Отношения со всеми без исключения странами региона представляют ценность для Казахстана, причем, вне зависимости от их текущего и реального состояния. Об этом заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" координатор проектов по внешней политике ИМЭП при Фонде первого президента Казахстана Аскар Нурша, комментируя проблемы и перспективы взаимодействия стран Центральной Азии, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Если оценивать с позиции географии, то особое внимание Казахстан уделяет своим соседям по региону: Кыргызстану, Узбекистану и Туркменистану. Если же принимать во внимание мощный экономический и промышленный потенциал, то республике необходимо развивать более тесные отношения с Узбекистаном и Туркменистаном. Если же рассматривать значение в обеспечении региональной безопасности и в решении региональных вопросов, то мы не можем обходить вниманием Кыргызстан и Таджикистан". "У Казахстана достигнуты ряд важных договоренностей с соседями. Например, с Кыргызстаном создан высший межгосударственный совет. С Узбекистаном еще в 1998 году подписан договор о вечной дружбе, а в 2013 году - договор о стратегическом партнерстве. Для углубления отношений необходимо "лишь" обеспечить выполнение достигнутых договоренностей", - подчеркнул эксперт.

"Когда беседуешь с дипломатами и экспертами из других стран Центральной Азии, все они отрицают наличие каких-либо острых и неразрешимых проблем в отношениях с Казахстаном. Отмечается значительный прогресс, достигнутый за последние годы в укреплении связей. Это важное достижение казахстанской дипломатии", - рассуждает Нурша. "Иногда, следует признать, что происходят локальные стычки и приграничные инциденты, но они связаны в большей степени с хозяйственными спорами между жителями населенных пунктов, либо с нарушением режима пересечения государственных границ, и не оказывают серьезного влияния на развитие отношений". "Главная сложность и ключевая проблема заключается сегодня в том, что наши страны слабо представлены товарами и инвестициями на рынках друг друга, крайне мало совместных предприятий, общих бизнес- и гуманитарных проектов. Товарооборот с внешними странами в десятки раз превышает товарооборот со странами региона. Отношения скорее статичны, чем динамичны", - уверен специалист.

"При этом, центром развития регионального сотрудничества не обязательно должны становиться экономически и политически сильные государства. Мировая практика показывает, что благоприятно на региональный климат сказывается перенос центра сотрудничества в политически нейтральные страны и мегаполисы. К примеру, Брюссель и Вена в Европе". "С другой стороны, в нашем регионе не так много стран. Поэтому, считаю, нет особой необходимости и в некоем региональном центре. Ни у одной республики нет достаточных ресурсов, чтобы одновременно оказывать гравитационное воздействие на остальные четыре. Напротив, регион испытывает такое воздействие извне, со стороны мощных мировых и региональных держав. Поэтому более логично говорить о сотрудничестве с целью совместного блокирования деструктивных внерегиональных импульсов, если таковые возникнут", - заявил политолог.

"На мой взгляд, в регионе необходимо развивать несколько крупных мегаполисов. Они объективно и станут центрами притяжения, своеобразным коллективным региональным центром. Существует институт городов-побратимов. Если взять его за основу и развить, то несколько ведущих мегаполисов пяти стран региона могли бы стать городами-побратимами, создав альянс и выстроив системные междугородние экономические и финансовые контакты". "Как представляется, отношения между странами региона на протяжении последних двадцати лет были излишне политизированы. Они обременены вопросами безопасности. Чтобы укрепить близость между странами, нужно перенести акцент в отношениях на экономику", - уверен эксперт.

"Второе, регион ожидает транспортная революция. Все страны региона сегодня ускоренно "пробивают" торгово-транспортные коридоры вовне, вкладывают инвестиции в реконструкцию и строительство автомобильных и железнодорожных магистралей. Возможности для сотрудничества и торговли растут. Однако, важно, чтобы в этой сфере не было нездоровой конкуренции. Необходимо, чтобы те же транспортные проекты взаимодополняли друг друга, а не взаимоисключали", - рассуждает Нурша.

"Третье, необходимо двигаться по пути формирования общерегионального единого рынка, открытия друг для друга внутренних рынков, смягчения торгово-тарифных ограничений для товаров, создания и продвижения в перспективе общерегиональных товаров и услуг, брэндов, региональных ТНК", - предлагает казахстанский политолог.

"Понятно, что внешние силы давно и прочно присутствуют в регионе, и сегодня уже трудно говорить о них как о неких внерегиональных игроках. Образно говоря, "слон" может выйти из "посудной лавки" наполовину, либо оставаться там какой-либо из своих частей, но для "посудной лавки" его присутствие будет, по-прежнему, велико..." "Так и в Центральной Азии. В силу масштаба экономики и международного веса, присутствие в регионе России, Китая, США и ЕС будет серьезно ощущаться даже тогда, когда они сами будут считать, что снизили степень своего присутствия. Интересы внешних игроков, несомненно, различные, и их противоречия негативно сказываются на регионе. Своими действиями они способны "расшатать" регион. С другой стороны, страны региона все чаще напоминают избалованных вниманием детей, которые никак не могут взять на себя ответственность за свое благополучие, виня в своих бедах внешние силы и одновременно ожидая от них помощи...", - заключил Нурша