Без диалога с национальными общинами невозможна профилактика конфликтов: уральский полпред

Челябинск, 23 января 2014, 18:46 — REGNUM  В центре внимания муниципальных властей должна быть работа с этническими общинами, особенно с общинами мигрантов. Без эффективной работы в этой среде невозможно предупреждение межнациональных конфликтов, заявил 23 января полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских на заседании Совета по вопросам развития местного самоуправления, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе полпреда.

Открывая заседание, Холманских особо подчеркнул, что в соответствии с действующим законодательством профилактика экстремизма и терроризма, укрепление межнационального согласия, предупреждение межэтнических конфликтов относятся к вопросам местного значения муниципалитетов всех уровней - поселения, муниципального района, городского округа. Об этом говорят события и конфликтные ситуации в различных регионах страны, в том числе и Уральском федеральном округе, сказал полпред.

Игорь Холманских также обратил внимание на то, что основные задачи по профилактике экстремизма и обеспечению межнационального мира определены на федеральном уровне, в рамках государственной национальной политики и Глава государства придает данному вопросу исключительное значение.

Центр тяжести работы по данному направлению сосредоточен на местах, в регионах и муниципальных образованиях. Персональную ответственность за ее результаты несут руководители субъектов Федерации и органов местного самоуправления, отметил Холманских. В декабре 2013 года в федеральное законодательство были внесены поправки о дополнительной ответственности региональных и местных органов власти за поддержание межнационального мира.

За последние годы меры по профилактике экстремизма в Уральском федеральном округе приобрели системный характер. Соответствующие целевые программы имеются во всех субъектах Федерации. По инициативе аппарата полномочного представителя аналогичные документы приняты в большинстве городских округов и муниципальных районов. Активизировано сотрудничество региональных и муниципальных органов власти с национально-культурными объединениями, традиционными конфессиями.

Тем не менее, Холманских подчеркнул, что положение дел в этой сфере вызывает беспокойство. Эффективность работы по профилактике экстремизма и обеспечению национального мира на местном уровне остается низкой. Это еще раз подтвердили проверки, проведенные аппаратом полпреда в муниципальных образованиях ХМАО - Югры и Свердловской области в 2013 году, отметил он.

Прежде всего, далеко не везде приняты муниципальные программы профилактики экстремизма. В целом по федеральному округу такие документы имеются в 57,6% городских округов и муниципальных районов. В 37,4% территорий мероприятия по предупреждению экстремизма хотя и предусмотрены, но разбросаны по различным целевым программам. В 5% муниципалитетов таких мероприятий как отдельного направления работы нет вообще. Муниципальные программы профилактики экстремизма нередко не обеспечиваются финансированием. Например, в Свердловской области такое положение сложилось в 8% городских округов и муниципальных районов. Касаясь ситуации в Свердловской области, Холманских отметил необходимость разработки и принятия соответствующих программ во всех муниципалитетах региона, подчеркнув, что сегодня недостаточно говорить о том, что программа "находится в стадии разработки", например, в Верхней Пышме.

Не может устраивать и то, сказал полпред, что если к настоящему времени в Свердловской области насчитывается 94 муниципальных образования (в том числе 73 городских округа и муниципальных района, а также 21 городское и сельское поселение), тем не менее, в информации, представленной областным правительством, приведены сведения только по городским округам и муниципальным районам. В то же время, в соответствии с законодательством участие в профилактике экстремизма, укрепление межнационального и межконфессионального согласия относятся также к вопросам местного значения поселения.

Главное, подчеркнул Холманских, муниципальные руководители до сих пор не осознали меру своей ответственности за состояние межнациональных отношений.

Среди проблем полпред отметил и то, что в муниципальные программы зачастую включаются мероприятия, не имеющие прямого отношения к профилактике экстремистских проявлений; недостаточное внимание уделяется обучению муниципальных служащих по вопросам межнациональных отношений и профилактики экстремизма и другие.

Подводя итоги заседания, Холманских еще раз обратил внимание на необходимость системного подхода к профилактике экстремизма на муниципальном уровне. Соответствующие комплексные программы должны быть приняты во всех без исключения городских округах и муниципальных районах, и для них следует предусмотреть адекватное по объему, целевое и прозрачное финансирование. Кроме того, в центре внимания муниципальных властей должна быть работа с этническими общинами, особенно общинами мигрантов. Без эффективной работы в этой среде невозможно предупреждение межнациональных конфликтов. И, наконец, значительно больше внимания профилактике экстремизма на муниципальном уровне должны уделять главы субъектов Федерации, региональные органы исполнительной власти. В каждом регионе целесообразно определить заместителя губернатора или другое ответственное лицо, координирующее реализацию государственной национальной политики.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.