"Румыния - главный тормоз евроинтеграции Молдавии": обзор СМИ Приднестровья

Москва, 28 Января 2014, 04:10 — REGNUM  

Геополитика: "Если Москва не признает Приднестровье и не примет его в состав России, то республика будет удушена". ПМР - РФ: "Вряд ли компетентные ведомства России будут заносить в "чёрный список" депутатов, не поддержавших введение российского флага в ПМР".

Геополитика: "Если Москва не признает Приднестровье и не примет его в состав России, то республика будет удушена"

Президент Румынии вновь готов "сделать политическое предложение Молдавии" и считает переговорный формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) неэффективным, пишет ИА "Новости Приднестровья". Один из самых плодовитых политических ньюсмейкеров Восточной Европы, президент Румынии Траян Бэсеску вновь оседлал любимого конька, вернее, зубрёнка, если говорить о геральдике той страны, к которой так тянет Траяна Думитровича (на гербе Молдавии помимо орла-крестоносца, скопированного с герба Румынии, изображен щит с изображением головы зубра - прим. ИА REGNUM).

Бэсеску уже не в первый раз выступает в роли свата, продолжает ИА "Новости Приднестровья". В последний раз подобные заявления прозвучали из уст Траяна Бэсеску в ноябре 2013 года, когда он объявил о желании присоединить Молдавию к Румынии. Премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ придержал настойчивого ухажера, намекнув, что "когда мы будем в Европейском союзе, у нас будет общее политическое, экономическое и торговое пространство без внутренних границ".

Тему Молдавии (а заодно Приднестровья и Гагаузии) Бэсеску, весь PR которого строится на регулярном почёсывании рудимента панрумынизма, безусловно, не мог обойти в ходе ежегодной встречи с руководителями аккредитованных в Бухаресте дипломатических миссий, пишет ИА "Новости Приднестровья". "Мы не можем оставаться политически равнодушными в случае, если в Приднестровье или Гагаузии начнутся провокации, которые несут риск прервать европейский путь Молдавии. В этой ситуации Румыния сделает этой стране политическое предложение", - заявил Бэсеску.

По всей вероятности, провокацией Бэсеску считает намеченный в Гагаузии на 2 февраля 2014 года консультативный референдум, на котором жителям Гагаузии предлагается высказать своё мнение относительно внешнеполитического курса Молдавии, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Также на плебисцит может быть вынесен вопрос об отложенном статусе автономии, который предполагает реализацию механизма отделения Гагаузии от Молдавии в случае потери последней статуса независимого и суверенного государства. Комратский суд уже удовлетворил ходатайство Госканцелярии Молдавии и заранее признал этот референдум незаконным. А Генпрокуратура Молдавии 9 января объявила об уголовном преследовании по статье "самоуправство".

Каким образом гипотетические "провокации из Приднестровья" могут повлиять на "европейский путь Молдавии" - вообще загадка, пишет ИА "Новости Приднестровья". Особенно после того, как Кишинев стал активно отгораживаться постами на границе между ПМР и Молдавией. Это похоже на то, как спустя четверть века после развода новый избранник бывшей супруги вдруг начнёт упрекать давно съехавшего мужа в том, что он не даёт бывшей жёнушке вступить в новый и, безусловно, счастливый брак. Но, видимо, румынскому президенту просто нужен был очередной повод для очередного "предложения" Молдавии.

В этом же, вполне предсказуемом коридоре оценок и высказываний, последовало уже неоднократно изложенное мнение господина Бэсеску о неэффективности переговорного формата "5+2", продолжает ИА "Новости Приднестровья". "Все мы декларативно поддерживаем суверенитет Молдавии, но немногие имеют смелость говорить о неэффективности переговорного формата "5+2" по Приднестровью, как и о той поддержке, которую получают гагаузы на юге Молдавии для укрепления своей автономии", - подчеркнул президент Румынии.

Под "немногими смелыми" Траян Бэсеску разумеет, конечно, и себя лично, пишет ИА "Новости Приднестровья". В 2012 году Бэсеску назвал "русским лакеем" последнего короля Румынии Михая за то, что тот вывел Румынию из войны на стороне Гитлера (22 июня 2011 года президент Румынии Траян Бэсеску заявил о том, что на месте румынского фашистского диктатора Иона Антонеску в 1941 году он также направил бы румынских солдат через Прут для участия в агрессии гитлеровской Германии против СССР. А свергшего Антонеску и перешедшего на сторону антигитлеровской коалиции короля Михая I он считает "слугой русских" и "предателем национальных интересов". Напомним, в 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне "Третьего Рейха" и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - румынский король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года - прим. ИА REGNUM). В 1944 году король умудрился перебежать из гитлеровского лагеря в стан будущих победителей, сохранив суверенитет Румынии и жизни сотен тысяч румынских солдат. Панрумынист Бэсеску жизней соотечественников-румын для реализации своих замыслов уж точно не пожалел бы...

Политики из демократического альянса Молдавии не раз требовали объявить российского спецпредставителя по Приднестровью Дмитрия Рогозина персоной нон-грата за его заявления и комментарии событий в регионе, в которых он применял яркие афоризмы и метафоры, пишет "Приднестровье". При этом румынский президент Бэсеску, напрямую в последнее время делающий реальные шаги по уничтожению молдавской государственности, удостаивается лишь досадливых высказываний кишиневского политического бомонда о том, что такая позиция Бухареста "лишь на руку коммунистам и Москве".

Румыния из союзников и адвокатов Молдавии может в одночасье превратиться в ее прямого противника в вопросе евроинтеграции, продолжает "Приднестровье". Похоже, в Бухаресте уже перестали даже думать о Республике Молдова как о государстве, а лишь как о своих территориях, временно не осознающих сопричастность Румынии. По крайней мере, по-другому никак нельзя воспринимать заявления Траяна Бэсеску 15 января перед аккредитованными в Бухаресте дипломатами, где он говорил о "намерении Румынии вмешаться во внутреннюю ситуацию в Молдавии" так, словно речь шла о внутренних уездах Тимишоара или Кэлэрашь.

Бэсеску в присутствии иностранных дипломатов, что называется, понесло, пишет "Приднестровье". Президент заявил, что Румыния способна влиять на международную политику Молдавии до такой степени, что легко сможет блокировать возможности Кишинева, в случае принятия ею решения о присоединении к Евразийскому союзу. Далее он заявил о неэффективности переговорного процесса с Приднестровьем в формате "5+2" и постоянных провокациях в зоне безопасности, дискредитировав при этом действующий миротворческий механизм под эгидой России. Стоит отметить, что подобная позиция участника переговорного процесса (участвовавшая в молдавско-приднестровском конфликте в 1992 году на стороне Молдавии Румыния не является участником ни одного из форматов урегулирования, а ЕС обладает в переговорном процессе статусом наблюдателя - прим. ИА REGNUM), мягко говоря, не совсем корректна по отношению к другим сторонам и порождает массу вопросов. Главные из этих вопросов: Румыния имеет собственный уникальный рецепт решения застарелого конфликта? Что еще может предложить Бухарест, кроме уже провозглашенного Траяном Бэсеску национального проекта присоединения Молдавии к Румынии?

Понятно, что подобный неполитический подход приведет к гражданским волнениям на всей территории Молдавии, продолжает "Приднестровье". Кроме Приднестровья и Гагаузии, имеющих правовые и законные предпосылки самоопределения в случае утерей Молдавией собственного суверенитета (самоопределение Приднестровья в соответствии со всеми правовыми и законными предпосылками состоялось до обретения "Республикой Молдова" собственного "суверенитета" - в 1990 году, когда была провозглашена ПМР, и было неоднократно подтверждено в ходе последующих референдумов, на последнем из которых, 17 сентября 2006 года, более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM), наверняка будут против слияния с Румынией национальные регионы РМ с компактным проживанием болгар на юге и украинцев на севере.

Учитывая "демократические" методы внутренней политики официального Кишинева, можно предположить, что гражданскими волнениями все может не закончиться, пишет "Приднестровье". Все чаще слышны высказывания о возможных столкновениях населения с полицией. Так гагаузское УВД, подчиняющееся МВД Молдавии, скорее всего, не будет обеспечивать правопорядок в процессе проведения в Гагаузии народного референдума... Не стоит, однако, однозначно говорить о всех полицейских. Большая часть гагаузского УВД - местные выходцы, гагаузы по национальности. Как они себя поведут в случае получения приказа о карательных действиях, еще не известно. Если же Кишинев решит стягивать в Комрат спецподразделения полиции из других районов Молдавии, то ситуация, скорее всего, вообще выйдет из-под контроля.

На этом фоне бледно будет выглядеть первый ученик Евросоюза в "Восточном партнерстве", когда большая часть страны категорически против содеянного Кишиневом альянса с Брюсселем, продолжает "Приднестровье". Все это понимают в Евросоюзе, а потому торопятся. Год только начался, а уже активно проводятся консультации по Программе ассоциации Молдавия-ЕС. Один из вопросов, поднимаемых в ходе консультаций, был направлен на предупреждение конфликтов в стране и управление кризисами.

После громкого провала Вильнюса-13 (имеется в виду состоявшийся в конце ноября 2013 года саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе - прим. ИА REGNUM), когда Украина в последний момент соскочила с крючка евроинтеграции, политический проект "Восточное партнерство" превратился в серьезную геополитическую игру Запада и России, пишет "Приднестровье". США и Евросоюз наверняка захотят показать Киеву, чего лишилась Украина своим отказом от интеграции с ЕС. Это можно сделать на примере Молдавии. Только начался 2014 год, а Кишинев уже готовится получить финансовые транши из Брюсселя в размере 74 млн евро на различные гуманитарные программы. Скорее всего, большая часть этих денег, с молчаливого согласия Евросоюза, осядет в карманах политических руководителей Молдавии, как плата за преданность и в расчете на перспективу.

Однако, это только первые ласточки, продолжает "Приднестровье". Деньги, и немалые, наверняка еще будут направляться в Кишинев из Евросоюза. Но и в Бухаресте любят денежные знаки. Румыния - одна из самых слабых экономик Евросоюза. Молдавия по сравнению с ней проигрывает в разы. Любое изменение финансово-экономического паритета между Молдавией и Румынией никак не может устроить Бухарест, так как это будет все дальше уводить Кишинев от влияния на него со стороны Румынии. Так что главный двигатель евроинтеграции превращается в главный ее тормоз.

Евросоюз не может не учитывать мнение и интересы Румынии - своего полноправного члена, пишет "Приднестровье". Да и сама Молдавия, которой осенью предстоят парламентские выборы, не захочет всерьез ссориться с соседом, так как румынский вектор в Молдавии - это один из политических козырей предвыборной риторики кандидатов на места в парламенте. Так что много интересных политических коллизий и кульбитов готовит Кишиневу 2014 год.

