоятельного народа и решение кряшенского вопроса в целом, проправительственно настроенные лидеры движения объявили своих противников оппозиционерами и отмежевались от них. Именно на угодных властям функционеров сделал свою весьма сомнительную ставку Фирдус Девбаш. Поэтому для сведущих людей не составляет труда вычислить, кто был рассажен вокруг "круглого стола".
Казанская организация кряшен не была привлечена к подготовке обмена мнениями, а её председатель Мария Семёнова не удостоилась чести быть приглашённой на кулуарно собранный междусобойчик. Стараниями организаторов "круглый стол" превратился в закрытое собрание секты, на которое пропускали строго по списку. Турникет здания Института социально-гуманитарных знаний надёжно отсёк инакомыслящих. Когда же Мария Семёнова, члены правления казанской организации Вера Григорьева и Раиса Семёнова, бывший председатель этой организации, доцент федерального университета
Обращение к хозяину помещения - проректору института Кириллу Пономарёву ничего не дало. Попытки пригласить для объяснения Фирдуса Девбаша были безрезультатны. Появившийся в вестибюле заместитель начальника Управления президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями
Через полтора часа топтания перед турникетом "самозванцы" удалились. Квазидискурс, смеем надеяться, прошёл в ключе, угодном организаторам. И обсуждение, надо полагать, состоялось спокойное, без неудобных вопросов и невразумительных ответов, "правильное" во всех отношениях. Так что - тишь да гладь, да Божья благодать! Только какая польза от такой благодати кряшенскому движению? И как после этого келейного мероприятия, ещё более отдалившего Департамент внутренней политики президента, руководство курируемой им Ассамблеи народов Татарстана и республиканской организации кряшен от участников национального движения, они мыслят продолжать и совершенствовать работу по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, ради чего сами и существуют?!
И, наконец, какую свинью подложили организаторы псевдодиспута под имидж всемирно известного, уважаемого и почитаемого Казанского государственного университета, славного своими научными школами, учёными общечеловеческого масштаба и вошедшими во всеобщую историю демократическими традициями?! И совсем уму непостижимо, как после такого дебюта намеревается наладить и поднять на новую высоту якобы проваленную его предшественником работу центра Фирдус Девбаш. Воистину, перефразируя известное изречение, избави Бог и нас от этаких друзей.