Сегодня, 2 февраля, в Гагаузской автономии проходит двойной референдум - консультативный об отношении к внешнеполитическому курсу Молдавии и законодательный об отложенном статусе независимости Гагаузии. Как передает корреспондент ИА REGNUM, избирательные участки в автономии открылись в 7:00 по местному времени (9:00 мск) и закроются в 21:00 (23:00 мск).

В рамках законодательного референдума жителям автономии будет предложено ответить на вопрос: "Согласны ли Вы принять прилагаемый проект Закона АТО Гагаузия "Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение", позволяющий народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства?"

В рамках консультативного референдума жителям автономии будет задано два вопроса: "Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Таможенный союз (Россия-Белоруссия-Казахстан)?" и "Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Европейский союз?"

Представители официального Кишинева единогласно осудили решение гагаузских властей о проведении референдума и объявили его "незаконным". В нарушение как молдавского Закона об особом правовом статусе Гагаузии, так и Уложения (конституции) Гагаузии, Комратский районный суд по ходатайству госканцелярии молдавского правительства "признал незаконным" решение Народного собрания Гагаузии о проведении этих референдумов, а Генпрокуратура Молдавии начала 9 января уголовное преследование по статье "самоуправство" по данному факту. В свою очередь гагаузские власти заявили, что плебисцит пройдет, несмотря на любые запреты со стороны Кишинева, а парламент автономии принял повторное постановление о проведении референдума.

Молдавские власти также заблокировали официальные счета Гагаузии с целью не допустить проведение плебисцита, однако проживающий в России уроженец Молдавии, бизнесмен Юрий Якубов выразил готовность взять на себя расходы по проведению гагаузских референдумов.

Еще одной попыткой Кишинева воспрепятствовать нормальному проведению плебисцита стал отказ в допуске в страну международным наблюдателям, аккредитованным ЦИК Гагаузии для мониторинга хода голосования. Так, 30 января пограничники Молдавии отказали во въезде в страну делегации российских наблюдателей из международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO, которые направлялись в Гагаузию для мониторинга референдума.

Для срыва гагаузского референдума власти Молдавии задействовали и рычаги административного влияния, направленные на снижение явки в день голосования. Так, по данным гагаузских властей, всем сотрудникам УВД автономии руководство из Кишинёва дало указание не участвовать в голосовании 2 февраля под страхом увольнения. Аналогичная установка дана и карабинерам. А сотрудников Комиссии по чрезвычайным ситуациям Гагаузии 2 февраля в полном составе вывозят в Кишинёв для участия в учениях по гражданской защите, которые по "странному совпадению" проводятся именно в день референдума.

Одновременно, накануне референдума в Гагаузскую автономию были свезены дополнительные силы полиции и спецслужб Молдавии. И это при том, что официально МВД отказалось обеспечивать безопасность на избирательных участках, и для выполнения этих функций в Гагаузии были созданы народные дружины.

Стоит также отметить, что в поддержку гагаузского референдума выступили соседние районы юга Молдавии. В конце декабря власти преимущественно населенного болгарами Тараклийского района приняли решение провести в тот же день - 2 февраля - одновременно во всех населенных пунктах района "публичные консультации с гражданами" по тому же вопросу: следует ли стране интегрироваться в ЕС или в Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана. Впоследствии аналогичное решение принял местный совет еще одного молдавского райцентра - Бессарабки.

По единодушному мнению местных экспертов и СМИ, "запрещенный" Кишиневом референдум 2 февраля стал не только проверкой местного политического класса на прочность и зрелость, но и важным объединительным фактором как для политического класса и населения Гагаузии, так и для всего юга Бессарабии в целом. Внешними стимуляторами этого процесса стали ряд румыноунионистких заявлений (в том числе в адрес Гагаузии и Приднестровья) президента Румынии Траяна Бэсеску, сделанных им в конце 2013 - начале 2014 года, и, в меньшей степени, - инцидент с послом РФ в Молдавии Фаритом Мухаметшиным. Последнего молдавский президент Николай Тимофти призвал не выходить в своих высказываниях за рамки "дипломатического языка" после того, как в своем новогоднем поздравительном обращении к жителям юга Молдавии Мухаметшин заявил, что Гагаузия и Тараклийский район представляют собой достойные примеры для других регионов Молдавии, и что в наступившем году Россия окажет им особое внимание. Накануне референдума посол Германии в Молдавии Матиас Майер в ходе встречи с руководством гагаузского парламента осудил Румынию за румыноунионизм, а власти Молдавии - за давление на Гагаузию.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.