Правительство Бурятии одобрило проект закона "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия" и направило его на рассмотрение Народного Хурала. Проект этого закона регулирует отношения, связанные с полномочиями РБ.

Федеральное законодательство еще в начале земельной реформы дало право гражданам иметь землю в частной собственности и определило порядок ее приватизации. Однако, во многих регионах России наблюдалась такая тенденция, когда формально приватизацию не запрещали, но по сути всячески тормозили. Поэтому в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" представлено компромиссное решение: федеральный закон определяет порядок, а закон субъекта Российской Федерации дату, с которой этот порядок будет действовать на ее территории.

Учитывая действующее законодательство, а также сложность и политико-экономическую подоплеку, по мнению Госкомимущества, более целесообразно дифференцировать сроки приватизации земель, что и сделано в законопроекте. Во-первых, граждане получают возможность приватизировать земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в их пожизненном наследуемом владении или постоянно (бессрочном) пользовании с момента ввода в действие закона Бурятии. Во-вторых, для юридических лиц срок приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, устанавливается с 1 января 2009 года. Этот срок позволит решить многие организационные вопросы по порядку приватизации земель сельхозназначения, в том числе и вопрос о цене земли, так сфера действия федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения.

Следующий важный блок вопросов - установление минимальных размеров земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и максимальной площади земли, которую может иметь на территории одного административно-территориального образования РБ гражданин, его близкие родственники или юридические лица, в которых гражданину или его близким родственникам принадлежит более 50 % голосов. Учитывая, что Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участнику долевой собственности предоставлено право выдела участка в счет земельной доли, то законопроектом предусмотрен отсыл на Закон Республики Бурятия "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства на уровне земельной доли".

Сложнее обстоит вопрос об установлении максимальных площадей земли, которую может иметь на территории одного административно-территориального образования РБ гражданин, его близкие родственники или юридические лица, в которых гражданину или его близким родственники или юридические лица, в которых гражданину или его близким родственникам принадлежит более 50 % голосов. Федеральный закон определяет, что максимальная площадь не может быть меньше 10 %. В законопроекте, утвержденном на заседании правительства Республики Бурятия, установлена максимальная площадь земли, которую может иметь на территории одного административно-территориального образования Республики Бурятия гражданин, его близкие родственники или юридические лица, в которых гражданину или его близким родственникам принадлежит более 50 % голосов - 11 %.

В представленном в Народный Хурал законопроекте правительство республики постаралось урегулировать все вопросы, отнесенные к полномочиям субъекта Российской Федерации с учетом анализа законодательного опыта других регионов РФ. Об этом сообщила пресс-служба президента и правительства РБ.