4 ноября в Овальном зале Дома правительства состоялось торжественное собрание, посвященное подведению итогов завоза грузов в навигацию 2003 года и задачам по подготовке к навигации 2004 года.

Прошла беспрецедентная по гидрологическим условиям и по уровню государственных стратегических, тактических решений навигация. В завозе грузов приняли участие более 20 тысяч человек - это портовики, экипажи судов и буксиров, работники водных путей, нефтегазового хозяйства, поставщики и грузополучатели.

Торжественное собрание кратким вступительным словом открыл председатель правительства республики Саха (Якутия) Егор Борисов. С докладом об итогах завоза в навигацию 2003 года и задачах по подготовке к предстоящей выступил председатель Госкомитета по торговле и материально-техническим ресурсам Родион Федоров.

Небывало низкий уровень воды на участке Осетрово - Киренск, продержавшийся с 17 июня по 29 июля, поставил на грань срыва завоз грузов для государственных нужд. Благодаря своевременному указу президента республики "Об объявлении чрезвычайной ситуации на территории республики Саха (Якутия)" и создании межведомственной оперативной комиссии, был разработан и принят стратегически верный трехвариантный план действий, учитывающий развитие ситуации на реке и обеспечивающий обязательное выполнение задач по завозу грузов.

Правительству республики удалось мобилизовать все силы и возможности республики, консолидировать всех участников навигационного конвейера независимо от административно-территориальной подчиненности и принадлежности к разным формам собственности.

В период мелководья на Верхней Лене на перевозках был задействован весь мелкосидящий малотоннажный флот, в Киренске была организована перевалка грузов на крупные суда, а в Петропавловске - нефтепродуктов на танкеры. Своевременно и оперативно часть нефтепродуктов была переадресована на Северный морской путь, часть - на железную дорогу до станции Томмот. В августе, когда уровень воды на реке начал подниматься, навигационный конвейер отправлял до 12-14 тысяч тонн нефтепродуктов в сутки.

Для покрытия вынужденного удорожания транспортных расходов по инициативе руководства Якутии правительством России было принято решение о выделении дополнительных финансовых средств в сумме 245 миллионов рублей. Для обеспечения судоходства на Верхней Лене для ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" из федерального бюджета было выделено 100 миллионов рублей.

Благодаря своевременно принятым президентом и правительством республики Саха (Якутия) неординарным управленческим мерам, всего завезено, с учетом хозяйствующих субъектов, 870 тысяч тонн нефтепродуктов, что составляет 98,7% от общих плановых объемов. Государственные потребности обеспечены на 100%.

Для госнужд завезено 901 тысяча тонн угля, 174 тысячи тонн нефтяного и 25 тысяч тонн газоконденсатного котельного топлива, 13,8 тысяч тонн продовольственных товаров, 4,3 тысяч тонн продукции производственно-технического назначения.

В целом, указы, задания и поручения президента республики Саха (Якутия) по обеспечению завоза топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения выполнены.

Один из активных участников северного завоза, начальник службы арктических перевозок ОАО "ЛОРП" Василий Готовцев, награжденный указом президента республики знаком отличия "Гражданская доблесть", особо подчеркнул значение человеческого фактора в экстремальных условиях, как сплоченность, трудоспособность и характер северян. "Очень коротким был паводок на реке Амга, - сказал он. - Однако, нынче сумели за 5 суток завезти и выгрузить такой объем грузов, какой выполняли раньше за 15 дней. В арктические улусы речники завезли 375 тысяч тонн грузов и полностью обеспечили их потребности".

В торжественной обстановке премьер-министр республики Егор Борисов вручил большой группе участников навигации-2003 государственные награды. Мастера искусств республики выразили признание труженикам северного завоза своим творчеством.

После торжественного собрания, Егор Борисов дал интервью представителям СМИ. В частности, он отметил, что в критические моменты навигации-2003 президент и правительство республики принимали самые оптимальные решения. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что амплитуда возможных транспортных расходов колебалась от 200 до 800 миллионов рублей. Завоз грузов завершен с минимальными дополнительными затратами, сообщило ЯСИА.