Еще не известно, чем обернется политический кризис официального Кишинева в отношениях с Комратом, продолжает "Приднестровье". Политическое руководство Молдавии пустилось во все тяжкие. Грубо попирается действующее законодательство Гагаузии. На сегодняшний день гагаузские депутаты - все без исключения - получили из полиции повестки в обязательном порядке явиться на допрос. Это также грубейшее нарушение прав депутатов, их иммунитета на преследования по политическим мотивам.

Попытка политической расправы над гагаузским народом уже была в новейшей истории Молдавии 20 лет назад, пишет "Приднестровье". Чем это закончилось - все знают. Дубиной, пусть даже псевдоправовой, людей в резервацию не загонишь. Найдутся политические силы за пределами Молдавии, которые поддержат Гагаузию в ее неравной борьбе с официальным Кишиневом. Если политические репрессии не прекратятся, то политический имидж нынешнего руководства Молдавии вообще сорвется в пропасть, а сама страна станет еще на шаг ближе к возможности очередного раскола, подводит итог издание.

До окончательного подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом еще далеко, тем ни менее и в соседней стране начинают осознавать - курсы Молдавии и Приднестровья противоположны, сообщает "Первый приднестровский телеканал". Если раньше говорилось только о совместном пути на Запад, то теперь даже официальный Кишинев похоже признал - не получится. На прошлой неделе Юрий Лянкэ - премьер-министр соседней республики - по сути, подтвердил право приднестровцев на самоопределение. Наверняка осознавая, что в ПМР это уже сделали давно. Это очень важный, переломный момент в истории цивилизованного развода.

В интервью газете "Ведомости" премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ заявил: "Евгений Шевчук на конференции в Германии приводил опыт Судана, не думаю, что это самое лучшее для нас решение. Мы европейская страна, и нам надо смотреть на европейские решения, например на Каталонию". Эта автономная область давно хочет независимости от Испании. Недавно 87 депутатов проголосовали "за" отправку в Мадрид соответствующей петиции. А еврокомиссия подтвердила, что "каталонский сценарий" Юрия Лянкэ для Тирасполя ведет к независимости Приднестровья. Глава исполнительного органа Евросоюза Жозе Мануэль Баррозу подчеркнул, что "если какая-либо автономная территория государства хочет выйти из его состава, она сама становится государством и может, при желании и при согласии других стран-членов ЕС, войти в состав Евросоюза".

Илья Галинский, директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования: "Приднестровский народ, приднестровское государство, приднестровская политическая элита абсолютно окончательно определились с точки зрения того, что никакого союза, никакого объединения с Молдавией в любом качестве быть не может. Приднестровье - это суверенное государство. Мы будем добиваться его международного признания. Для нас наш политический статус - это независимое суверенное государство. Никакой другой статус отныне мы обсуждать просто не будем. Этим и объясняются те попытки руководителей Молдавии где-то может быть обострить ситуацию в молдавско-приднестровском урегулировании на границе между Приднестровьем и Молдавией или даже взорвать". ("Первый приднестровский телеканал")

Одним из факторов нагнетания ситуации стала информация о сотрудничестве Молдавии с НАТО, продолжает "Первый приднестровский телеканал". Соседняя страна намерена предоставить Организации Североатлантического договора свои аэродромы и самолеты. Об этом говорится в специальном заявлении Комитета государственной безопасности Приднестровья. Олег Беляков, сопредседатель ОКК от Приднестровья: "Нас очень интересует полигон Бульбока, который расположен вблизи Зоны безопасности. Если идет какое-то реформирование соответствующей инфраструктуры с участием представителей стран НАТО, проводятся соответствующие учения, это не может не беспокоить Объединенную контрольную комиссию".

Илья Галинский, директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования: "Де-юре Республика Молдова не член НАТО, фактически, де-факто, они давно являются членом НАТО. Поскольку они участвуют во множестве программ совместных с блоком НАТО. Они по несколько раз в год проводят совместные учения на территории Молдавии и других натовских государств вместе с натовскими военными. Россия должна очень серьезно задуматься о тех военных опасностях, которые сегодня исходят от Румынии и от Молдавии. Должна, как мне кажется, воссоздать здесь, в Приднестровье, полноценную военную базу со всеми вытекающими последствиями. Эта военная база должна защитить приднестровский народ, должна защитить российских граждан, которые здесь проживают и которых здесь более 200 тысяч человек от возможной военной агрессии со стороны Республики Молдова". ("Первый приднестровский телеканал")

Последние недели показали, что сближение Молдавии с Евросоюзом ставит перед Приднестровьем новые вызовы и угрозы, отмечает "Первый приднестровский телеканал". Российский эксперт Максим Калашников считает, что сейчас вопрос о судьбе нашей республики принимает самый острый характер. Если Москва не признает Приднестровье так же, как признала Абхазию и Южную Осетию, а затем не примет республику в состав России, то Приднестровье будет удушено экономически. Евросоюз заблокирует поставки на свой рынок обуви и текстильно-швейной продукции. По мнению Максима Калашникова, ключ к будущему Приднестровья лежит в Москве. Именно она должна сделать ответный шаг навстречу Тирасполю, причем публично и на высшем уровне, подводит итог телеканал.

