5 ноября в залах Архангельского музея изобразительных искусств начнет работать выставка "Крестьянская живопись Поважья", которая открывает и для истории, и для науки, и для искусства, и для широкой публики новый, совершенно особенный центр народной росписи по дереву на Русском Севере - Важский.

В музеях Архангельской области хранятся уникальные предметы с росписями мастеров Поважья, собранные музейными экспедициями на территориях Вельского и Шенкурского районов. Поважские мастера были универсалами, они писали иконы и в то же время расписывали и прялки, и мебель, интерьеры, фасады и фронтоны своих домов и даже делали народные картинки - своеобразные и нередко полные юмора картины местной жизни, напоминающие лубок, но только в единственном экземпляре.

Поражают сюжеты. Здесь есть и парные портреты хозяина и хозяйки - даже в обнимку - на фронтонах домов, на прялках, на створках шкафов. И наряду с непременной принадлежностью каждого крестьянского двора - коровами, курами и петухами - экзотические львы и единороги. И изображения на тех же створках персонажей, которые очень напоминают царствующих особ второй половины XIX века. А уж в народных картинках фантазия местных мастеров не знала предела. Особенно интересно - и это встречается только в Поважье - отражение в этих народных картинках жизни 20-х годов минувшего века, уже в советский период. Мастера, что называется, шли в ногу с эпохой. Здесь и "Первая лампочка на селе", и "Письмо о смерти Ленина", и "В деревенском загсе", и "С песней по селу", и "Быт старой деревни".

"Нам удалось установить имена местных живописцев, - рассказывает искусствовед Татьяна Кольцова, в течение многих лет исследующая важскую живопись и воглавляющая подготовку выставки. - Наиболее известные из них - Михаил Кичин из Шенкурска и Константин Третьяков из Вельска. Самое интересное, что все они - художники-иконописцы, которые в свое время поучились в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Но тут пришла революция, надобность в иконах как бы отпала, и они вынуждены были либо зарабатывать на революционных лозунгах, либо искать себя в прикладном мастерстве. Таким прикладным мастерством стали картинки для односельчан. Эти циклы крестьянской жизни рассматриваешь с огромным интересом".

Выставка готовится уже семь лет. Помимо музейного объединения "Художественная культура Русского Севера, в исследовании интереснейшего и оригинального провинциального художественного центра Русского Севера участвуют специалисты Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы", Шенкурского и Вельского краеведческих музеев, а также учащиеся художественных школ Шенкурска и Вельска.

На выставке планируется показать около 250 экспонатов. Две трети из них зрители никогда еще не видели. Впервые будут представлены, к примеру, изделия крестьянской росписи по дереву - прялки, дуги, туеса - с уникальными важскими орнаментами, домовая роспись важских мастеров - шкафы-заборки, фронтоны домов с портретами крестьян, иконы, бытовавшие в Поважье, самобытная провинциальная живопись - те самые народные картинки.

Все произведения за семь лет отреставрированы силами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря и его Архангельского филиала.

"Много лет нам помогают специалисты отдела реставрации скульптуры из центра Грабаря, - говорит Татьяна Кольцова. - Когда их попросили помочь с важской росписью, московские реставраторы, не задумываясь, выехали в Шенкурск и Вельск и бесплатно там работали. В общей сложности в ходе подготовки выставки для музеев Архангельской области отреставрировано свыше двухсот памятников. Это колоссальная работа и очень сложная. Многие памятники, которые мы привлекли, оказались просто в аварийном состоянии. Не просто было реставрировать шкафы необычных форм, еще сложнее - резные дуги. А реставрация фронтона дома Горбуновых, на котором написаны совершенно удивительные портреты хозяев, и даже корова там есть, - была просто экспериментальной. Подобная работа проводилась впервые в стране. Для этого мы вызывали опытнейших реставраторов из Петербурга. Только они обладают редкой методикой укрепления данного типа росписи.

В общем, в подготовке памятников к выставке участвовали лучшие российские реставраторы. И, тем не менее, поскольку важская роспись не была исследована, в процессе работы пришлось проводить целый ряд химических анализов и вырабатывать наилучшие методики для реставрации каждого памятника".

Выставка открывает доселе не известную и прекрасную страницу северорусской культуры.