4 февраля 2014 года в Киев прибыла верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. Эштон определена Европейским Союзом (и Германией) на роль "главного посредника" в деле урегулирования политического кризиса на Украине. В западных СМИ накануне визита утверждалось, что она предложит руководству Украины "деньги в обмен на политическое решение кризиса". Однако американское издание The Wall Street Journal заранее предупреждало, что "правительство Януковича проявляет прохладу к плану финансового спасения США и Европы".

В среду утром верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон встретилась с президентом Украины Виктором Януковичем. Пресс-секретарь Эштон - Майя Косьянчич перед встречей заявила, что у ЕС и США все еще нет конкретного плана по вопросу оказания Украине финансовой поддержки, а в Евросоюзе все еще "рассматривают возможности поддержки Украины во время кризиса". Вместо предъявления чека с прописанной на нем суммой Эштон собиралась лишь говорить с Януковичем "о ситуации с очень конкретными правилами и очень конкретными шагами, которые должны быть сделаны". Некоторые европейские дипломаты были обеспокоены тем, что Эштон будет продавать помощь слишком дешево. Но, как оказалось, в практическом плане верховный представитель ЕС пришел к Януковичу с пустыми руками.

Крайнюю линию в ЕС в отношении кризиса на Украине сейчас демонстрируют прибалтийские лимитрофы - Литва и Эстония. Литва активно продвигает идею санкций. Однако, несмотря на заявление министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера в интервью каналу ARD "мы должны продемонстрировать санкции как угрозу", Германия по-прежнему не поддерживает введение персональных санкций против руководства Украины. Введение санкций будет означать, что идущий между Брюсселем и Киевом политический диалог мертв. По итогам встречи Эштон и Януковича именно министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер подтвердил, что санкции по отношению к украинскому руководству пока применяться не будут.

Что касается Эстонии, то 5 февраля 2014 года председатель комитета по внешней политике парламента Эстонии Марко Михкельсон в статье, опубликованной на информационном ресурсе Евросоюза EUObserver, фактически, признал провал европейского "посредничества" в Киеве. ЕС не в состоянии придумать адекватный ответ на события, утверждал он. Михкельсон полагает: "Настало время для плана Б", который должен явить миру "более жесткую политику ЕС". Для этого крайне необходима "подлинная поддержка всеми 28 странами" Евросоюза. В чем должен заключаться "план Б" по Михкельсону? Вот три пункта:

- во-первых, ЕС должен принять более заметную политическую позицию, оставаясь посредником;

- во-вторых, ЕС "должен прекратить свое лицемерие о перспективе членства Украины в ЕС", т. е. дать гарантии вступления во временной перспективе Украины в Евросоюз;

- в-третьих, западные державы должны созвать конференцию, чтобы создать кредитный пакет для стабилизации и модернизации украинской экономики, которая сейчас идет к полному краху. Участниками этой конференции должны, по замыслу эстонца, стать ЕС, США, Канада и Международный валютный фонд.

Первый пункт "плана Б" Михкельсона бессодержателен, второй невыполним из-за текущего состояния дел в Евросоюзе и системы принятия решений. Третий - еще раз выдает, что прозвучавшее на конференции в Мюнхене из уст Эштон обещание "значительной краткосрочной финансовой помощи" было блефом. Выделение финансовой помощи требует согласования позиций основных центров Запада. Согласно другим источникам, также озвученных EUObserver, но в другой публикации, "пул международных доноров" во имя демократического и процветающего будущего Украины будет состоять: из ЕС, США, Норвегии, Японии и... Азербайджана. Последний, похоже, записали в возможные доноры Украины без предварительного согласия.

Германия в день переговоров Эштон в Киеве была занята "третьим пакетом помощи" Греции, предварительно определяемым в €10-20 млрд., при тех условиях, что Греция уже получила в виде кредитов "спасения" €240 млрд., имея уровень национального долга в 176% от ВВП, дефицит бюджета в €15 млрд. за прошлый год и в €5 млрд. ко второй половине этого года и необходимость погасить в мае 2014 года гособлигации на сумму в €11 млрд. Подобный фон делает крайне нежелательным конкретные разговоры о помощи Украине в Германии. Известия о появлении на горизонте этого "нового нахлебника" уже вызвало чувство крайнего раздражения у граждан этой страны. "В Евросоюзе нет конкретного плана финансовой помощи Украине", - утром 5 февраля констатировала Deutsche Welle еще до начала переговоров Эштон и Януковича. Финансовые эксперты считают, что экономически больной Украине потребуется до $20 млрд. к марту 2015 года, написала германская Frankfurter Rundschau. Тема финансовой помощи Украине может быть затронута 10 февраля 2014 года на Европейском совете министров иностранных дел стран-членов ЕС, которые однако могут решать лишь политические, но не финансовые вопросы.

