Конституционный референдум в Египте прошёл в сравнительно спокойной обстановке. Два дня голосования 14 и 15 января не обошлись без нескольких человеческих жертв и более 400 арестованных "Братьев-мусульман". Но, учитывая предыдущий накал страстей, поступившие в адрес властей предупреждения со стороны исламистов, референдум не вывел на улицы "марши миллионов" и не стал предтечей новой революции. Это уже большой прогресс во внутриполитической жизни 80-миллионной арабской страны.

Взявшие власть в свои руки в июле 2013 года, военные Египта сделали первый шаг на пути к политико-правовой самолегализации. Впереди президентские и парламентские выборы, которые должны заложить новые камни в фундамент возвращения высшего военного сословия Египта к рулю политической власти. Экс-президенты страны Анвар Садат и Хосни Мубарак были кадровыми военными, перешедшими на президентскую службу. Следующий вероятный кандидат на совмещение генеральских регалий с высшей политической должностью - нынешний министр обороны Абдель Фаттах ас-Сисси. Его прочат в президенты ещё с лета прошлого года. Хотя, если бы в Египте всё было так очевидно, страна не взошла бы несколько раз за последние три года на "эшафот" политических потрясений.

Ровным проведением референдума египетские военные преследовали две взаимосвязанные цели. В первую очередь, показать внутренним врагам и внешним оппонентам свои возможности в мобилизации общественного мнения, его направления в нужное для стабилизации политических процессов русло. Обеспечение высокой явки избирателя 14 и 15 января в этом свете выглядело сверхважной задачей для генералов-политиков. На прошлых президентских выборах летом 2012 года кандидат-исламист (пусть даже, как потом выяснилось, весьма умеренный) Мохаммед Мурси опередил ближайшего преследователя, экс-премьера, генерала ВВС Ахмеда Шафика с незначительным перевесом голосов (за Мурси - 51,7%, в пользу Шафика - 48,3%). Примерно равное полученному Мурси в 2012 году количеству голосов военные сумели мобилизовать для участия в нынешнем референдуме. По предварительным данным, в голосовании приняли участие 55% граждан, из них 95% сказали "да" новому основному закону страны. Важно подчеркнуть, что годом ранее, в ходе референдума по "конституции Мурси", к урнам пришло около 33% египтян с правом голоса (64% тогда одобрили принятие конституции).

Вторая цель имеет более развёрнутый в политическом плане характер, вбирая в себя сложные вопросы взаимоотношений Каира с основными внешними партнёрами из числа западных держав. За минувшие с июльской "контрреволюции" месяцы американо-египетские отношения оказались основательно поколебленными. "Трещины" в некогда весьма тесных связях Вашингтона и Каира проступили и на уровне персонального взаимного восприятия высших американского и египетского руководств, и на уровне общественного мнения. Военные Египта стали восприниматься в коридорах Белого дома и Капитолийского холма в качестве осуществившей государственный переворот хунты, состоящей из агрессивно настроенных националистов. Американские демократы не могли сразу и в самой откровенной форме дать заподозрить себя в отходе от демократических ценностей защиты правительств, избранных в ходе признанных законными выборов. Отсюда и вся невнятность в позиции администрации Обамы в первые дни и последующие недели после июльских событий в Египте 2013 года. В Вашингтоне решили отреагировать на недемократичность действий египетских военных приостановкой некоторых оружейных контрактов и свёртыванием финансовой помощи Каиру (1). Постановка генералами-политиками Египта переходного процесса на рельсы "дорожной карты" дала шанс выровнять двусторонние отношения до приемлемого уровня. Конституционный референдум должен был стать первым шагом к примирению американской администрации с новой египетской "демократической" реальностью под протекторатом армейской верхушки.

Теперь из Вашингтона идут сигналы совсем иного свойства. Военных Египта уже не осуждают в открытом масс-медийном режиме, их не называют националистами и не вменяют авторитарный стиль руководства. До поступления окончательных данных голосования на референдуме в госдепартаменте и Белом доме решили взять паузу для осмысления ситуации. В отличие, например, от Москвы и даже Брюсселя, откуда уже поступили официальные реакции позитивного характера на прошедший референдум, в Вашингтоне заняли выжидательную позицию. Впрочем, при этом не упустив случая послать в Каир окольными путями своё удовлетворение настроем генералов следовать выработанной "дорожной карте" переходного политического процесса. 16 января директор программы "Арабская политика" в вашингтонском Институте ближневосточной политики Дэвид Шенкер (David Schenker) отметил, что в ближайшее время Конгресс США рассмотрит вопрос смягчения ранее наложенных на Каир ограничений в военных поставках. В частности, конгрессмены могут "разморозить" сделку по партии дополнительных десяти американских вертолётов Apache для египетской армии. Если прогноз Шенкера станет реальностью, Белый дом увяжет восстановление американо-египетского военно-технического сотрудничества в полном объёме с продолжением курса генералов в Каире на демократическую процедуру выборности властей.

Главное требование Вашингтона на нынешнем этапе сводится к исключению насилия в крупных египетских городах. За этим следует призыв к армии крупнейшей арабской страны сохранить приверженность политическому процессу на принципах всенародного волеизъявления. Может так выйти, что с поступлением первых подтверждений восстановления американо-египетских отношений до прежнего партнёрского уровня совпадёт объявление ас-Сисси своего решения об участии в президентских выборах. Пока эксперты склоняются к двум вариантам дальнейшего развития ситуации в главном кадровом вопросе Египта. Или ас-Сисси пойдёт на выборы самостоятельно, или выдвинет и поддержит кандидатуру Шафика. Есть и третий вариант: совместный выход двух указанных политиков на авансцену высшей власти Египта. Например, в виде тандема "президент ас-Сисси − премьер Шафик". "Вариацией на тему" может стать занятие Шафиком до сих пор вакантного (после отставки в августе 2013 года Мухаммеда эль-Барадея) поста вице-президента (2). Шафик ныне продолжает находиться в ОАЭ, куда он в спешном порядке отправился сразу после победы Мурси на выборах 2012 года.

Два высших армейских чина у власти − на первый взгляд очевидный перебор. Но ситуация требует от военных решительных мер. Фактически "мосты сожжены" в сентябре 2013 года, когда вне закона была поставлена организация "Братьев-мусульман". Решением суда им запретили заниматься политической деятельностью, лишили статуса некоммерческой общественной организации. Одним словом, выдавили в общественно-политическое подполье. Может показаться, что высший командный состав Египта всё больше вгоняет себя в ловушку, действуя преимущественно авторитарными методами. Контроль над СМИ усилен, массовые скопления граждан пресекаются, продолжающая пользоваться симпатиями значительной части граждан исламистская "фронда" преследуется с удвоенной силой. Но, как было указано выше, Египет демонстрирует свою специфику. Генералы уловили весьма простую тенденцию в местном обществе, которую они должны довести до "логического конца" своей легализации у власти. Это откровенная усталость большинства граждан страны от нескончаемой череды внутренних потрясений. В Каире, других крупных городских агломерациях арабской страны нарастает общественный заказ на обретение вожделенной стабильности. Её могут обеспечить только военные, ибо они составляют единственную на сегодня в Египте силу, отличающуюся монолитностью, организованностью, внутренним консенсусом и внешней поддержкой. Пусть даже и эта сила действует в не совсем демократическом стиле, который в будущем может быть корректирован. Но падение страны в бездну гражданской войны, ставшее "хроническим" забрасывание друг друга булыжниками на площади Тахрир и на прилегающих к ней столичных улицах, могут оказаться необратимыми.

(1) Ежегодная помощь Египту со стороны США составляла около $1,5 млрд. (из них до $1,3 млрд. - на военные нужды). Под ограничения летом-осенью прошлого года попали оружейные контракты по самолётам F-16, танкам М1А1, вертолётам "Apache" и противокорабельным ракетам "Harpoon". Было сокращено и содействие по программам финансовой помощи (от $250 до $260 млн.).

(2) Пост вице-президента был упразднён при Мурси, но 9 июля 2013 года восстановлен временной конституционной декларацией военных.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM