24 февраля с двухдневным визитом Израиль посетит глава правительства Германии Ангела Меркель. Визит канцлерин приурочен к проведению очередного раунда германо-израильского межправительственного диалога. В предыдущий раз он состоялся в Берлине в декабре 2012 года. Отличительной особенностью нынешней встречи станет участие германской стороны в новом составе, на основе сформированной "большой коалиции" блоков ХДС/ХСС и социал-демократов. Пост главы внешнеполитического ведомства ФРГ отошёл к представителю СДПГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру, в 2005-2009 годы уже занимавшего должность министра иностранных дел. Последний раз Меркель посещала Израиль в феврале 2011 года.

На сугубо двустороннем уровне связей Германии и Израиля визит высокой немецкой делегации принципиальных новшеств не обещает. Примечателен внешнеполитический фон, на котором он состоится. Ныне Тель-Авив остро нуждается в любой возможности показать доверительность связей с внешними партнёрами. В особенности с теми государствами, которые в той или иной степени принимают участие в важных международных инициативах. Германия состоит в формате "шестёрки" международных посредников, ведущей переговоры с Ираном по его ядерной программе. Среди "западного крыла" данного формата Берлин пока в меньшей мере поддался определённой эйфории в деле восстановления политических отношений с Тегераном и интенсивного развития экономических связей с продолжающей пребывать под грузом санкций Исламской республикой. Немецкая сторона также не замечена в давлении на Израиль, которое ощутимо со стороны США, Великобритании и, отчасти, Франции. Указанные страны-постоянные члены Совета Безопасности ООН настоятельно подталкивают израильтян к принципиальным уступкам в многолетнем процессе урегулирования отношений с палестинцами.

Нынешний этап - один из наиболее сложных для израильских властей именно по причине нарастающего на них давления внешних партнёров. Дело дошло до публичного высказывания некоторыми израильскими министрами недовольства в связи с напором администрации Барака Обамы. Потребовалось личное вмешательство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, дабы пресечь критические в адрес Белого дома заявления членов его кабинета министров.

Впрочем, это отнюдь не означает скорое преодоление обнаружившихся американо-израильских разногласий вокруг продвигаемого госсекретарём США Джоном Керри плана палестино-израильского урегулирования. Недовольство Соединёнными Штатами чувствуется на всех уровнях израильской власти, с охватом армии, разведсообщества и политического руководства еврейского государства. В Тель-Авиве считают, что американцы отошли от ранее зафиксированных между союзниками договорённостей о полном ознакомлении друг друга по всем вопросам ближневосточной повестки. Близкие к израильскому правительству информационно-аналитические ресурсы с удвоенной силой стали заострять внимание на сокрытии американцами от израильтян некоторых сведений. 14 января этого года израильский интернет-ресурс DEBKAfile указал на подобный факт, имевший место накануне. Если верить израильским источникам, в ходе встречи 13 января с Биньямином Нетаньяху вице-президет США Джо Байден уклонился от предоставления детальной информации по достигнутым ранее договорённостям с Ираном вокруг имплементации Женевских соглашений от 24 ноября 2013 года. Именно на середину предыдущего месяца пришлись острые замечания представителей израильского кабинета министров в адрес действующего главы дипломатической службы США. Усилия Джона Керри в палестино-израильском урегулировании были интерпретированы в качестве "навязчивой идеи мессианства".

США и Израиль остаются тесными военно-политическими партнёрами. Это находит своё подтверждение в регулярном проведении совместных военных учений, непременным атрибутом которых является отработка действий систем ПВО/ПРО. К примеру, 3 января 2014 года США и Израиль успешно провели вторые лётные испытания противоракеты комплекса ПРО "Arrow 3", предназначенного для уничтожения баллистических целей на границе земной атмосферы и космоса (комплекс разрабатывается как элемент эшелонированной системы ПРО Израиля).

На протяжении всей истории Израиля США оказали своему союзнику помощи на общую сумму в $233,7 млрд. (в сегодняшних ценах) (1).

Но разлад на двустороннем политическом уровне приобрёл уже сложно скрываемые очертания. Американцы требуют от израильтян уступок в переговорах с палестинцами практически по всему спектру принципиальных вопросов (границы 1967 года, размещение международного контингента на Западном берегу, статус Иерусалима, беженцы). Вдобавок из Вашингтона поступают настоятельные сигналы о необходимости жёсткого следования временным рамкам процесса палестино-израильского урегулирования. Первый "дедлайн" уже обозначен - конец апреля этого года. За ним может последовать новый "окончательный срок" достижения Тель-Авивом и Рамаллой договорённостей. Но свобода маневра израильтян в содержательной части переговоров, а с ней и возможность пролонгации диалога с палестинцами на неопределённую перспективу постоянно сужается.

Критика в адрес Израиля за его "нерасторопность" в процессе урегулирования с палестинцами звучала и со стороны немецкого правительства. В эпицентре критического отношения Берлина к некоторым действиям израильских партнёров находится поселенческий вопрос (строительство еврейских поселений на Западном берегу Иордана). Это нашло своё проявление, например, в декабре 2012 года, когда Германию с визитом посетил премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Однако взятые Германией обязательства по обеспечению безопасности Израиля, на которые, безусловно, отложила отпечаток недавняя история тяжелейших взаимоотношений немецкого и еврейского народов, стоят на первом месте. Германия скована особыми обязательствами в отношении Израиля, что выражается, в том числе и в виде оказания Тель-Авиву дипломатической поддержки на международных площадках. Выступая 18 марта 2008 года в парламенте Израиля, Ангела Меркель заявила об "особой ответственности Германии за безопасность Израиля". По словам немецкого лидера, "безопасность Израиля для меня, как канцлера Федеративной Республики Германии, никогда не является предметом переговоров".

Особые обязательства Германии перед Израилем имеют своё "материальное" наполнение в виде тесного военно-технического сотрудничества двух стран. В частности, Германия поставила Израилю подводные лодки (дизель-электрические подлодки типа "Dolphin"), тем самым позволив Израилю войти в число немногих стран мира, обладающих так называемой триадой ядерных носителей. Подводные лодки производства немецкого ОПК стали одним из наиболее востребованных для Израиля элементов в его "стратегии сдерживания" Ирана. По мнению военных аналитиков Германии, израильтяне заинтересованы в размещении своего ядерного потенциала на морских платформах в виду малой территории Еврейского государства (2).

Отличительная черта ближневосточного курса Германии - занятие равноудалённой позиции между арабским миром и Израилем. Что однако не мешает Берлину вести активную торговлю своим оружием в регионе. По некоторым экспертным оценкам, от 50% до 75% экспорта Германии в страны Северной Африки и Ближнего Востока составляет продукция военного назначения.

Германия не может стать для Израиля "заменителем" США ни при каких условиях. Но уменьшить давление американцев, показав, что в сложные периоды израильтяне могут опереться на сотрудничество с ведущими политическими и экономическими центрами мира - вполне достижимая цель для Тель-Авива.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM

(1) В последние годы объём американской помощи Израилю фиксирует спад. С 2004 года он составляет менее 2% от ВВП Израиля.

(2) Operation Samson. Israel's Deployment of Nuclear Missiles on Subs from Germany // "Spiegel", June 4, 2012.