23 января массовые протесты и беспорядки вышли за пределы центра Киева. В Ровно и Львове захвачены местные облгосадминистрации, губернаторов заставили написать заявления об отставке. Впрочем, потом они от своих заявлений отказались. Кроме того, беспорядки были в Тернополе, Ивано-Франковске и на центральной Украине: в Черкассах, Полтаве, Житомире и Хмельницком. Эти факты вскрывают некоторые тенденции.

Во-первых, раньше массовые беспорядки и украинская революция были четко географически привязаны к центру Киева. Пусть даже в разных городах и собирались локальные "евромайданы", они не были очень массовыми и с гораздо большим энтузиазмом ездили протестовать именно на киевский Майдан. В последнюю неделю - еще и на улицу Грушевского. Теперь же все перешло сразу в 8 областей. В 4 из них дошло до захвата местных администраций. Именно с этого, напомним, начинались киевские протесты. 1 декабря протестующие захватили Киевскую городскую государственную администрацию. Это здание до сих пор дает своеобразную базу для организации протеста.

Во-вторых, слабость и хаос в центре, то есть беспорядки в Киеве, сперва вызвали настороженную реакцию в регионах. Западные области, конечно, сразу начали высказываться в поддержку Майдана, однако в целом все было довольно спокойно. Опасались серьезной реакции из центра. Центр не реагировал на события не только в регионах. Украинское руководство откровенно впало в ступор и в случае с киевскими беспорядками. Недельные перестрелка и коктейли Молотова в центре Киева тому подтверждение. И тогда местные элиты решили воспользоваться слабостью столицы. Вероятно, не только в качестве проверки, но и с пользой для себя - так уже была информация, что в Черкассах после захвата облгосадминистрации протестующие начали жечь документы. Возможно - уничтожая теоретические доказательства неких махинаций. Возможно - просто греются. Депутаты местных облсоветов заявляют, что берут власть на себя. Создаются местные альтернативные отряды силовиков - так называемые силы самообороны. И они собираются патрулировать города. Уместно вспомнить патрулирования киевских "автомайдановцев" против так называемых "титушек". Главным аргументом сторон всегда были биты. Сепаратизм может повлечь за собой цепную реакцию. И тогда вполне возможна Украина разбитая не на две условных части, в на 10, 15, 20 более или менее самостоятельных субъектов.

По-прежнему, ситуация в регионах во многом зависит от обстановки в столице. Пока еще возможно избежать цепной реакции и распада страны. Если кризис в Киеве все-таки будет решен. Однако с сохранением нынешнего бездействия власти эскалация насилия будет продолжаться, например, дело дойдет до массового применения огнестрельного оружия. Тогда конфликты и насилие выйдет за пределы центральных улиц Киева и местных администраций в регионах. Насилие может выплеснуться на все городские улицы. Всех городов Украины. А это практически гражданская война.

Кроме того, пока многое зависит от позиции международных акторов. Уже давно эксперты говорили о заинтересованности соседних держав в украинских территориях. Румыния, Польша, Россия могут посодействовать сепаратистским настроениям в отдельных регионах. А потом включить в свою зону влияния. Кроме того, крупнейшие держатели украинских активов: США, Россия, ЕС и Китай должны быть заинтересованы в сохранении ликвидности своих вложений. Пока же остается ждать решения президента и дальнейших действий власти. Или бездействия. Если ситуация не стабилизируется, граждане Украины могут отсчитывать последние дни своей родной страны.

Владимир Полуев - корреспондент ИА REGNUM в Киеве.