Близится к концу первый месяц наступившего года, а острая полемика, развернувшаяся в конце декабря между экс-президентом Армении Робертом Кочаряном, премьер-министром Тиграном Саркисяном и подключившимися министрами, экспертами и прочими не только продолжается, но и набирает обороты.

Вероятно, нет нужды подробно излагать аргументы сторон, тем более, что эксперты находят слабые места в позициях обоих участников горячего спора. Отметим лишь, что первоначально премьер констатировал, что в бытность Роберта Кочаряна президентом в экономике Армении сформировался так называемый "пузырь" в виде разросшегося непропорционально строительного сектора, что и усугубило негативные последствия мирового экономического кризиса. Бывший глава государства в свою очередь указал ошибки и недостатки, которые, по его мнению, допустила действующая власть в целом ряде вопросов, включая сферу строительства, продажу последних принадлежащих армянской стороне 20% акций "Армросгазпрома" российскому "Газпрому", а также - введение с нынешнего года накопительной пенсионной системы.

Как будет показано далее, за этой полемикой, ведущейся, на первый взгляд, вокруг экономических проблем и вопросов, стоят сугубо политические стратегии и цели. При этом вопрос, на ком лежит ответственность за нынешнее состояние армянской экономики, лишен всякого смысла. Она лежит на правительстве страны. Именно на это и обратил внимание действующего премьера экс-президент Роберт Кочарян. С другой стороны, а куда деть недостроенные и пустующие новостройки в центре армянской столицы? Они буквально вопят о лопнувшем пузыре эры "экономического взлета" Роберта Кочаряна (1998 - 2008 года). Более того, то, что пузырь есть, и он неминуемо лопнет было очевидно даже до старта кризиса, в период правления самого Кочаряна, когда экономические оракулы из армянского ЦБ (и Тигран Саркисян в их числе как глава ЦБ в тот период) и правительства страны о грядущем кризисе и не гадали (смотри "Голландская болезнь" армянской экономики: диагноз и лечение - статья от 10.10.2006).

Однако во всем этом обращает на себя внимание не столько содержание полемики (остающееся зачастую не до конца понятым для простых граждан, не обремененных специальными знаниями в области экономики), сколько сам факт её возникновения и допускаемые сторонами выпады личного характера. Лексика временами используется такая, словно речь идет о споре давнишних непримиримых врагов. Поэтому провластные комментаторы пытаются успокоить шокированную общественность, уверяя, что имеет место всего лишь естественная и допустимая в среде единомышленников разность оценок относительно конкретных "рабочих" вопросов. Однако даже один из самых активных "трубадуров" власти, зампред правящей Республиканской партии Армении (РПА), министр образования и науки Армен Ашотян высказал в данном контексте мысль сколь бесспорную, столь и тривиальную. По его словам, происходящее является "политическим диспутом", поскольку "политические деятели заводят речь об экономике тогда, когда хотят решить политические вопросы". Именно поэтому более всего нас занимает вопрос о том, какие именно политические вопросы пытается таким образом решить экс-президент Кочарян. И второй вопрос, в качестве кого он выступает - бывшего государственного деятеля или же действующего топ-менеджера российской компании?

Мнения здесь высказываются самые разные, зачастую диаметрально противоположные. Наиболее распространенная версия заключается в том, что таким образом экс-президент пытается "вернуться в большую политику". Однако следует оговорить, что после 2008 года, когда истек второй срок президентства Роберта Кочаряна, он не выпустил полностью из рук рычаги влияния на ситуацию в стране. В частности, проекцией влияния Кочаряна оставалась партия "Процветающая Армения", в создание которой экс-президент внес существенный политический вклад. Сегодня "Процветающая Армения" называет себя "альтернативной партией" и не состоит в коалиции с правящей "Республиканской партией" во главе с президентом страны Сержем Саргясном. Тем не менее, на протяжении прошедших шести лет топ-менеджер российской АФК "Система" Роберт Кочарян практически не выступал публично по армянским актуальным проблемам, становясь все больше героем светских новостей - например, в качестве любителя африканских сафари. А вот теперь это произошло. Поэтому правильнее было бы говорить не о попытке возвращения Кочаряна в политику, сколько о зондаже возможностей для нового распределения власти с прицелом на ее полный перехват в будущем.

Очевидно, что косвенной мишенью критики экс-президента Кочаряна является действующий президент Армении Серж Саргсян. Доля правительства страны в газовой компании "АрмРосгазпром" явно не могла перекочевать "Газпрому" без его ведома. Однако Роберт Кочарян, почему-то обеспокоенный монополией российской компании в дружественной Армении, обрушивает критику именно на премьера с очевидной целью пошатнуть его и без того шаткие позиции. Говоря прямо, Тиграну Саркисяну уже давно пора оставить премьерский пост. Перечисляя ошибки премьер-министра, Роберт Кочарян странным образом упустил главную из них, скандальную недальновидность Тиграна Саркисяна в прогнозировании вектора экономической интеграции Армении. Вспомним, как он сначала начисто отметал возможность присоединения Армении к Таможенному союзу с Россией в связи с отсутствием общей границы с ТС, нахваливая попутно Ассоциацию с ЕС, а затем вдруг преобразился в сторонника евразийской интеграции. В этой связи эксперты не исключают, что инициатива Кочаряна по выбиванию шатающейся табуретки из под армянского премьера могла получить негласную поддержку и в Москве, где вправе без оптимизма относиться к перспективе участия "двуликого" Тиграна Саркисяна в обсуждении будущих инвестиционных проектов в рамках Таможенного союза.

В любом случае, Тигран Саркисян был традиционной мишенью для партии "Процветающая Армения", а теперь стал прямой мишенью для Роберта Кочаряна. Это может означать лишь то, что ставки в политической игре за власть в Армении повышаются. При этом важно понимать, что политик калибра экс-президента Армении Роберта Кочаряна расставляет фишки для длинной игры, кульминацией которой могут стать президентские выборы 2018 года. Может показаться, что экс-президент Кочарян рискует допустить фальстарт, времени до выборов еще много. Но это не так. Текущее экономическое положение Армении, наличие острых внешнеполитических и внутренних социальных проблем делают внутреннюю ситуацию в стране перманентно взрывоопасной. При этом на оппозиционном фланге наблюдается полная децентрализация и застой, что дает возможность консолидировать новый оппозиционный кулак вокруг все той же "Процветающей Армении". Добиться выполнения этой задачи в сжатые сроки вряд ли удастся, не позволит общая апатия населения, "голосующего ногами". С другой стороны, за годы политической пассивности, наступившей сразу после трагических событий 1 марта 2008 года, Роберт Кочарян утратил часть личного рейтинга, который придется восстанавливать, на что тоже понадобится время. Призом в такой долгой игре может являться только кресло президента Армении, но не той, которой Кочарян уже правил, а другой - с новым экономическим потенциалом внутри Таможенного союза и евразийскими политическими горизонтами.

С другой стороны, к 2018 году будет активно готовиться и правящая Республиканская партия, которой предстоит назвать своего кандидата, а фактически преемника действующего президента. С этой точки зрения, нельзя исключать и то, что медиа-активность Кочаряна, обладающего все еще большим влиянием на политическую и экономическую жизнь страны, была реакцией спровоцированной, вызванной именно наступлением на его позиции "под ковром" со стороны команды президента Сержа Саргсяна, который, впрочем, хранит молчание, оставаясь над схваткой.

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья