Армения, согласно недавно подписанному с Россией соглашению, будет импортировать российское алмазное сырье на 6,5% дешевле, что, по мнению экспертов, есть один из бонусов вступления Армении в Таможенный союз. После заключения соглашения у армянской стороны появились надежды на реанимирование еще до глобального экономического кризиса процветающей алмазогранильной промышленности. Удастся ли Армении поставить сферу на рельсы развития, решить вопрос квалифицированной рабочей силы в составе Таможенного союза в условиях неустойчивого развития мировой экономики, рассказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM советник министра экономики Армении Артур Ашугян. Он в рамках интеграции Армении в Таможенный союз участвует и в переговорах с российской стороной в вопросе организации импорта российских алмазов в Армению.

ИА REGNUM: Г-н Ашугян Армения вступает в Таможенный союз и по уже заключенному договору с Россией экспертные пошлины помимо нефтепродуктов и газа, снимаются и с необработанных алмазов. Еще до глобального финансового кризиса сектор обработки алмазов в Армении был довольно развит. На данный момент сфера в упадке. По вашему мнению, как повлияет снятие экспортной пошлины на гранильную промышленность Армении?

Межправительственное соглашение "О сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения" было подписано 2 декабря 2013 года. Согласно этому документу, снимаются экспортные пошлины с трёх категорий товаров: газ, нефтепродукты и сырые алмазы. Относительно алмазов, совершенно естественно, что снятие экспортной пошлины обещает для наших гранильных предприятий большую перспективу развития. Мы оказываемся на один шаг впереди других стран-потребителей необработанных алмазов России. На самом деле мы имеем сырье на 6,5% дешевле. Вся эта отрасль в Армении направлена на гранильное производство. Одновременно с этим надо четко понимать, что эти шаги направлены на развитие именно гранильной промышленности. Нам дана такая прерогатива, и мы на более приемлемых условиях вступаем в эту игру.

С другой стороны, необходимо четко представлять, что реэкспорт необработанных алмазов запрещается. Прописанные в договоре условия жестко запрещают реэкспорт российских сырых алмазов из Армении в третьи страны. В принципе это совпадает с нашей позицией. Для нас это шанс реанимировать гранильную промышленность, обеспечить работой тысячи людей, составляющих основной актив сферы и, в конце концов, привлечь потенциальных инвесторов. При этом нужно четко понимать, что указанное соглашение направлено только лишь на привлечение инвестиций и увеличение мощностей гранильных предприятий страны, без осуществления реэкспорта. Алмазы должны обрабатываться в Армении, а дальше уже армянские предприятия распоряжаются готовыми продуктами - бриллиантами, куда, как и в каком объёме их экспортировать.

ИА REGNUM: Будут ли действовать квоты на импорт необработанных алмазов из России в Армению?

Квот, как таковых, не будет. Все строится на договорных отношениях, что прописано в соглашении. То есть все будет регулироваться по договорам между алмазодобывающими предприятиями, Гохраном России (Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) и нашими предприятиями. При этом еще раз отмечаю, что стоит вопрос жесткого кордона на реэкспорт.

ИА REGNUM: В каком состоянии на сегодняшний день находится сфера обработки алмазов в Армении?

Нельзя сказать, что сфера находится в хорошем состоянии. По сравнению с 2007-2008 гг. сфера сократилась в разы. Действуют от силы 20-25% существующих мощностей. Не работают крупнейшие игроки в этой области, такие, как "Шогакн", "Даймонтек" и пр. Кроме всего прочего, ухудшение положения дел в сфере обработки алмазов связано с мощным проседанием рынка, начиная с 2008 года, то есть после глобального кризиса. Здесь также сыграли роль другие чисто экономические факторы. Все-таки алмазы и бриллианты - предмет роскоши. В настоящее же время есть шанс исправить ситуацию, поскольку за этот период сравнительно улучшилась конъюнктура современной экономики. Не скажу, что период спада мировой экономики пройден, но общая экономическая конъюнктура улучшилась, плюс исключение экспортной пошлины в 6,5%. Норма прибыльности работающих в этой сфере компаний на этом уровне и находится.

ИА REGNUM: В сфере создаются выгодные условия для открытия гранильных предприятий. Если не ошибаюсь, в Армении также создается Свободная экономическая зона для ювелирных предприятий. В связи с этим вопрос - ведутся ли переговоры с потенциальными зарубежными инвесторами, и существуют ли уже договоренности по привлечению инвестиций?

Свободная экономическая зона практически уже создана, но не нужно путать две вещи - это не ювелирный рынок. Это отдельная отрасль, которая может способствовать тому, чтобы развивался и ювелирный рынок, а также может способствовать повышению доли экспорта уже обработанных камней. Даже без Свободной экономической зоны наши гранильные предприятия находятся в более выгодных условиях, чем российские. Объясню почему. У нас с алмазов, золота и "ювелирки" в целом не взимается НДС. У российских предприятий таких преференций нет. Когда они (российские предприятия) экспортируют те же самые готовые бриллианты, ожидают возврата НДС. Мы этого возврата не ждем. В этом плане у нас замороженных средств нет, они все пускаются в оборот. С этой точки зрения наши предприятия находятся в более выгодном положении. Что касается переговоров с инвесторами, скажу только, что переговоры ведутся. Я не могу раскрыть скобки, поскольку процесс находится на стадии переговоров. Для переговоров с инвесторами у нас в руках есть хороший козырь - доступ к российскому сырью на более выгодных условиях.

ИА REGNUM: На какие рынки Армения ориентируется в вопросе экспорта бриллиантов, какие из них более перспективны для армянских предпринимателей?

Это не очень принципиально, все будет завесить от того, какие инверторы придут на наш рынок. Наша цель - работа гранильной промышленности. При этом необходимо учесть, что вопросы, связанные с экспортом и оборотом алмазов, регулируются не только нашим законодательством, но и Кимберлийским процессом ООН (этот формат регулирует вопросы, связанные с обращением сырых алмазов во всем мире от сертификации до прослеживания путей оборота - ред.). Исходя из этого, можно предположить, что на армянском рынке окажутся, конечно, не самые крупные, но компании средней величины.

ИА REGNUM: На что делается ставка - камни мелкого или крупного карата? Можно ли говорить о возможности снижения цен на уже обработанные камни на ювелирном рынке Армении в будущем?

Это опять будет зависеть от того, кто будет инвестировать в эти производства. Наши переговоры с российскими коллегами свидетельствуют о том, что в этой области никаких ограничений нет. Не могу прогнозировать, но в целом скажу, что мелкие камни никогда не были нашей прерогативой. Есть предприятия, которые занимаются обработкой мелких камней, есть такие, которые обрабатывают крупные. На самом деле рынок будет решать общую конъюнктуру сферы в будущем, поскольку сегодня в тренде может быть одна категория, а завтра - другая. Мы со своей стороны не желаем ограничивать предприятия, они сами должны ориентироваться. В целом снятие экспортной пошлины дает нам хорошую конкурентную основу. Конечно, в мире есть страны с традиционно дешёвой огранкой - Индия, Китай, с которыми мы не можем наравне конкурировать с точки зрения дешёвой рабочей силы. Именно поэтому Индия традиционно специализируется на обработке мелких камней.

Относительно возможности снижения цен на ювелирном рынке Армении скажу, что размер нашего ювелирного рынка ограничен и спрос не велик, поэтому об ощутимом спаде цен вряд ли можно говорить.

ИА REGNUM: Есть ли какие-то расчеты, когда сфера гранильной промышленности Армении вернется к докризисному уровню?

Это очень сложно прогнозировать, поскольку мы имеем дело с многофакторным анализом. Такие цели и желания есть, но это не зависит только от нашего желания, а от эффективности работы тех процедур, по поводу которых мы договорились с нашими российскими коллегами, а также от механизмов работы Таможенного союза и состоянием рынка в целом. Если опять мы столкнёмся с проседанием рынка или другими негативами, инвесторы даже при самых выгодных условиях не придут сюда. Снятие экспортной пошлины создает, конечно, выгодные конкурентные условия, однако это не панацея от всего. Ключ к эффективности работы отрасли находится не в России, а здесь. До кризиса в отрасли гранильной промышленности работали, как минимум, 2 тыс. человек. На сегодняшний день их количество резко сократилось, и мы сталкиваемся с проблемой дефицита качественных, подготовленных кадров. Очень многие уехали. Конечно, есть желание вернуться к докризисному уровню, но вопрос квалифицированной рабочей силы остается открытым. Тогда мы имели дело с бумом в сфере гранильной промышленности, готовились кадры, и все шло по нарастающей. После кризиса многие просто разъехались по разным странам - Россия, Африка и пр. В настоящее время с одной стороны стоит вопрос нового поколения квалифицированных кадров, а с другой - вернуть часть уехавших мастеров. Для этого сфера должна развиваться, должен быть новый бум, чтобы "заманить" сюда как мастеров, так и инвесторов.

ИА REGNUM: Г-н Ашугян, Россия предлагает Армении алмазное сырье на более выгодных условиях. Означает ли это, что сфера гранильной промышленности страны большей частью и может быть полностью в будущем окажется в зависимости от российского сырья, особенно после вступления Еревана в Таможенный союз?

Нет, почему? Что будет в Таможенном союзе в будущем, не могу сказать, но, во всяком случае, мы постараемся сделать так, чтобы продолжали приобретать сырье также из других источников. Приобретение у России необработанных алмазов на выгодных условиях, на мой взгляд, не должно закрывать возможность приобретения сырья также из других источников. Но снятие пошлины делает конкурентными не только армянские, но также и российские предприятия, и с этой позиции увеличение и расширение армянского рынка обоюдовыгодно, а наличие конкуренции на рынке поставок сырья только придает этому процессу динамики.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян