В минувшее воскресенье 9 февраля 2014 года в Швейцарии прошел всенародный референдум. Тема референдума - довольно обычного и регулярного события для этой страны прямой демократии, вызвала резонанс во всей Европе, поскольку итоги референдума касались самой актуальной темы Европейского Союза - политики миграции. Референдум, инициированный правой Швейцарской народной партией (SVP), проходил под лозунгом "против массовой иммиграции" в Швейцарию. Прошедший референдум продемонстрировал высокую явку избирателей - 56%, что еще раз подчеркнуло актуальность проблемы. Согласно результатам, опубликованным уже в воскресенье вечером, 50,3% швейцарских избирателей высказались "за" изменение иммиграционной политики, за возвращение к квотированию миграционного потока. Все партии Швейцарии, кроме одной упомянутой выше, профсоюзы, объединения предпринимателей выступали перед референдумом за свободу миграции. Однако граждане Швейцарии отказались руководствоваться рациональными мотивами и с небольшим перевесом голосов решили иначе. При этом по итогам референдума было отмечено, что за возвращение к политике квот голосовали районы, на самом деле, мало затронутые миграцией. Кантоны с наибольшим количеством иммигрантов, т. е. успешно освоенные массовой миграцией, проголосовали за сохранение нынешней миграционной политики.

"Это поворотный момент, смена системы с далеко идущими последствиями для Швейцарии", - так прокомментировала итоги референдума министр юстиции Швейцарии Симонетта Соммаруга. Референдум знаменует пересмотр отношений Швейцарии с Евросоюзом. Между Швейцарией и странами ЕС в 2002 году вступило в силу положение о свободной миграции между Швейцарией и странами ЕС. Однако вместо ожидаемых 8 тысяч европейских мигрантов в Швейцарию ежегодно стало прибывать около 80 тысяч человек - 70% из них из стран Евросоюза. На настоящий момент Швейцария имеет в Европе одну из самых высоких пропорций иностранцев в составе своего населения - около 27%. Для сравнения в соседней Германии этот показатель составляет 9%. В 2012 году Швейцария уже ввела явочным порядком ограничения для мигрантов из "новых" стран-членов ЕС. ЕС тогда сделал вид, что не заметил. Итог референдума, таким образом, знаменует тенденцию. Миграция, конечно, в Швейцарию не прекратится, но возвращение квот будет означать, что швейцарцы сами хотят решать, кто приедет в их страну, а кто - нет. Сейчас группа активистов в Швейцарии добивается ограничения иммиграции в страну ежегодным показателем в 0,2% от ее населения, надеясь инициировать подобного рода референдум в Швейцарии в следующем году.

Результат референдума может означать и политический кризис в Швейцарии, поскольку шесть из семи министров правительства, представляющих левые партии, выступали за сохранение прежних миграционных норм. Но это уже частности.

Взрыв национального энтузиазма в альпийской республике означал на следующий день похмелье в европейских столицах. Значение итогов референдума в Швейцарии выходят за рамки национальных границ, поскольку демонстрирует угрозу общеевропейской политике складывания единого европейского пространства. Германская Westdeutsche Zeitung в связи с итогами швейцарского референдума заметила: "странные конфедераты, которые хотят сейчас идти своим собственным упрямым путем". Европейская комиссия сделала заявление по итогам референдума в Швейцарии, что будет "изучать" возможные последствия после того, как правительство Швейцарии определит ясно, что оно планирует делать. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус на следующий день после референдума заявил, что Европейский Союз вынужден будет пересмотреть свои отношения со Швейцарией. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в интервью немецкому общественному каналу ARD выразил сожаление по поводу швейцарского результата и пообещал "много неприятностей для Швейцарии".

Швейцария и ЕС установили отношения на основании соглашения о свободе торговли в 1972 году. Отношения Швейцарии и ЕС регулируются сотней двусторонних соглашений и договоров. Сейчас резких движений ожидать не следует. Швейцарии в течение трех ближайших лет придется пересмотреть ряд своих двусторонних соглашений с Европейским Союзом. В связи с соглашением о свободе передвижения Швейцария имеет семь связанных с ним договоров. В частности, весьма важным из них является соглашение о взаимном признании оценки соответствия. Оно позволяет швейцарским компаниям выходить на Общий рынок со своими товарами без сертификационного аудита. Если договор о свободе передвижения становится недействительным, то и другие соглашения между Швейцарией и ЕС из-за их правовой взаимосвязанности утратят силу. Речь может пойти даже о прекращении членства Швейцарии в Шенгенской зоне. Под сомнение могут быть поставлены соглашения о воздушном транспорте, сельском хозяйстве, научных исследованиях и энергетике. Маловероятно, что Брюссель в обстановке кризиса будет готов предложить швейцарцам значительные уступки по этим направлением. В итоге швейцарские фирмы могут лишиться беспрепятственного доступа к 500 миллионам потребителей Европейского Союза. Напомним, что один из трех франков своего оборота Швейцария получает от своих отношений со странами Европейского Союза. По принципу взаимности ограничения в Европе должны будут распространиться на граждан Швейцарии, которые сейчас также имеют право на свободный въезд и работу в странах-членах ЕС.

По итогам референдума Швейцарии придется разработать и принять новый закон, устанавливающий квоты, ограничивающие число иммигрантов из европейских стран, а также право иммигрантов привозить с собой свои семьи. Противники референдума утверждают, что меры по ограничению иммиграции нанесут вред экономике Швейцарии и обострят проблему нехватки в стране высококвалифицированных специалистов. В настоящее время безработица в Швейцарии находится на самом низком уровне в Европе - около 3,1%. Заметим, что Швейцария испытывает дефицит не только в квалифицированной рабочей силе, но и в сфере сервиса.