В конце ноября прошлого года, в канун странного по своему смыслу юбилея неподписания федеративного соглашения между Молдавией и Приднестровьем Партия социалистов Молдавии выдвинула проект федерализации РМ, продолжив тем самым федеративную тематику после длительной паузы, пишет "Медиатор". Незадолго до этого, в июне 2013 года, на конференции высокого уровня в Вашингтоне, где среди прочих участников присутствовали и бывшие послы США в РМ Рудольф Перина и Памела Хайд Смит, а также бывший глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл, были распространены комментарии о перспективности возобновления работы над федеративной концепцией в процессе молдавско-приднестровского урегулирования.

Следует отметить и еще несколько моментов, продолжает "Медиатор". Россия, принимая на себя в 2014 году председательство в G-8, в числе приоритетов определила, в том числе, и решение региональных конфликтов. Это может означать, что тематика приднестровского урегулирования может быть выведена на уровень ключевых международных акторов. Это, в свою очередь, может создать принципиально новую ситуацию в приднестровском урегулировании. Предыдущая попытка была сделана в 2010 году с заключением "Мезебергского Меморандума" (в меморандуме, подписанном по итогам состоявшейся 5 июня 2010 года в Мезеберге встречи президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель, говорится о намерении сторон рассмотреть возможность создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, одним из направлений работы которого станет разрешение молдавско-приднестровского конфликта; при этом Германия не является участником ни одного из форматов урегулирования на Днестре - прим. ИА REGNUM) и выходом России и Европейского союза на прямые договоренности о принципах разрешения конфликта между Молдавией и Приднестровьем. Именно эта схема сдвинула с "мертвой точки" политические консультации Молдавии и Приднестровья, замороженные с 2006 года. Эта же схема позволила запустить программу "мер доверия" ("тактику мелких шагов"), которая до сих пор наполняет содержанием переговоры между Кишиневом и Тирасполем. Однако международные акторы делают все более настойчивые попытки возобновить политический диалог между сторонами, и в нынешнем году именно пресловутая "третья корзина" может стать центральной темой для обсуждения (согласно официальной повестке дня переговоров, политические вопросы из "третьей корзины", включая вопрос статуса ПМР подлежат обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем - первой и второй "корзин" - прим. ИА REGNUM).

16 января 2014 года премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ обозначил в своем интервью СМИ определенные подходы молдавской стороны в поиске политического решения, заключающиеся в попытке смоделировать будущую конструкцию урегулирования по уже готовым лекалам европейского регионализма, пишет "Медиатор". Понятно, что это попытка спасти унитарный характер молдавского государства. Понятно также, что в случае разблокирования переговоров по политической повестке унитаризм в Молдавии обречен.

Однако, с точки зрения экспертного сообщества важнее другое: все это необходимо расценивать, как предварительное позиционирование властей Молдавии перед обсуждением более крупной темы, которая на высшем политическом уровне ключевых международных акторов не уходила из повестки дня и до сих пор находится в парадигме поиска "особого политического статуса" для Приднестровья, продолжает "Медиатор". Здесь большое количество вариантов - от "асимметричной федерации", "конфедерации" и "нерушимого партнерства" до административно-территориальной автономии. В этих пределах, с высокой долей вероятности, будет происходить и поиск будущей экономической модели взаимоотношений между Молдавией и Приднестровьем - от общего экономического пространства до создания отдельных "свободных экономических зон", которые будут иметь прямые взаимоотношения с Европой и Россией.

Реальный внешнеполитический фон для Приднестровья и Молдавии складывается именно так, пишет "Медиатор". Разблокирование политического процесса станет новым полем возможностей для Приднестровья, прежде всего возможностей определения международно-признанного статуса. Весьма вероятно, что толчком к разблокированию политического диалога может стать реанимация федеративной тематики в 2014 году, и Приднестровью нужно быть готовым к такому развитию событий, подводит итог издание.

ПМР - РФ: "Вряд ли компетентные ведомства России будут заносить в "чёрный список" депутатов, не поддержавших введение российского флага в ПМР"

15 января 2014 года Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики отклонил законопроект о введении в ПМР флага народного единства, который представлял бы собой российский триколор с приднестровским гербом, пишет "Евразийское Приднестровье". Из 32 присутствовавших депутатов лишь 19 проголосовали "за" (при необходимых 29 голосах). Кулуарные обстоятельства этого голосования пока неизвестны в подробностях. Но доступная информация позволяет высказать пару общих соображений о данном событии и его значении.

Мотивация этого поступка (по сути - демарша группы оппозиционных депутатов против законопроекта, явно и несомненно исходящего из президентского лагеря) представляется достаточно очевидной, продолжает "Евразийское Приднестровье". Приднестровская оппозиция (которая, безусловно, существует на самом деле, хотя порой кокетливо не хочет этого признавать) обвиняет действующую администрацию президента Евгения Шевчука в том, что все её пророссийские инициативы являются политическим популизмом, преследующим цели расширения поддержки со стороны Москвы и укрепления электоральных позиций нынешней власти внутри республики. Соответственно, скрытое и пассивное (как правило) противодействие оппозиции этим инициативам позиционируется ею как подлинный патриотизм и стремление не допустить профанации пророссийской политики и монополизации одним субъектом всех выгод и преимуществ такого курса. На самом деле, политическая заинтересованность и прагматизм обеих сторон - президентской и оппозиционной - не вызывают ни сомнения, ни удивления. Точно так же, нет оснований сомневаться и в присутствии искренних идеалистических побуждений у представителей обоих лагерей. Прискорбно лишь то, что внутренняя конкуренция за право быть или казаться главным патриотом Приднестровья и, одновременно, главным другом России на практике оказывает пагубное влияние на реализацию конкретных шагов, способных действительно сблизить наши страны.

