Обсуждение проблем местного самоуправления в последнее время приобрело новое звучание, пишет "Росбалт". Во многом этому способствовал президент страны Владимир Путин, включивший реформу МСУ в свое последнее послание Федеральному собранию.

Однако решение актуальных вопросов пока "буксует" на бюрократическом уровне. На днях рабочая группа по реформе МСУ приступила к анализу предложений муниципальных чиновников. Среди 500 поданных инициатив большое число противоречивых. К примеру, часть региональных "муниципалов" просит увеличить финансирование и оставить все как есть, другие предлагают передать на федеральный уровень дорожное строительство и местный транспорт, радикалы требуют упразднить самоуправление на городском и районном уровнях, оставив его на уровне поселений.

Решено "посмотреть, что мешает МСУ, что можно сделать, не трогая закон о местном самоуправлении" (такого мнения придерживается, к примеру, сопредседатель рабочей группы сенатор Степан Киричук). То есть - можно ли обойтись малой кровью и "косметическим ремонтом".

К проекту реформы непосредственных ее субъектов - чиновников местного уровня, - привлекают лишь на уровне подачи инициатив. На выходе, таким образом, получится поверхностная реформа, удобная лишь для федерального центра. Самих муниципалов подобная пассивная функция не устраивает, и они начинают проявлять инициативу "снизу". К примеру, уже готовый рецепт комплексных преобразований опубликовал недавно в "Российской Газете" заместитель городского головы, начальник управления экономики города Калуги Андрей Никишин. Он предлагает сделать 7 простых шагов, чтобы вывести муниципальное самоуправление на качественно новый уровень. Первое же предложение калужского чиновника выглядит революционно: он предлагает сделать высшим должностным лицом муниципалитета главу исполнительной власти, главу администрации. Нынешний закон предполагает, что городской глава (сити-менеджер) занимается решением текущих задач, тогда как мэр разрабатывает долгосрочную стратегию развития города и занимается связями с вышестоящим руководством. "На практике получается чехарда. Мэром люди называют и представляют градоначальника - главу исполнительного органа власти. Ведь именно он обладает реальной властью в городе", - указывает Никишин.

Следующий пункт - отмена выборов главы города в пользу назначения градоначальника губернатором. Значительная доля инициатив с мест, направленных в рабочую комиссию, содержит такое же предложение. Выборы мэров городов для местного самоуправления, как ни парадоксально, оказались не нужны. Никишин указывает, что процедура выборов - затратна, и зачастую неэффективна: при низкой явке к власти может прийти человек, представляющий меньшинство, пусть и активное. При этом он может не сработаться с губернатором, что чревато конфликтами и, как следствие, замедлением развития региона.

Последующие шаги - не такие кардинальные. К примеру, Никишин предлагает запретить (во избежание конфликта интересов) муниципальным депутатам занимать руководящие должности в городских предприятиях и бюджетных учреждениях. Другая важная задача - создание реестра чиновников, непригодных для службы на всех уровнях власти, некоего "черного списка", чтобы взяточники и казнокрады не меняли места работы в бюрократическом аппарате. Создание настоящего кадрового резерва на местах, применение правила "чиновник не должен занимать одну и ту же должность более 3 лет" должно повысить качество управления, сократить коррупцию и сформировать профессиональную команду управленцев не только муниципалитетов и регионов, но и по всей стране.

Еще один важный вопрос - определение полномочий муниципалитетов, обеспеченных реальным финансированием. В настоящее время на местном уровне власти вынуждены решать задачи, на которые им не выделяется ни копейки денег. В результате им приходится либо обращаться за помощью к бизнесу, либо выкручиваться самим, превышая полномочия. Политолог, эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов в общем и целом поддерживает подобные инициативы, отмечая, что "они должны идти именно из регионов": "Чем больше предложений на тему реформирования муниципальной власти и ее функционирования будет поступать, тем проще и быстрее найдется оптимальный вариант". По словам эксперта, он полностью разделяет идеи, что мэром должен быть глава исполнительной власти, что депутатов лучше не допускать к руководству муниципальными предприятиями и учреждениями, а так же позитивно оценивает предложения о создании кадрового резерва и подкреплении полномочий муниципалитетов реальным финансированием. Что касается создания кадрового резерва, то тут, по мнению Слатинова, было бы логично создать специальные органы управления госслужбой, которых сегодня в России нет, и отдать им на аутсорсинг формирование "списков", полномочия по "распределению" кадрового резерва. Владимир Слатинов уверен, что межрегиональный кадровый обмен вообще помог бы частично решить проблемы отстающих регионов. В то же время ряд идей Андрея Никишина надо уточнить и дополнить, полагает Слатинов. Например, приведение структуры управления к единообразию, на его взгляд, не всегда возможно: "Не нужно забывать о том, что мы живем в стране, площадь которой огромна, соответственно многие ее территории имеют свои специфические особенности, которые очень важно учитывать". Он считает, что некие общие черты для всех муниципалитетов выработать можно, и они в принципе выработаны уже, возможно, нужна лишь доработка этих общих черт, но все-таки не единая схема". Не нашла поддержки у Владимира Слатинова идея по реестру "непригодных" чиновников: "Во-первых, это неконституционно. А, во-вторых, дисквалификация, а, по сути, речь идет именно о ней, все-таки должна совершаться кем-то с большими полномочиями, например, судом. Но большой и очень спорный вопрос, какими могут быть критерии этой самой дисквалификации". "Я позитивно оцениваю попытки сформировать на уровне крупных городов госуправление, которое было бы частично подотчетным депутатам, но избиралось населением. Потому что это сохраняет населению возможность хотя бы косвенно, через депутатов, воздействовать на местное самоуправление. Полный уход от выборов выстроит исполнительную власть городов в вертикаль и будет противоречить Конституции. В то же время, когда глава города является носителем легитимности, так как избран населением, а ресурсы и полномочия сосредоточены в руках сити-менеджера, конфликт неизбежен, что очень сильно сказывается на устойчивости городской власти", - подытожил Владимир Слатинов.

Калужский начальник управления экономики города, отмечает издание, не просто муниципальный служащий, а человек, успевший поработать и в федеральных структурах (таких, как ЦБ и администрация президента РФ).