"Самым близким для Кыргызстана государством является Казахстан. Хотя бы потому, что у нас с Казахстаном самая протяженная государственная граница - 1113 километров. К тому же Кыргызстан получает через Казахстан самое необходимое для более-менее сносного существования: те же российские ГСМ, например. Другое дело, что ценность этих отношений далеко не всегда понимают ни в Бишкеке, ни в Астане. Близость должна быть не только территориальной, но и духовной. Думается, что вся проблема заключается в геополитическом эгоизме, присущем обеим республикам, усиленного за 22 года так называемого суверенитета. Я всегда говорил, и повторю еще раз: Кыргызстану нужен сильный Казахстан, точно так же, как и Казахстану необходим сильный Кыргызстан! Простите за тавтологию, но это - очевидный факт". Об этом заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов (Киргизия), комментируя проблемы и перспективы взаимодействия стран Центральной Азии, передает корреспондент ИА REGNUM.

"С какой из стран ЦА существуют наибольшие проблемы/сложности? До недавнего времени, самые большие сложности у Кыргызстана были с Узбекистаном. Это и проблемы границ, и проблемы водопользования. Здесь хватает и недопонимания, и недоразумений, иногда заканчивающихся стрельбой на границах. Но в то же время очевидно, что и простые кыргызы и простые узбеки понимают, что все их трудности - результат неумения официальных властей обеих республик между собой договариваться". "Неоднократно доводилось слышать мнение, что в решении тех же приграничных вопросов, к примеру, нужно пригласить посредниками США, Россию, ООН, ОБСЕ и т.д., т.п. Но очевидно, что никто не сможет посредничать в переговорах до тех пор, пока Ташкент и Бишкек сами не захотят договариваться. Причем, каждая из сторон обвиняет другую в нежелании идти на переговоры. У каждой из них своя правда, но подобное не может продолжаться вечно! Поэтому, уверен, что до тех пор, пока проблемы можно решить, не прибегая к оружию, они должны быть решены!", - подчеркивает Орлов.

"Какая из стран ЦА может стать центром регионального сотрудничества? Ни о каком "едином центре" в регионе говорить нельзя до тех пор, пока Казахстан и Узбекистан оспаривают региональное лидерство. Корни этого, думается, надо искать не только в уже упоминавшемся геополитическом эгоизме, но и в советском времени. Дело в том, что по тогдашней номенклатурной иерархии руководители Казахстана и Узбекистана были равными - первыми секретарями ЦК своих республиканских компартий. Они и Бориса Ельцина ни во что не ставили только потому, что тот был всего лишь первым секретарем обкома, а потом горкома, пусть даже и московского. По-настоящему вопрос о некоем едином центре региона надо ставить только тогда, когда произойдет смена элит", - уверен эксперт.

"Что необходимо сделать для активизации сотрудничества между странами ЦА? Ответ на этот вопрос должен быть в головах лидеров стран региона, и желательно такой, который соответствовал бы в полной мере интересам всех народов Центральной Азии. Если этих ответов там нет, никакие экспертные рекомендации не будут иметь смысла. Поэтому все рекомендации на этот счет выглядят сотрясанием воздуха". "Но это не значит, что порекомендовать вообще нечего. На мой взгляд, необходимо создавать условия для более углубленного политического и экономического сотрудничества, с дальнейшим прицелом на региональную интеграцию. Ведь рынок территории с населением в 65 миллионов человек куда выгоднее, чем рынок каждой страны по отдельности. Поэтому страны региона должны создавать свой собственный единый геополитический проект, основанный на идеологии справедливости. Без этого никакой интеграционный проект не будет иметь будущего", уверен Орлов.

"Способны ли или неспособны некие внешние силы сыграть позитивную роль в плане развития взаимодействия между странами ЦА? Безусловно, можно думать, что любая из стран, позиционирующая себя, как субъект геополитики, готова сыграть некую позитивную роль в интеграции и развитии ЦА. Вопрос в другом: а для чего? Для бесконтрольного вывоза сырья из региона годится и нынешний вариант: прозябания в одиночку. По большому счету, только Россия демонстрирует, что ей от региона нужно нечто больише, чем доступ к здешним ресурсам - хотя бы в силу столетий общей истории". "В глазах же прочих государств и сил, называющих себя геополитическими игроками, нынешнее "одиночное" существование стран ЦА должно оставаться таковым еще долго. Поэтому никто не заинтересован в интеграции стран Центральной Азии больше, чем они сами. И никто не поможет нам в этом до тех пор, пока мы сами себе не захотим помогать", - заключил Орлов.