Чего добились те, кто "завернул" законопроект о Флаге народного единства? - пишет "Евразийское Приднестровье". Важно понимать, что ни принятие, ни отклонение этого законопроекта заведомо не могли оказать сколько-нибудь ощутимого воздействия на восприятие официальной Москвой нынешней администрации Приднестровья и других политических сил республики. Это отношение возникло не в одночасье, развивалось постепенно, под воздействием широкого спектра политических факторов и на основании информации из самых разных, как правило, хорошо информированных источников. Именно с действующей администрацией Россия связывает продолжение и расширение осуществляемых ею программ помощи Приднестровью в социальной, экономической, инфраструктурной и гуманитарной областях. Как представляется, приднестровская оппозиция не должна усматривать в этом для себя что-либо обидное или дискриминирующее. Не ставя под сомнение ни пророссийских симпатий основных здоровых сил приднестровской оппозиции, ни личных заслуг ряда её уважаемых представителей, официальная Россия в данном вопросе, безусловно, руководствуется не личными, партийными или аппаратными предпочтениями, а соображениями политического прагматизма, которые кратко могут быть выражены русской поговоркой: "От добра добра не ищут".

Иными словами - поддержка России Приднестровью никак не обусловлена тем, будет ли в ближайшем будущем рядом с красно-зелёным государственным флагом ПМР развеваться российский триколор под названием Флага народного единства, продолжает "Евразийское Приднестровье". Политику России в Днестровско-Прутском регионе можно критиковать за многое, но только не за то, что символические и протокольные вопросы являются для неё основополагающими. Итак, непрохождение законопроекта о флаге не скажется всерьёз на сотрудничестве России и Приднестровья в лице его действующей администрации. Можно прогнозировать, что сохранятся и все электоральные эффекты этого сотрудничества, естественно, в рамках функционирующей в ПМР зрелой системы состязательной политической демократии. При всём этом, в России возлагают большие надежды на способность исполнительной и законодательной властей Приднестровья к поиску и нахождению взаимоприемлемых компромиссов и достижению широкого консенсуса в масштабах всей республики. Отсутствие такого консенсуса крайне затруднит реализацию программ российско-приднестровского сотрудничества, и тогда все вовлеченные стороны - включая и оппозиционный лагерь - понесут связанные с этим издержки и потери.

Не представляется вполне убедительным озвученный скептиками довод о том, что, прежде принятия законопроекта о Флаге народного единства и других подобных ему, нужно было узнать мнение официальной России по этому поводу, пишет "Евразийское Приднестровье". Безусловно, Россия знала о данной инициативе задолго до её широкого опубликования. И, насколько известно, не сделала никаких возражений. В противном случае, кажется крайне маловероятным, чтобы сторонники действующего президента стали вносить данный законопроект на рассмотрение парламента.

В любом случае, с точки зрения политики России в регионе результаты голосования 15 января точно не являются чем-то особо важным, продолжает "Евразийское Приднестровье". И вряд ли компетентные ведомства России будут специально выяснять имена депутатов, не поддержавших идею введения де-факто российского флага в ПМР. И тем более - не будут заносить их в некий "чёрный список", лепить на них ярлыки "несочувствующих" и т.д., и т.п. Насколько мы можем судить, ответственные структуры России и так очень хорошо разбираются в особенностях партийно-политических и личных характеров и интересов публичных фигур Приднестровья, и депутатов его Верховного Совета в том числе. И оценивают перспективы своего взаимодействия с ними уж точно не на основании критериев "оппозиционности" или "лояльности", а по принципу их политической ответственности, государственной зрелости, профессионального соответствия.

Итак, означает ли вышесказанное, что непрохождение закона о Флаге народного единства не возымеет никакого отрицательного эффекта? - пишет "Евразийское Приднестровье". Увы, нет. Вред уже причинён, хотя его главные плоды могут стать видны позднее. Прежде всего, враги Приднестровья, его государственности и его курса на свободное объединение с Россией получили новый козырь для своей пропагандистской работы. Они скажут (и уже говорят и пишут!), что, во-первых, вопросы сближения с Россией в приднестровском политикуме являются предметом скрытой борьбы, взаимных провокаций, межпартийных электорально-политтехнологических интриг, а, во-вторых, - что общество ПМР уже не проявляет той идейной монолитности в этом вопросе, что была в 2006 году.

Но главное даже не это, продолжает "Евразийское Приднестровье". До сих пор не исчезла вероятность того, что в политическом истеблишменте Российской Федерации при определенном сценарии развития событий снова зазвучит громче голос сторонников идеи "евразийской реинтеграции" Молдавии, реставрации плана Козака или разработки новых проектов федерализации Молдавии. Пагубность этой идеи для государственности ПМР и его социума не вызывает сомнения. И если ей, этой идее, суждено действительно воскреснуть во плоти, то от сторонников и друзей Приднестровья среди патриотически мыслящих чиновников, экспертов и публицистов в России могут потребоваться активные усилия для противодействия ей, ориентированные как на высший слой бюрократии, так и на широкие общественные массы. И вот здесь-то символический факт того, что в Приднестровье развевается российский триколор, мог бы сыграть роль мощного и неотразимого довода.