В принципе, для Евросоюза, имеющего на третий квартал 2013 года совокупный суверенный долг государств-членов в одиннадцать с лишним триллионов евро или 86,8% от совокупного ВВП всех стран-членов ЕС, еще €15-20 млрд., списанных в долг - это не деньги. Но как принять по ним согласованное решение в условиях общей политики бюджетной экономии, не вызвав дополнительное раздражение избирателей как раз под предстоящие выборы в Европейский парламент?

Далее о политической составляющей пакета Эштон. Во вторник 4 февраля события в Киеве, в Верховной раде, продемонстрировали, что оппозиции не удалось заручиться поддержкой депутатов для конституционной реформы с целью ослабления полномочий президента. По формальным основаниям, изменение Конституции может быть поставлено на голосование в Верховной раде не раньше сентября 2014 года. Это мгновенно заставило Запад еще до начала миссии Эштон в Киеве скорректировать своей позиции. Требование конституционной реформы было убрано из пакета предложений президенту Януковичу. Глава комиссии по внешней политике Европейского парламента Эльмар Брок в этот день явно отстал от динамики событий, когда в интервью Neue Osnabrücker Zeitung продолжал связывать конституционную реформу с условием получения финансовой помощи от Евросоюза. 4 февраля 2014 года координатор германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД Германии Гернот Эрлер в интервью немецкой общественно-правовой радиостанции Deutschlandfunk рассказал о том, на каких условиях и когда Украина может рассчитывать на финансовую помощь Запада.

Как отметил немецкий политик, изменение конституции Украины не является одним из условий предоставления финансовой помощи. Эрлер признал, что "украинская оппозиция, которая сейчас борется за власть в Киеве, нуждается в экономических перспективах". По признанию германского координатора политики "Восточного партнерства", Украина - "довольно близка к банкротству". При этом если Янукович имеет преимущество в виде поддержки России, у оппозиции нет возможности ответить на вопрос "как мы переживем этот и следующий год" с позиции экономики. Таким образом, по мысли Эрлера, без финансового предложения Запада образуется существенный дисбаланс. В этих условиях Януковичу выдвигается единственное основное условие - образовать временное правительство, которое сформирует оппозиция. Говоря о предоставлении финансовой помощи Украине Западом, Эрлер назвал суммы, которые были озвучены ранее представителями и ЕС, и России, т. е. о $15-20 млрд. И, поскольку речь идет о перспективе, то сейчас нет нужды предъявлять президенту Украины чек с определенной финансовой суммой.

Financial Times в своей публикации в тот день также высказалось в том смысле, что Запад должен быть готов немедленно предоставить Украине финансовую помощь, если вдруг к власти придет правительство оппозиции. Для срочной стабилизации украинской экономики потребуется "инъекция" от МВФ в несколько миллиардов долларов. Итак, получается, что после того, как оппозиция сформирует правительство, оно пойдет брать в долг деньги у МВФ. В этом и будет выражаться "финансовая помощь" Запада Украине.

Тем не менее, Европейский Союз готов предложить Украине программу экономической помощи и программу проведения реформ, заявил метящий на место премьера "шоколадный король" и народный депутат Верховной рады Петр Порошенко по результатам своей встречи с верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

Подведем итоги. Речь о "значительной краткосрочной финансовой помощи" ЕС больше не идет. Главным пунктом переговоров Эштон и Януковича становится создание "временного" или "переходного правительства".

В принципе, основной кандидат в премьеры от оппозиции Яценюк в интервью 4 февраля журналистам Financial Times в уклончивой форме выразил готовность возглавить это самое переходное правительство. Тем более, что президент Янукович уже высказал подобное пожелание. Financial Times выдала кредит доверия, назвав лидера фракции партии "Батькивщина" Арсения Яценюка "одной из самых светлых голов украинской политики". 5 февраля в интервью Deutsche Welle "светлая голова" заявила: "Я готов потерять рейтинг, чтобы спасти страну". "Мы готовы взять на себя ответственность. Мы готовы возглавить правительство, если все посты в нем займут представители оппозиции", - заявил немцам Яценюк. Однако на пути Яценюка на премьерство встала Юлия Тимошенко, внесшая своим письмом к фракции "Батькивщина" разброд и шатания. Тимошенко потребовала от своей партии не голосовать за возврат к Конституции 2004 года и начать подготовку к досрочным выборам президента. Планы Запада не интересуют Юлию Владимировну. Законный фаворит Запада на пост премьера Яценюк дезавуирован истинным лидером партии. Яценюк не может теперь представлять оппозицию, поскольку не является теперь лидером партии "Батькивщина". Тимошенко так додержали в тюрьме, что в нужный момент она стала путать карты в игре, не интересуясь по каким правилам сейчас играют.

Таков итог первого дня посреднической миссии Эштон: ни "значительной краткосрочной финансовой помощи", ни своего фаворита на пост премьера временного правительства. Работа Эштон в Киеве продолжается.