Литовский портал 15min.lt сегодня, 31 января, опубликовал материал, в котором утверждает, что проект Rail Baltica и строительство высокоскоростной железной дороги между странами Прибалтики, Польши и Германии, может оказаться даже дороже проекта по строительству Висагинской АЭС, а экономический эффект от него будет гораздо ниже. ИА REGNUM полностью перевел вышедшую в литовском СМИ публикацию:

"Помните, сколько страстей вызвали планы построить Висагинскую атомную электростанцию? Стоимость проекта Rail Baltica будет еще больше, а миллиарды будут плыть не только из фондов ЕС, но и из карманов налогоплательщиков Литвы. Проект разжигает страсти. Министр транспорта Эстонии Юхан Партс назвал правительство Литвы глупцами. Представители Литвы объяснили, что в переговорах копья ломаются из-за миллиардов - столько может стоить интеграция Вильнюса. Немало вопросов вызвала и кандидатура назначенного без конкурса руководителя нового предприятия Rail Baltica statyba Дайнюса Будриса. 15min.lt представляет 10 фактов, которые нужно знать при оценке проекта Rail Baltica.

1. Rail Baltica - это не один, а два проекта. Первый этап Rail Baltica будет завершен в 2015 году, когда в Литве будет проложен отрезок европейской колеи протяженностью 120 км от границы с Польшей до Каунаса. В настоящее время идут переговоры по поводу второго этапа, который бы соединил Хельсинки, Таллин, Ригу, Вильнюс и Варшаву.

2. Пока что неизвестно, какую часть проекта профинансирует Еврокомиссия. Это выяснится только после подачи реальной заявки о выделении помощи, когда ее оценят специалисты ЕС. Литва надеется, что будет профинансировано около 85% расходов, но в настоящее время нет никаких гарантий, что будет предусмотрено именно такое финансирование. Пока что эта пропорция утверждена в политических соглашениях стран.

3. В настоящее время трудно точно оценить экономическую обоснованность проекта Rail Baltica, но велика вероятность, что проект не будет выгоден с экономической точки зрения.

Это в своем отчете еще в 2011 году указала международная компания AECOM LTD. Подготовленное ею исследование показало, что экономические показатели проекта Rail Baltica 2 не эффективны, их не хватит, чтобы получить финансирование Еврокомиссии на транспортные проекты. Железная дорога Rail Baltica 2 будет предназначена в большей степени для перевозки пассажиров, а не грузов. С экономической точки зрения перевозка грузов намного прибыльнее.

4. Rail Baltica - это не только экономический проект. Его выполнение связано с вопросами национальной безопасности. Политические факторы для этого проекта важны из-за желания Еврокомиссии соединить Прибалтику с Европой стандартной железнодорожной колеей, а также из-за самих Прибалтийских государств, развитие которых может поощрить этот проект.

5. В предварительный маршрут Rail Baltica не попадает не только Вильнюс, но и Рига.

Столица Латвии отдалена от начерченной AECOM LTD "красной линии" на 40 км. Точного проекта трассы еще нет ни в одном из трех Балтийских государств. Через Таллин "красная линия" начерчена, но эстонцы рассматривают несколько альтернатив соединения с Таллином. Они хотят, чтобы европейская колея доходила бы и до порта Муги, который находится в 20 км от Таллина.

6. 3 000. Столько участков нужно выкупить в Литве, если трасса пойдет так, как установлено в исследовании AECOM LTD.

7. Общая стоимость проекта достигает 12 млрд литов (3,47 млрд евро), а часть Литвы - около 4,4 млрд литов (1,27 млрд евро).

После того, как все будет пересчитано по будущим ценам строительства, когда закупки будут совершаться реально, часть Литвы может увеличиться до 7 млрд литов (2,02 млрд евро). В проект Висагинской АЭС Литва планировала инвестировать около 6,5 млрд литов (1,88 млрд евро).

8. 2,8 млрд литов - 811,5 млн евро. По подсчетам Министерства транспорта и коммуникаций, столько средств Литве придется выделить на проект из национального бюджета. Для сравнения, на компенсации пенсий государство сейчас не находит 1 млрд литов (290 млн евро).

9. Сегодня от Вильнюса до Таллина по железной дороге нужно ехать 12 часов. После того, как будет проложена дорога Rail Baltica 2, такая поездка займет всего 4 часа.

10. Даже если колея Rail Baltica 2 будет проложена, в Берлин со скоростью 240 км/час, как в Таллин, съездить не получится.

Пока что Польша не планирует инвестиции, обеспечивающие скорость 240 км/час. О такой инфраструктуре Польша сможет говорить разве что в другой финансовой перспективе после 2020 года. В этой финансовой перспективе ожидается, что будет обеспечена скорость 120 км/час, которой достаточно для перевозки грузов".

Как сообщало ИА REGNUM ранее, министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в интервью The Wall Street Journal назвал членов правительства Литвы "идиотами" (в первоначальном варианте интервью, опубликованном WSJ, употреблялось слово idiots, которое позже было заменено на fools "глупцы" с пояснением, что изменения внесены по просьбе эстонского министра). Причиной спора стало желание правительства Литвы вести маршрут Rail Baltica по литовской территории через Вильнюс, а не через Каунас, как было предусмотрено в первоначальном виде проекта. Ответвление железнодорожной трассы Rail Baltica от Каунаса до Вильнюса протяженностью 100 км может обойтись примерно в 1 млрд литов (280 млн евро).