Десятки миллионов граждан России в силу объективных причин пока ничего не знают о Приднестровье (несмотря на начавшийся в 2013 г. прорыв ПМР в российское информационно-медийное пространство), пишет "Евразийское Приднестровье". Но простой и ёмкий факт использования в ПМР флага России в качестве, по сути, второго государственного мог бы быть легко и быстро доведён до самых широких слоев российского общества и превращён в сильный идеологический козырь в пользу поддержки Приднестровья именно как самостоятельной государственно-политической общности и даже неофициального (пока) внешнего эксклава России в северо-западном Причерноморье. Однако, по воле ряда депутатов, сейчас Приднестровье не получит такого флага, а значит - друзья и сторонники ПМР в России будут лишены этого ценного оружия. Это - нерадостное обстоятельство, но всё же ровным счётом ничего катастрофического в этот раз не случилось.

В России часто, хоть и не всегда к месту, цитируют слова о том, что там, где русский флаг поднялся однажды - там он больше не спускается, продолжает "Евразийское Приднестровье". История доказала, что это гордое высказывание не всегда справедливо. В былые периоды государственной немощи России приходилось неоднократно спускать свой флаг - и российский триколор, и красный советский. Однако сейчас на дворе не те времена. Поэтому завершим этот наш комментарий такой мыслью: не везде, где поднят российский флаг, интересы России блюдутся честно и нелицемерно. Но и, напротив, Россия зримо и могущественно присутствует подчас и в таких местах, где её флаг по той или иной причине не поднят. В любом случае, российский триколор и так останется на Днестре, пока там стоят русские солдаты, защищающие мир, свободу и человеческое достоинство жителей Приднестровской Молдавской Республики, подводит итог издание.

Экспертное и научное сообщество Приднестровья бурлит дискуссией вокруг инициативы президента ПМР о внесении изменений в конституцию Приднестровья с тем, чтобы законодательство России распространялось и действовало на территории Приднестровья непосредственно, пишет "Приднестровье и Россия". По телевидению показывают простых приднестровцев, надеющихся, что они завтра уже будут в составе Российской Федерации и, которые всецело одобряют инициативу президента. По всей видимости, для нас эта инициатива Шевчука, как "Рухнама" для туркменов, должна стать своего рода божественной идеей.

Проект распространения на территории Приднестровья законодательства Российской Федерации - это очередной шедевр в исполнении нашего "гаранта" конституции, продолжает "Приднестровье и Россия". С одной стороны, было бы неплохо. И будущего губернатора (в него может превратиться Евгений Шевчук, если наше законодательство станет подфедеральным) можно было бы избирать законодательным собранием. И прокуратура была бы прокуратурой, а не каким-то придатком. И Следственный комитет был бы под надзором прокуратуры. И деятельность судебной ветви власти была бы под контролем гражданского общества. И портрет В.В.Путина не шлепали бы куда попало. И закон о бюджете принимали бы вовремя (Из-за противоречий между президентом Евгением Шевчком и Верховным советом ПМР весь 2013 год республика жила без закона о госбюджете. В декабре 2013 года Верховный совет принял первый в истории республики трехлетний бюджет - на 2014-1016 годы. При этом депутаты внесли в документ ряд принципиальных поправок, против которых выступал президент Шевчук. В итоге президент наложил вето на часть принятых депутатами поправок - прим. ИА REGNUM). И кадры бы подбирались по профессиональным качествам, а не по возрастным, гендерным и антропометрическим параметрам. И таможня работала бы на государство, а не на себя. И много чего другого... Было бы неплохо, с одной стороны, но, очень плохо, с другой стороны. Но что поделаешь, у султанов всегда так.

Между тем, скоро станет известной реакция экспертов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, пишет "Приднестровье и Россия". Как стало известно из СМИ, последние "творения" Евгения Шевчука направлены на экспертизу в четыре комитета Государственной думы. А там люди ответственные, они с государственностью своей страны в бирюльки не играют. Кроме того, в адрес компетентных органов России, как тоже стало известно, направлены официальные запросы из Республики Молдова. А на официальный запрос, как правило, следует официальный ответ. Ответ, надеемся, получим скоро. И тогда будет ясно, удобна ли и своевременна эта инициатива Шевчука или Рогозина-Шевчука для России?

В принципе, уже сегодня известно, что РМ в начале года срочно засобирался посетить заместитель министра иностранных дел РФ Карасин, а следом за ним собирается приехать и сам министр Лавров, продолжает "Приднестровье и Россия". И если выяснится, что данная инициатива никак не соотносится с интересами России в Приднестровье, то тогда, выбор небольшой. С Рогозиным пусть Владимир Путин разбирается. А для Евгения Шевчука: либо статьи главы 29 Уголовного кодекса ПМР - преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, либо, если он не ведает, что творит - медицинское освидетельствование. Может, чем менять всю нормативно-правовую базу, чем создавать проблемы Российской Федерации, может, легче поменять одного человека?

В конце минувшего года Верховным советом Приднестровья в первом чтении были приняты дополнения в конституцию ПМР, представленные президентом Евгением Шевчуком, пишет ИА "Тирас". Суть инициативы главы Приднестровья сводится к введению на территории непризнанной республики федерального законодательства РФ, которое будет иметь приоритет над региональным.

Это, несомненно, революционная инициатива президента и не менее революционное голосование депутатов, продолжает ИА "Тирас". Думается, впервые в истории современного государственного строительства одна страна принимает законодательство другой в качестве приоритетного без оговорок и изменений. Что это значит? Это значит, что Приднестровье, ранее де-факто передавшее свой суверенитет России, теперь это делает де-юре. То есть, Тирасполь сознательно передает свои полномочия в конституционной сфере, в области обороны и безопасности, прав человека, энергетике и других стратегических сегментах Москве.

По сути, найден уникальный способ слияния с Россией, когда не Москва распространяет свое законодательство на другую территорию, а сама непризнанная республика это делает добровольно, пишет ИА "Тирас". Теперь даже в такой сфере как государственная символика абсолютно законно будут присутствовать герб, флаг и гимн России. Более того, приднестровские армия, КГБ, внутренние войска станут структурными подразделениями российских. Это, конечно, облегчит давление на бюджет и позволит произвести перевооружение по российским стандартам приднестровских силовиков.

Президент Шевчук, постепенно, конечно, не сразу, передаст основные полномочия главы государства Владимиру Путину, а за собой оставит аналоговые, как для президентов субъектов Российской Федерации, продолжает ИА "Тирас". Похожие трансформации произойдут с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Если до определения Украиной своего геополитического вектора такая инициатива Евгения Шевчука имела определенную фантомность, то теперь, когда Киев идет в сторону Москвы, она становится достаточно реальной.

Теперь стоит ждать реакции Молдавии, ЕС, и США, но, судя по всему, это уже ни Тирасполь, ни Москву особо не беспокоит, пишет ИА "Тирас". Игра сыграна и теперь ее участники разыгрывают следующую партию в шахматы. Пока ведет Москва, и, судя по появлению в Тирасполе в день голосования помощника Дмитрия Рогозина, господина Лоскутова и известного приднестровьеведа, политика Сергея Бабурина, делает это уверенно, подводит итог агентство.

Безусловно, у всех приднестровцев есть весомые морально-политические основания утверждать, что все 23 года существования Приднестровской Молдавской Республики ее народ, как, впрочем, и политические власти не изменяли своей изначальной выстраданной идее-мечте - жить и трудиться в территориальных границах духовно-культурного пространства своей большой Родины, в составе России, пишет PolitTiras. Очень важно пояснить, что данная мечта вовсе не является только мечтой, скажем так, в субъектно- фантастическом восприятии. Она имеет вполне осязаемые политико-правовые и ментально-цивилизационные основания для того, чтобы в ближайшей перспективе из мечты превратиться в жизненную реальность.

В этой связи, хотелось бы напомнить, что в экстремальных политических условиях конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия, когда во многих уголках тогдашнего Советского Союза можно было наблюдать интенсивные государственно-разрушительные процессы, сопровождавшиеся галопирующими центробежными тенденциями, когда на волнах так называемых национальных суверенитетов грубейшим образом нарушалась конституция государства, когда одна за другой республики, в том числе и Молдавия, преступно покидали Советский Союз, игнорируя правовые нормы и процедуры, содержащиеся в принятом в апреле 1990 года Законе о выходе союзной республики из состава СССР - население Приднестровья, его народ делал все для того, чтобы сохранить себя в рамках тогдашнего единого государства, которое он воспринимал как свою единственную Родину, продолжает PolitTiras. Когда же стало очевидным, что в результате действий деструктивно-агрессивного субъективного фактора не удастся сохранить территориальную целостность страны - СССР, как и саму страну в качестве единого интернационального сообщества, а Республика Молдова (тогдашняя Молдавская ССР) превратилась в очаг ксенофобии и национализма и находится в двух шагах от поглощения ее Румынией, население Приднестровья было вынуждено защититься от возникшей угрозы, создав собственную государственность в составе СССР. Сделано это было, в первую очередь, для защиты здесь, на этой территории Русского мира, русского языка, российской идентичности и духовности. С тем, чтобы в последующем, в случае появления благоприятных политических условий, инициировать процедуру вхождения Приднестровья в состав своей большой Родины - России.

Поэтому, когда в марте 1991 года на территории уже достаточно разбалансированного Советского Союза состоялся референдум по вопросу сохранения СССР, абсолютное большинство приднестровцев приняло в нем участие и сказало "да" его существованию (в то время как на территории Молдавии ее властями референдум был запрещен), пишет PolitTiras (референдум о сохранении СССР был проведен также в Гагаузской Республике, где 98% проголосовавших высказались за Советский Союз - прим. ИА REGNUM). Участие приднестровцев в референдуме явилось очередным подтверждением того, каковы их истинные ценности и геополитические приоритеты. С тех пор не раз и не два приднестровцы и их политические власти публично, как на официальном уровне, так и в рамках гражданского взаимодействия, подтверждали свой цивилизационный и геополитический выбор. А именно: вхождение в состав России, которая стала правопреемницей Советского Союза, воссоединение с ней в качестве ее имманентной части.

Во многом, именно этим можно объяснить то, что когда в 2005 году власти Молдавии во главе с президентом Владимиром Ворониным, предприняли ряд деструктивных шагов, грозящих населению Приднестровья навсегда остаться в молдавско-румынском националистическом гетто, в Приднестровье в 2006 году был инициирован всенародный референдум, на котором более 97% приднестровцев высказалось за вхождение в перспективе в территориально-государственное пространство Российской Федерации, продолжает PolitTiras. Результаты этого судьбоносного референдума стали как правовой основой, так и политическим императивом для реализации властями республики четко выраженной воли населения Приднестровья. Более того, именно они стали стержневой скрепой инициативы президента Евгения Шевчука по переходу ПМР на законодательство России в течение 3-летнего переходного периода и с учетом позиционирования Приднестровья в качестве будущего субъекта (республики) Российской Федерации.

