Рост напряжения на линии соприкосновения ВС Нагорного Карабаха и Азербайджана - результат проводимой Баку последовательной политики давления на армянскую сторону. Это нельзя рассматривать как подготовку Азербайджана к широкомасштабной войне. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов. По его словам, при сохранении нынешнего военного баланса в регионе возобновление реальной войны невыгодно Азербайджану, поскольку грозит ему серьезными потерями.

"Наращивание напряжения - одна из мер, направленных на усиление давления на Армению. Само давление оказывается в самых разных формах и различных плоскостях, пропаганда, дипломатия, военные средства. Это целый комплекс мер, с завидным упорством применяемый многие годы и рассчитанный на принуждение Армении к смене позиции по нагорно-карабахскому конфликту", - выразил уверенность Крылов.

По мнению собеседника, многие эксперты, прогнозировавшие спад напряжения в зоне карабахского конфликта после президентских выборов в Азербайджане, недооценили степень последовательности Баку в отстаивании своей позиции и применении опробованных методов. "Нельзя недооценивать последовательность и упорство Азербайджана, чем часто грешат, кстати, эксперты, представляющие Запад. Азербайджан не станет менять свой стиль, если не окажется вынужден в силу тех или иных обстоятельств. В принципе возможность отказа Баку от нынешнего курса не исключена, но она может стать возможной только в случае изменения нынешнего военно-политического баланса сил. Например, если возникнут гарантированные для Баку условия для быстрого силового решения конфликта или если произойдут внутриполитические потрясения в Армении или Азербайджане по типу нынешнего киевского "Майдана". В противном случае реальных изменений в политике Баку по части карабахского вопроса не будет", - подчеркнул эксперт.

По мнению Александра Крылова, напряжение последних недель, фиксируемое в зоне нагорно-карабахского конфликта, долго не продлится и вскоре спадет, однако через какой-то промежуток временно снова даст о себе знать. "Это, опять же, форма давления как на власти Армении, так и на общество страны. Принцип такой: измотать армянскую сторону психологически, чтобы "армяне устали и вернули исконные азербайджанские земли их законному владельцу". Это не подразумевает силового решения конфликта, тем более в условиях членства Армении в ОДКБ. На сегодняшний день реальная эскалация конфликта до широкомасштабных боевых действий исключена", - резюмировал Крылов.

Научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, востоковед Виктор Надеин-Раевский, комментируя рост напряжения в зоне карабахского конфликта, отметил, что для Баку уже стало традицией работать на ужесточение ситуации. "Чаще всего эта тенденция имеет внутренние мотивы. Руководство страны играет на внутреннюю публику, которую нужно периодически встряхивать, демонстрировать ей по крайней мере желание "вождя" что-то изменить в этом направлении. В принципе, эта тактика Баку давно всем ясна, не меняется годами и никак не означает, что нужно готовится к реальной эскалации военных действий в зоне карабахского конфликта", - поделился мнением политолог, подчеркнув, что если сегодня Азербайджан внезапно решится на попытку силового решения конфликта, это будет откровенной авантюрой и не найдет поддержки у союзников, преимущественно представляющих Запад.

Отметим, что в армянской экспертной среде существует мнение, что резкая активизация Азербайджана в карабахском направлении связана с двумя внешними факторами - региональными провалами и внутриполитическими проблемами Турции с одной стороны и с усилением роли Ирана в регионе с другой. Виктор Надеин-Раевский не совсем согласен с этой версией. "У Турции сейчас внутренних проблем по горло, ей не до Кавказа в целом, не до Карабаха в частности. Если выразиться максимально точно, текущие политические приоритеты Турции направлены вовнутрь. Конечно, турецкая политика носит весьма реактивный характер и способна в очень сжатые сроки переставить свои приоритеты, но пока предпосылок к этому не видно. Что касается Ирана, то говорить о его серьезном усилении в регионе не приходится - не все так гладко, как хотелось бы Тегерану. Взять хотя бы тот же сирийский вопрос - несмотря на все наши усилия в полном объеме вовлечь Иран в урегулирование сирийского конфликта, а также объективную целесообразность такого развития событий, этого сделать пока что не получилось. Это объективно подрывает его позиции в регионе. Кроме того, следует учитывать, что Тегеран ведет переговоры с международными посредниками по вопросу своей ядерной программы - один из важнейших пунктов в политической повестке ИРИ, вопросы по которому не до конца прояснены. Одним словом, у Ирана сейчас есть другие заботы, что делает его недостаточно веским поводом для "паники" в Азербайджане", - заключил эксперт.

Напомним, в последние дни наблюдается рост напряжения в зоне нагорно-карабахского конфликта. ВС Азербайджана 23 января подняли в воздух истребители, а также обстреляли жилые дома и дороги приграничных сел Мовсес, Айгепар, Неркин Кармирахпюр, Чинари в Тавушской области Армении, в результате чего 16-летняя жительница Айгепара получила ранение в ногу.

Двумя днями ранее диверсионные группы ВС Азербайджана совершили попытку проникновения на территорию Нагорного Карабаха, но были остановлены. В результате завязавшегося боя был убит младший сержант Армии обороны Нагорного Карабаха Армен Ованнисян.

28 января в результате нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны погиб военнослужащий Армии обороны Нагорного Карабаха Карен Галстян (1994 гр.). Солдат получил огнестрельное ранение в голову, выстрел был произведен азербайджанским снайпером.

Азербайджанские источники, в свою очередь, сообщают о потерях со своей стороны, обвиняя в нарушении режима прекращения огня армянские стороны.