"Кыргызстан традиционно придает высокое значение развитию отношений со всеми странами региона. Если же обозначать страны ЦА в порядке приоритетности/близости для Кыргызстана, то, на мой взгляд, это выглядело бы следующим образом: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан". Об этом, комментируя некоторые особенности взаимодействия республик Средней Азии, заявила в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" доцент Киргизского национального университета им. Ж.Баласагына Айгуль Тургунбаева.

"Основываясь на ряде важных показателей (от экономических до политических, например, количеству и качеству встреч лидеров и т.д.), Кыргызстану наиболее близок Казахстан. Согласно тем же показателям, а также фактору наличия/отсутствия общей границы, мною определено место и остальных стран ЦА. Очевидно, что планы по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз можно рассматривать как подтверждение намерения сохранить и укрепить близость с Казахстаном, а также Россией. Уверена, что нам нужно продолжать двигаться в том же направлении", - заметила она.

"С какими из стран ЦА у Кыргызстана существуют наибольшие сложности и что можно было бы порекомендовать в плане их преодоления? На фоне происходящих в последнее время событий, можно сказать, что это две страны, с которыми Кыргызстан не решил проблемы делимитации и демаркации границ - Узбекистан и Таджикистан. Разрешить эти проблемы можно лишь дипломатическим путем, возможно при посредничестве третьих сторон". "Какая из стран ЦА может стать центром регионального взаимодействия? На мой взгляд, ни одна из стран ЦА региональным лидером стать не может, иначе за более чем 20 лет независимости это произошло бы в той или иной форме. Вероятно, в случае с ЦА говорить о некоем центре сегодня неправомерно: слишком разные приоритеты, вектора внешнеполитического взаимодействия и т.д. А если и возможно в обозримом будущем формирование некоего единого центральноазиатского сообщества, то только с одним центром - Россией. Возможно, что после смены политических элит в Казахстане и Узбекистане ситуация изменится", - подчеркнула эксперт.

"Что необходимо сделать для активизации сотрудничества между странами ЦА? Несомненно, главной, системной мерой или ключевой задачей в нынешних реалиях может быть не только недопущение, но и предупреждение вооруженного конфликта в регионе. Тем не менее, возможно, что для активизации сотрудничества нужно начать с вопросов, носящих общерегиональный характер и, соответственно, требующих коллективного подхода - экология, культура и т.д. Например, сегодня проблемы своих мигрантов в РФ каждая страна ЦА решает в двустороннем режиме". "На мой взгляд, если бы проблема миграции была в сфере компетенции некоей наднациональной региональной структуры, наши граждане были бы более защищены.В качестве просто идеи: провести год культуры Центральной Азии. Ведь за 20 лет у нас выросло целое поколение людей, уже не идентифицирующих себя в качестве представителей центральноазиатской культуры", - заявила Тургунбаева.

"Способны ли или неспособны некие внешние силы сыграть позитивную роль в плане укрепления взаимодействия между странами ЦА? На этот вопрос объективно ответить сложно. Очевидно, способны, если будут в этом заинтересованы. До сих пор же мы этого не наблюдали. Внешние силы демонстрировали некоторую заинтересованность в сотрудничестве лишь по вопросам безопасности", - подчеркивает специалист.