Разумеется, руководство и экспертное сообщество Приднестровья, заинтересованные в знании истинного общественного состояния, в выявлении жизнеутверждающих приднестровских ценностей весь восьмилетний период после референдума осуществляли мониторинг общественного мнения приднестровцев, пишет PolitTiras. И всякий раз мониторинг подтверждал сохранение, в качестве главного гражданского и геополитического интереса населения, - воссоединение с Россией... Поэтому, вне всякого сомнения, выдвинутая инициатива президента Евгения Шевчука имеет абсолютную поддержку приднестровского населения и, выразим надежду и уверенность, - всего политического класса.

Более того, на наш взгляд, с правовой точки зрения, Приднестровье вполне может считаться правопреемником Советского Союза вместе с Россией, поскольку оно не выходило из его состава, а самоопределилось внутри него, продолжает PolitTiras. Это означает, что фактически после его распада на постсоветском пространстве сформировалось два новых, так сказать, наследуемых русско-российских государства: Российская Федерация и, пусть пока непризнанная, но вполне состоявшаяся как государство - Приднестровская Молдавская Республика. В силу чего, более чем убедительно выглядит нынешняя инициатива президента - восстановить единство этих двух правопреемников в политико-пространственных параметрах современной России.

Все же возможные сомнения, возражения и оговорки по данной проблеме, как со стороны ряда политических сил республики, так и отдельных акторов, разумеется, могут и должны быть серьезно рассмотрены и проанализированы, но не должны стать препятствием в практической реализации законодательной инициативы президента Приднестровья, пишет PolitTiras. Если народ Приднестровья действительно хочет воссоединения с Россией, а мы убедились, что это именно так, то рано или поздно приходит время реализации всенародной воли.

Разумеется, для последующего претворения данного законопроекта в жизнь, должен быть создан эффективный механизм и определены соответствующие временные этапы его реализации, продолжает PolitTiras. А это, в свою очередь, потребует, как от представителей исполнительной и законодательной власти, так и экспертного сообщества Приднестровья, максимального взаимопонимания и ответственности за претворение в жизнь жизнеутверждающего наказа приднестровского народа.

В политике огромную роль играет так называемое чувство времени или временной фактор, пишет PolitTiras. Очень часто политика государства терпела поражение, оказывалась неэффективной в силу неумения властей определить своевременность того или иного политического действия или шага. В данном контексте, именно сегодня сложились наиболее благоприятные как объективные, так и субъективные предпосылки и условия для выдвижения обозначенной инициативы президента ПМР и претворения в жизнь результатов референдума 2006 года, в том числе и с учетом геополитического фактора. Речь идет о том, что в условиях стремительного геополитического ухода Молдавии на Еврозапад после Вильнюсского саммита и начавшегося ее перехода на законодательство Евросоюза, в перспективе, скорее всего, ее окончательного цивилизационно-политического отрыва от российского политического пространства, у России появляются дополнительные основания для защиты в Приднестровье своих соотечественников, коими, является практически все население республики и более двухсот тысяч граждан России, а также, защите здесь, на исконно русской земле, своих национальных интересов, которые, кстати говоря, являются, в том числе, и национальными интересами Приднестровья. С учетом этих факторов, инициатива президента Евгения Шевчука должна найти не просто понимание, но и всяческую поддержку со стороны российского общественного мнения и политического руководства страны, подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
19.01.17
«Украинские военные могли бы выдавить хоть протокольную благодарность»
NB!
19.01.17
Львов провоцирует противостояние между Варшавой и Киевом
NB!
19.01.17
Некуда деваться: Украина готова покупать российский газ
NB!
19.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 19 января
NB!
19.01.17
Турция становится еще ближе к России
NB!
19.01.17
«Заявление Шувалова вызвало шок на рынке, но это лишь первый залп»
NB!
19.01.17
Зюганов: Вопрос о перезахоронении Ленина в 2017 году — провокация
NB!
19.01.17
Додон признал за Молдавией $6 млрд приднестровского долга за российский газ
NB!
19.01.17
«Внешняя политика США при Обаме стала провалом» — The Foreign Policy
NB!
19.01.17
«Реальных интервенций ЦБ избежать не удастся»
NB!
19.01.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Катерина Калос
NB!
19.01.17
Налоговое ярмо: трудоспособные украинцы собирают чемоданы и бегут из страны
NB!
19.01.17
В Севастополе политические партии создают коалицию
NB!
19.01.17
«Решение о переводе выплат бюджетникам на карту «Мир» не пересмотрят»
NB!
19.01.17
СКР возбудил дело о махинациях на выборах в Воронежской области
NB!
19.01.17
Комитет рекомендовал ГД поддержать декриминализацию побоев во II чтении
NB!
19.01.17
США должны поддержать создание курдского государства — NI
NB!
19.01.17
Financial Times: «Пришло время США дрожать»
NB!
19.01.17
КС разрешил России не платить почти 2 млрд евро по «делу ЮКОСа»
NB!
19.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 19 января
NB!
19.01.17
The National Interest: Почему системы THAAD США – «красная черта» для КНР?
NB!
19.01.17
«За два года Минкульт заключил 15 незаконных сделок по госзакупкам»