"Министерство образования и науки Калужской области не является учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина", и решение о расторжении трудового договора с директором школы принимает учредитель, функции и полномочия которого осуществляет городская Управа города Калуги", - заявил сегодня, 30 января, корреспонденту ИА REGNUM начальник управления по контролю и надзору в сфере образования министерства Владимир Тылкин.

Напомним, что в год своего 100-летия калужская школа №6 была лишена права выдавать аттестат о среднем полном образовании, а проработавший директором этой школы 21 год Почетный работник образования РФ Виктор Комиссаров получил от начальника управления образования города Калуги Ольги Лыткиной уведомление об увольнении с работы с 3 февраля 2014 года без объяснения причин по ст.278 п.2 ТК РФ (решение о прекращении трудового договора).

По мнению Тылкина, "правильно следует говорить не о лишении школы №6 аккредитации, а о государственной аккредитации школы по заявленным программам начального общего и основного общего образования и отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленной программе среднего общего образования. Основанием для отказа в аккредитации явилось отрицательное заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы. По этому поводу в министерство образования и науки области поступило два обращения: от директора школы В.И. Комиссарова и письменное коллективное обращение родителей учеников 11 классов школы №6 имени А.С. Пушкина". Обращения сейчас находятся на рассмотрении, по результатам которого будут даны письменные ответы. Кстати, в прошлом году аккредитационные экспертизы были проведены в отношении 48 образовательных организаций региона, по результатам которых 8 было отказано в государственной аккредитации. В 2012 году аккредитационные экспертизы были проведены в отношении 86 образовательных организаций, и 24 в аккредитацию не прошли".

"Отвечая на вопрос, действительно ли тестовые задания были даны не по правилам, т.е. не за предыдущий год, как должны даваться, а за первую четверть текущего года, скажу, что Правила о тестировании за предыдущий год не существует и, следовательно, не может быть нарушено. Перед проведением тестирования задания просматривает учитель, преподающий учебный предмет у учащихся. Цель - подтверждение прохождения учебного материала на момент проведения экспертизы. В случае если учебный материал не пройден, задания заменяются на вопросы из пройденных тем. Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам проводилась путем тестирования обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы с применением технологии комплексной автоматизированной оценки, рекомендованной Рособрнадзором для государственной аккредитации образовательных учреждений страны, реализующих общеобразовательные программы соответствующего уровня", - подчеркнул начальник управления.

"При проведении тестирования учащимся выдается бланк, в который заносится только номер выбранного ответа. Бланк ответов учащиеся не подписывают, так как предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам. Личные достижения учащихся не оцениваются, результат выполнения - это доля (в %) обучающихся, выполнивших специализированные тестовые задания, от общего количества обучающихся и выпускников, участвующих в тестировании. Впрочем, на обращение родителей выпускников калужской школы №6 будет представлен анализ результатов выполнения тестов по изучаемым темам учебных предметов: "Русский язык", "Математика", "Физика" для возможного повторения учебного материала, вызвавшего затруднения. До заявления, поступившего 23 января, с просьбой показать тестовые работы учащихся никто из родителей в министерство не обращался. Министерство образования и науки Калужской области надеется, что выпускники школы в соответствии с законодательством успешно пройдут государственную итоговую аттестацию и получат документ об образовании. Мы им искренне желаем удачи", - сказал Владимир Тылкин.

Между тем, в ответ на заявление директора калужской школы №6 Виктора Комиссарова ИА REGNUM, в беседе с корреспондентом городского интернет-ресурса "Kaluga24.tv" начальник управления образования Калуги Ольга Лыткина сказала "У меня есть такое право - увольнять без объяснения причин. Считаю, что человеку не надо ничего объяснять, если он не хочет ничего понимать. Виктор Иванович начинал очень неплохо. Что с ним произошло, не могу понять. У меня такое впечатление, что он заигрался в супердиректора. Я могу на все закрыть глаза. Но если страдают люди... Сейчас он пытается за счет родителей решить те проблемы, которые не решил как руководитель. Это некорректно и непорядочно. В школе жуткая текучка кадров. Десятками люди уходили. Сейчас средний возраст преподавателя - 30 лет. Чему могут научить детей эти пацанята? По-другому надо было себя вести. Не поднимать эту шумиху, а пытаться решить эту проблему".

По поводу ситуации с лишением старейшей калужской школы аккредитации, в которой когда-то учительствовал великий отечественный космист Константин Эдуардович Циолковский, директор Московского института образования Андрей Хуторский написал на своей страничке в "Фейсбуке" "Это не логика абсурда, а де-факто узаконенный произвол чиновников. Вывод (для педагогов): надо срочно заняться образованием чиновников. Разработать соответствующую педагогику, начать её применять. Тогда есть шанс получить вместо абсурда грамотные решения".

По мнению Хуторского "Основными нарушителями в данной ситуации являются управленцы.

1. Нарушены научные основы педагогики, согласно которой результаты образования имеют комплексный характер и не могут быть сведены к тестам по трём предметам.

2. Проигнорирован заказ родителей на образование их детей. Родители - граждане РФ, являются налогоплательщиками и заказчиками образования своих детей наряду с государством.

3. Действующие образовательные стандарты также скорее всего были в данной ситуации нарушены управленцами, поскольку кроме предметных результатов, согласно ФГОСам, необходимо проверять метапредметные и другие, имеющие личностный характер результаты. Если данные результаты не проверялись, результаты тестирования не могут считаться достаточными для вынесения решения о качестве общего образования.

В результате, вполне возможно, что тем, кто послал тестолога в эту школу и вынес на основании его данных решение, которое нанесло ущерб ученикам, их родителям, репутации школы и др., может быть как минимум предъявлено обвинение в служебном несоответствии. В любом случае местное управление образованием не выполнило своей задачи по обеспечению условий для образования детей, нанесло им моральный и материальный ущерб".

Кстати, Андрей Хуторской работал в этой калужской школе учителем физики в 1984-1986 годы.