Миграция стала тем политическим вопросом, который разделяет общество в Европе, особенно после начала финансового кризиса 2008 года. В связи с потоком миграции растет беспокойство в процветающих странах Европы. Их система социального обеспечения не может справиться с наплывом рабочей силы из стран Восточной и Центральной Европы и более бедных южных стран-членов Европейского Союза. В странах Старой Европы стали консолидироваться на антииммигрантской платформе правые партии: во Франции - это Национальный фронт (FN) Марин Ле Пен, в Нидерландах - Партия за свободу (PVV) Герта Вилдерса, в Бельгии - партия "Фламандский интерес" Брюно Валкенирса, в Финляндии - партия "Истинные финны" Тимо Сойни, в Дании - Датская народная партия (DF) Петера Скаарупа, в Австрии - Австрийская партия свободы (FPÖ) Хайнц-Кристиан Штрахе, в Италии - партия "Северная лига" (Liga Nord) и т. д.

Вчера лидер Австрийская партия свободы (FPÖ) Хайнц-Кристиан Штрахе поздравил швейцарский народ с замечательным достижением и отметил, что в Австрии будет аналогичный результат в случае проведения подобного референдума. Итог швейцарского голосования вдохновляет германскую партию евроскептиков "Альтернатива для Германии" (AfD) на инициацию подобного референдума в Германии. Лидер Ukip и депутат Европарламента Найджел Фарадж был в восторге от происходящего: "Прекрасная новость для национального суверенитета и любителей свободы по всей Европе".

Для правого популизма итоги швейцарского референдума стали "решающим сигналом" перед европейскими выборами мая 2014 года. Цель европейской правой - одна треть мест в будущем Европарламенте. Здесь надо отметить, что партии евроскептиков всегда показывают более высокий результат на европейских, чем на национальных выборах. Иногда эта разница имеет кардинальное значение. Например, Партия независимости Соединенного Королевства (Ukip) на всеобщих выборах в Великобритании 2010 года получила 3,1% и не попала в парламент, а на европейских - 2009 года - 16,5% (13 депутатов Европарламента). Согласно опросам общественного мнения, британская Ukip может получить около 30% голосов британских избирателей на предстоящих европейских выборах. Национальному фронту Марин Ле Пен прогнозируют 20%.

Итоги швейцарского референдума усиливают евроскептические позиции Великобритании в ЕС. Против миграционной политики Евросоюза традиционно выступает эта страна. Правда, недавно выяснилось, что 2 млн. ее граждан нашли постоянное место жительства в других странах ЕС. Тем не менее, нынешний премьер-министр Великобритании консерватор Дэвид Кэмерон настаивает на приоритете национального законодательства в определении национальной политики по отношению к мигрантам. Антииммигрантские подвижки отмечены в последнее время в политике правительства Ангелы Меркель в Германии, которое рассматривает возможности ограничения социальных льгот мигрантам.

Возникает вопрос: почему Швейцария и швейцарцы стали первыми? Заметим, что самый драматичный эффект в результате референдума должны будут испытать соседние с Швейцарией Германия, Франция и Италия. Особая история Швейцарии с ее нацией, состоящей из четырех языковых сегментов, облегчала миграцию именно из этих соседних стран с последующей адаптацией мигрантов в Швейцарии. В Швейцарии в настоящее время живет и работает 300 тыс. граждан Германии, 200 тыс. - Франции. В этой связи германская Stuttgarter Nachrichten заметила: "Теперь многие немцы, которые ищут хорошо оплачиваемую работу в Швейцарии, приобретут совершенно новый опыт, когда вдруг посмотрят на другую страну глазами румын и болгар".

По-видимому, причина кроется в особенностях национального менталитета швейцарцев. Германский Spiegel назвал этот феномен "противоречивой самооценкой" швейцарцев. Швейцария рассматривает себя в качестве нации созданной по воле народа. Сообщество, решившее объединиться и создать собственное государство, изначально состояло из немецкоязычных областей, которые не хотели принадлежать к Германии, франкоязычных, не желавших быть частью Франции и романоязычных, не считавших себя за Альпами частью Италии. Альтернативой стать Германией, Францией оказалось сообщество, определившее и осознавшее себя "швейцарцами". Однако идентичность, построенная на отрицании, имеет свои слабые стороны, которые определились, когда героические времена Вильгельма Телля прошли и стали частью мифологии национальной идентичности швейцарцев. После этого единственной современной основой национальной идентичности, построенной на отрицании родственных по языку соседей, стала идея национального процветания и благополучия. Основой идентичности стала вполне протестантская мечта быть богаче всех окружающих вас. Но у швейцарской национальной идеи есть оборотная сторона. У тех, кто имеет много, есть что терять. Миграция соседей в Швейцарию создавала экзистенциальное чувство уравнивания стандартов жизни с соседями. Это и создало угрозу национальной идентичности - фобии, что отразилось на прошедшем швейцарском референдуме.

Швейцарцы, действительно, боятся грядущих перемен. Председатель Швейцарской народной партии Тони Бруннер так определил итоги референдума: "Сейчас Швейцария играет роль пионера для всей Европы". Если "Европа ценностей" начнет сыпаться, то логично предположить, что этот процесс разрушения начнется с периферии. В случае со Швейцарией речь идет о такой периферии, как богатая "дыра" в самом центре Европейского Союза. Это тот случай, когда периферия оказалась центром, а "дыра" стала грозить поглощением "европейских ценностей".