Масштабные экономические проекты в ближневосточных странах могут обойти стороной США. Будучи крупнейшим финансовым и военным донором арабских государств, Соединённые Штаты претендуют на особые позиции в отношениях с ними. Встреча президента Барака Обамы с королём Иордании Абдаллой II и предстоящий визит хозяина Белого дома в Саудовскую Аравию призваны подчеркнуть стратегический характер связей Вашингтона с ключевыми столицами Ближнего Востока.

Лучшим подтверждением доверительного партнёрства могло бы стать, к примеру, развитие американцами связей с саудовцами и иорданцами в сфере технологий "мирного атома". Амман и Эр-Рияд уже выявили принципиальную заинтересованность в создании на своей территории атомных энергомощностей. Иордания планирует построить два энергоблока по 1000 МВт мощности каждый, Саудовская Аравия - 16 реакторов в следующие 20 лет.

Хашимитское Королевство опередило своего соседа в практической реализации озвученных планов. Осенью 2013 года иорданцы отдали предпочтение проекту "Росатома", опередившего франко-японский консорциум "Areva-Mitsubishi" в объявленном в начале 2011 года тендере. Победа российских атомщиков не окончательная. Иорданцы вывели "Росатом" в "предпочтительные претенденты", открыв перед ним возможность довести сделку до предметного заключения. Но окончательное решение, как можно понять, иорданским руководством пока не принято. А значит у конкурентов России сохраняются шансы отыграть ситуацию назад, добившись от Аммана выгодных себе шагов.

В середине января текущего года делегация "Росатома" во главе с Сергеем Кириенко посетила Иорданию. Стороны обсудили взаимодействие и совместные планы по запуску проекта иорданской АЭС на ближайшие шесть месяцев. Со слов представителей "Росатома", ныне проект находится в прединвестиционной фазе. Объём инвестиций может достигнуть $10 млрд., которые российская сторона, по предварительной договорённости с иорданскими партнёрами, берётся привлечь самостоятельно. В этом случае, строительство АЭС в Иордании станет второй сделкой российских атомщиков на Ближнем Востоке, в рамках которой Москва полностью обеспечит финансирование проекта (первый подобный контракт - строительство в Турции четырёх энергоблоков суммарной мощностью 4,8 ГВт).

Шансы российской атомной госкорпорации получить пилотные заказы на строительство АЭС в Саудовской Аравии незначительны. Возможно привлечение саудовцами "Росатома" и его дочерних компаний в качестве субподрядчиков. Но и эта перспектива выглядит весьма сомнительной. Вашингтон и Эр-Рияд настроены на "пакетный" вариант возведения первых АЭС в арабских государствах. Иначе говоря, предпочтительным застройщиком мощностей "мирного атома", по версии американцев и саудовцев, должна быть одна держава, обладающая для этого необходимым технологическим и финансовым потенциалом. Из последних действий саудовской стороны можно предположить, что она включилась в дело переориентации иорданцев с российского на американский трек реализации проекта строительства АЭС. 22 января этого года подписано иордано-саудовское соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Соглашение предусматривает кооперацию сторон, в частности, в проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС и ядерных установок

За оглашением иорданцами предварительного решения о предоставлении "Росатому" статуса стратегического партнёра, инвестора и оператора АЭС последовала совместная активность американцев и саудовцев. Саудовская Аравия планирует объявить тендер на строительство АЭС в начале 2014 года, передали 22 ноября 2013 года из Эр-Рияда информационные агентства. Сообщения сопровождались заявлениями руководства американской энергокорпорации Westinghouse Electric о собственном интересе к поставкам реакторной технологии в Саудовскую Аравию. Одновременно, информационные ресурсы США усилили работу по представлению назревающего российско-иорданского контракта в критическом свете. К делу подключены эксперты в сфере атомных технологий, политические и экономические аналитики. Ими указывается на ожидающие российско-иорданский проект финансовые трудности, сложности технологического плана. А также политический диссонанс для связей США и Иордании в случае, если в своём выборе "Росатома" Амман останется до конца последовательным (1).

Между тем, на пути возможной тесной кооперации Иордании с США и Саудовской Аравией в сфере атомных технологий имеются свои препоны. Как известно, для экспорта Соединёнными Штатами технологий "мирного атома" необходимо заключение так называемого "Соглашения 123" (Section 123 of the US Atomic Energy Act of 1954) с потенциальными партнёрами. С Саудовской Аравией и Иорданией данное соглашение США пока отсутствует.

В преддверии встречи Барака Обамы и Абдаллы II в калифорнийском Саннилэндсе в Конгрессе США был распространён обстоятельный аналитический доклад по американо-иорданским отношениям. Из его основных положений, сосредоточенных на внушительных цифрах финансовой и военной помощи Вашингтона арабской стране, проглядывается назидательный в сторону Аммана элемент. США с 1951 и 1957 годов оказывают Иордании соответственно экономическую и военную помощь. Сумма вспомоществования к 2013 году составила $13,83 млрд. 17 января 2014 года президент США утвердил выделение Иордании в предстоящем году $360 млн. экономической и $300 млн. военной помощи (2).

Таким образом, информационные и дипломатические ресурсы США и Саудовской Аравии задействованы в совместном порыве переубедить иорданцев. Благо для этого создан подходящий фон ближневосточных процессов. Иордания по нарастающей втягивается в военно-политические связи с США и крупнейшим соседом на Аравийском полуострове. Территория Хашимитского Королевства продолжает использоваться саудовцами в качестве основного канала поставки в Сирию оружия и боевиков. С событиями в западной иракской провинции Анбар территория Иордании вновь оказалась востребованной американцами. В прошлом месяце Иорданию посетил командующий ВМС в составе Центрального командования США Роберт Неллер (Robert B. Neller). По итогам визита было объявлено о готовности Иордании предоставить армии США возможность тренировать иракских военнослужащих на своей территории.

Хотя между указанными факторами вырисовывается определённая нестыковка интересов американцев и саудовцев (первые поддержали правительство Нури аль-Малики в борьбе с террористическим "интернационалом" в провинции Анбар, вторые заняли прохладную по отношению к Багдаду позицию), главная задача США и Саудовской Аравии сохранить Иорданию в орбите своего определяющего влияния неоспорима.

(1) Chen Kane, Are Jordan's nuclear ambitions a mirage? // Bulletin of the Atomic Scientists, December 16, 2013.

(2) Jeremy M. Sharp, Jordan: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service, January 27, 2014.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM