Перед возобновлением мирной конференции по Сирии 10 февраля необходимость в её работе практически отпала. На ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности выдвинуты идеи, отклоняющиеся от нынешнего формата внутрисирийского урегулирования в рамках процесса "Женева - 2". Со ссылкой на посвящённые источники обнародованы сообщения о предложении Соединёнными Штатами новой формулы переговоров. В соответствии с ней, к урегулированию должны быть привлечены главные внешние силы, стоящие за сирийскими властями и местной оппозицией. Если верить информированным дипломатам, к их числу американская дипломатия относит Турцию и Саудовскую Аравию, а также Иран.

Все они могут быть привлечены к участию в новом механизме выработки решений по Сирии. Интересно, что Вашингтону понадобилось длительное время, чтобы осознать нерешаемость сирийского конфликта без непосредственного участия основных ближневосточных сил. Госсекретарь Джон Керри сделал своему российскому коллеге Сергею Лаврову предложение обдумать новый субъектный состав сирийского урегулирования, по всей видимости, в виду окончательного склонения Вашингтона к выводу о неопределённо затяжном характере нынешнего противостояния внутри Сирии.

Озвученные недавно оценки американского разведсообщества (доклад директора Национального совета по разведке США "Worldwide Threat Assessment 2014") свидетельствуют именно об этом. В такой ситуации совместное задействование Турции, Саудовской Аравии и Ирана представляется обнадёживающим алгоритмом создания конструктивной площадки диалога по Сирии.

Пока абсолютно неясно, каким образом будут сочетаться механизмы в виде формата "Женева - 2" и предполагаемой новой формулы урегулирования с привлечением крупных ближневосточных сил. Первые "пробросы" дипломатических источников указывают на предуготованный новому механизму дополнительный к конференции "Женева - 2" характер. Это станет неким параллельным треком развёрнутой вокруг Сирии дипломатии, участниками которой станут США, Россия и указанные выше "регионалы". Возможно, главные мотивы к инициированию нового механизма следует искать в склонении всех конфликтующих в Сирии сторон к прекращению огня, созданию и безопасной работе гуманитарных коридоров. Чувствуя за собой поддержку внешних спонсоров, ни одна внутрисирийская группировка, включая сам Дамаск, не будет последовательна в вопросе заключения перемирия на фронтах.

Между тем, одними сирийскими целями выдвинутая американской дипломатией инициатива не ограничивается. Необходимо представлять нынешнюю ближневосточную "палитру" межгосударственных конфигураций в общем контексте. Непременным атрибутом последнего является вопрос урегулирования отношений Запада с Ираном, в отношении которого некоторые влиятельные региональные силы заняли жёсткую или близкую к ней оппозицию. На март запланирован визит президента США в Саудовскую Аравию. 14 февраля в калифорнийском поместье Саннилэндс Барак Обама проведёт встречу с королём Иордании Абдаллой II. Госсекретарь Джон Керри развил новую активность в палестино-израильском процессе. Таким образом, с учётом текущего и престоящего насыщенного графика внешнеполитических встреч и консультаций, налицо активизация ближневосточной политики США.

На самом деле, у сверхдержавы на сегодня нет выверенных планов действия. На Ближнем Востоке США продвигаются исключительно по принципу "проб и ошибок". Процесс восстановления отношений с Ираном запущен, но его конечные цели не совсем понятны для США. Что можно будет считать конечной точкой урегулирования с учётом противодействующей сближению Запада с Ираном позиции известных ближневосточных сил, а также отказа самого Тегерана полностью свернуть свою ядерную программу? Единственный выход - продвижение от одной промежуточной точки урегулирования к другой. Но здесь вступает в свои права именно "стратегия проб и ошибок". Достаточно внушительный дипломатический капитал уже вложен в реализацию идеи "Женева - 2". Теперь делается попытка "реинвестировать" ресурсы в условный вариант "Женева - 2,5" (Турция - Саудовская Аравия - Иран). Параллельно американцы пытаются обнаружить новые точки опоры или восстановление старых в отношениях со всем спектром ближневосточных акторов.

Сверхдинамичная смена приоритетов, сопровождающаяся выдвижением "креативных" идей - явное свидетельство потери Вашингтоном пульса ближневосточных развитий. Ранее Россия уже выдвигала предложения по созданию региональных форматов для содействия процессу урегулирования в Сирии. Правда, предложенные Москвой форматы несколько отличались от американской "разработки". Смоленская площадь осенью 2012 года поддержала идею формирования региональной "четвёрки" (Египет, Иран, Саудовская Аравия и Турция). Но затем от кандидатуры Каира пришлось отказаться в силу понятных причин (сам Египет вошёл в фазу "тектонических" внутриполитических процессов). Но идея России была особо востребованной (и, по сути, остаётся таковой до сих пор) в своём главном смысле: действенные решения по Сирии не могут быть приняты без участия крупнейших ближневосточных государств.

В ближайшие недели следует ожидать продолжения вялотекущего мероприятия "Женева - 2" в швейцарском Монтрё, которое усилиями американцев ещё более потеряло свою ценность для реального урегулирования в Сирии. Перенос акцентов с внутрисирийского диалога на внешний круг вовлечения региональных сил может дать шанс для установления мира в этой арабской стране. Многое будет зависеть от взаимных попыток, например, Саудовской Аравии и Ирана наладить канал конструктивного общения. Тегеран уже приоткрыл свою дверь для этого, ожидая соответствующих шагов от Эр-Рияда. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф 2 февраля заявил, что его страна готова к налаживанию отношений с Эр-Риядом на конструктивной основе разделяемых обеими региональными державами интересов поддержания стабильности на Ближнем Востоке. Но и здесь шансы на прорывы выглядят весьма призрачно. Осенью прошлого года (важно подчеркнуть, что в самый канун заключения 24 ноября в Женеве известных соглашений стран "шестёрки" с Ираном) саудовцы подняли планку претензий к иранцам до абсолютно неприемлемого для последних уровня - "обуздание ядерной программы". Также с их стороны прозвучали заявления о непонимании той спешки, которую проявляют США по отношению к Ирану в общем пересмотре свой политики в регионе.

Видимо, объяснять "поспешность" своих действий президенту США придётся в следующем месяце в ходе личных встреч с монаршей семьёй Саудовской Аравии. Придумать более уничижительную ситуацию для сверхдержавы было бы трудно в предыдущие несколько лет. Но кто не может предложить ничего лучше "стратегии проб и ошибок" должен быть готов и к таким ситуационным поворотам.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM