"Гагаузию выталкивают за Днестр": итоги 2013 года в Гагаузии глазами СМИ

Москва, 18 января 2014, 05:25 — REGNUM  

Итоги-2013: "Складывается впечатление, что в Гагаузии все ждут момента, когда появится возможность воспользоваться своим правом на внешнее самоопределение". Гагаузия - Молдавия: "Гагаузское Народное собрание на порядок легитимнее, чем нынешняя молдавская власть".

Итоги-2013: "Складывается впечатление, что в Гагаузии все ждут момента, когда появится возможность воспользоваться своим правом на внешнее самоопределение"

В 2013 году отношения между властями Республики Молдова и Гагаузской автономии были более чем насыщенными, пишет IPN. Однако зачастую средством коммуникации республиканского центра с южным регионом выступал не диалог и сотрудничество, а взаимные обвинения. Изменится ли конфликтная риторика сторон в следующем году?

Вспоминая самые резонансные информационные поводы, которые случились в отношениях между Кишинёвом и Комратом за истёкший год, приходится признать: если диалог и был насыщенным, то скорее негативными событиями, продолжает IPN. 2013-й стал первым годом работы нового состава Народного собрания Гагаузии, в котором большинство составила фракция одной из правящих в Молдавии партий, и которая практически непрерывно конфликтовала с башканом Михаилом Формузалом.

Летом группа жителей автономии собрала более 5 тыс. подписей за право Гагаузии отделиться от Молдавии, пишет IPN. Запомнился также скандал накануне экзаменационной сессии на степень бакалавра, когда депутаты НСГ отказались исполнять решение Министерства просвещения РМ об установке в экзаменационных центрах видеокамер. Добавлял напряжённости и отказ башкана принимать официальную корреспонденцию от правительственных учреждений без перевода на русский язык (в соответствии с молдавским же действующим законом "О функционировании языков на территории Молдавской ССР" 1989 года - прим. ИА REGNUM). Наконец, под занавес года, власти автономии объявили о намерении провести в регионе референдум о внешнеполитическом курсе и о праве Гагаузии на самоопределение - темам, которые получили в Кишинёве противоречивые оценки как с политической точки зрения, так и с точки зрения соответствия законодательству.

Всё это происходило на фоне заметно сбавившего темпы официального взаимодействия исполнительных органов власти Молдавии и автономии, продолжает IPN. Так, утверждённый в конце мая в должности премьер-министра Юрий Лянкэ впервые (и в единственный на сегодняшний день раз) посетил с рабочим визитом Комрат лишь спустя 4 месяца, продемонстрировав отличие не в лучшую сторону от своего предшественника Владимира Филата, уделявшего региону внимания несравнимо больше. У других руководителей Молдавии достижения в этом смысле ещё более красноречивые: президент Николай Тимофти с момента своего назначения на эту должность в Гагаузии не был ни разу.

Взаимные претензии и противоречивые действия сторон создали идеальную атмосферу для активизации политических сил и представителей органов власти Гагаузии, пишет IPN. Местные лидеры отметились за истекший год, пожалуй, рекордным числом пресс-конференций, заявлений и обращений как к жителям автономии, так и в адрес центральных властей страны. Чтобы оценить, как в автономии видят состояние диалога с официальным Кишинёвом, мы посчитали целесообразным обратиться к представителям гражданского общества региона, которые, в отличие от политиков, не имеют своего электората, не гонятся за политическими дивидендами, а, значит, могут представить более объективную картину.

Мы выяснили мнение некоторых представителей неправительственных организаций, экспертного сообщества и общественных деятелей Гагаузии о том, как они оценивают состояние диалога с центральными властями и какие изменения они ждут в этом смысле от следующего года? - продолжает IPN. Как можно будет убедиться, в автономии существуют совершенно разные оценки происходящих событий - от сдержанно-оптимистичных до пессимистичных, от взвешенных до радикальных. Мы решили представить весь спектр мнений, в том числе таких, которые могут показаться провокационными. При этом мы исходили из двух соображений: во-первых, это отражение части реально существующих настроений в гагаузском обществе и, во-вторых, такие крайние суждения должны служить неким маяком, показывающим, в каком направлении может эволюционировать официальная позиция руководства края в случае развития радикальных сценариев.

Михаил Сиркели, юрист, руководитель неправительственной организации "Пилигрим-демо", специализирующейся на мониторинге избирательных кампаний в регионе: "Если говорить о взаимоотношениях автономии с республиканскими властями за весь период существования АТО Гагаузия, и в 2013 году в частности, я не стал бы использовать термин диалог в этом контексте. Как такового диалога на официальном уровне между властями страны и региона мы не наблюдали, и визиты первых лиц государства в автономию, запланированные или спонтанные, не являются частью какого-либо диалога. Диалога на официальном уровне нет, прежде всего, по причине того, что центральные власти Молдавии не привыкли вести диалог с регионами и обсуждать что-либо с ними, и Гагаузия в этом плане не является исключением, несмотря на её особый правовой статус. Если говорить о Гагаузии в частности, то у центральных властей Молдавии нет и не было чёткого видения того, как в рамках унитарного государства обеспечить функционирование региона с особым правовым статусом, который наделён компетенциями, отличными от компетенций других районов/регионов. А видения нет потому, что у политической элиты Молдавии нет желания передавать Гагаузии компетенции, обозначенные в Законе об особом правовом статусе Гагаузии. Центральные власти Молдавии открыто об этом не заявляют, однако на практике делают всё возможное для того, чтобы полномочия АТО Гагаузия ничем не отличались от компетенций других районов. На протяжении последних 19 лет, с момента создания Гагаузской автономии, центральные власти без каких либо обсуждений с Гагаузией, шаг за шагом урезали её полномочия: либо путём внесения изменений в Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери); либо путём принятия законов, не учитывающих особый правовой статус автономии, которые в итоге не позволяют реализовать практически ни одну из компетенций Гагаузии.

В свою очередь, в самой Гагаузии нет: а) чёткого понимания того, что Гагаузия - это НЕ независимое государство, а всего лишь автономия с ограниченными компетенциями; б) желания осознать то, что Гагаузия - это неотъемлемая часть Республики Молдова. Очень частое упоминание гагаузскими политиками в своих заявлениях права Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости, и назначение на 2 февраля 2014 года референдума по вопросу об отложенном статусе Гагаузии, создаёт впечатление, что из всего того, что написано в Законе об особом правовом статусе Гагаузии, право на внешнее самоопределение - это единственное, что представляет ценность для Гагаузии. Складывается такое впечатление, что в Гагаузии все ждут и готовятся к наступлению момента, когда у автономии появится возможность воспользоваться своим правом на внешнее самоопределение. В этом Гагаузия напоминает Советский Союз, который постоянно находился в состоянии готовности к войне и практически не был готов к жизни в мирное время. Указанный синдром гагаузских политиков и большинства жителей автономии, который условно можно назвать "постсоветским", не позволяет Гагаузии сосредоточиться на укреплении её статуса и реализации имеющихся компетенций. В этом плане Гагаузия предпочитает журавля в небе синице в руках. По этой же причине Гагаузия практически не реагирует на принятие центральными властями решений, которые ущемляют статус автономии.

В отсутствие диалога, центр и автономия живут каждый со своим видением статуса Гагаузии, но учитывая существующие реалии, центру гораздо проще реализовать своё видение, нежели автономии. Центр предпочитает выстраивать отношения с автономией, в основном, по партийной линии, нежели через построение диалога с властями региона. Партии, приходящие к власти в Кишинёве, пытаются создать для себя благоприятную политическую конъюнктуру в Гагаузии, избавляясь таким образом от необходимости договариваться с официальным Комратом и вести диалог о статусе автономии и её компетенциях. "Диалог" между Кишинёвом и Комратом налаживается тогда, когда в центре и в автономии у власти находятся представители одной политической силы, но в этом случае весь "диалог" сводится к выполнению указаний из центра. Ещё одной излюбленной тактикой Кишинёва, применяемой в отношении Гагаузии (когда не удаётся контролировать ситуацию в автономии по партийной линии) является прием "разделяй и властвуй", который приносит свои плоды в виде подрыва единства политической элиты автономии, избавляя центральные власти от необходимости выстраивать диалог с автономией по вопросам компетенций и статуса региона, поскольку в этом случае выстраивать диалог не с кем.

Об отсутствии диалога между Кишинёвом и Комратом свидетельствует саботаж автономией реформ, проводимых в рамках процесса европейской интеграции. В качестве примера можно выделить следующее: решение Народного собрания Гагаузии о запрете установки на территории автономии камер видеонаблюдения в центрах по сдаче экзаменов на степень бакалавра (которое не было реализовано ввиду твёрдой позиции министерства образования); "антигейский" закон, принятый Народным собранием в противовес национальному закону "О равенстве шансов" (25 мая 2012 года парламент Молдавии под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви принял "Закон об обеспечении равенства", защищающий права сексуальных меньшинств. 30 апреля 2013 года депутаты Народного собрания Гагаузии единогласно одобрили законопроект "Об обеспечении принципов равноправия, справедливости и объективности", запрещающий пропаганду "гомосексуального образа жизни". Впоследствии закон был "отменен" Комратским судом по запросу Госканцелярии Молдавии - прим. ИА REGNUM)...

В 2014 году ждать качественных изменений не придётся. Народное собрание продолжит принимать решения, выходящие за рамки компетенции автономии (Закон 1994 года об автономном статусе Гагауз Ери, дает Гагаузии право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии; это и другие права и полномочия Гагаузии однако вплоть до сегодняшнего дня постоянно нарушаются молдавскими властями, периодически подвергающими сомнению и сам статус автономно-территориального образования. Одним из ущемлений прав Гагаузии является и существование "территориального представительства Госканцелярии РМ в Комрате", односторонне наделенного Кишиневом "правом экспертизы" всех принимаемых гагаузским парламентом законов на "соответствие молдавскому законодательству" - прим. ИА REGNUM), а Кишинёв продолжит делать вид, что не вмешивается в политическую ситуацию в регионе и уважает его автономный статус, позволяя и помогая таким образом Гагаузии растратить доверие к себе. Однако в этой игре, ход которой Гагаузия не контролирует, она может потерять очень многое и самое ценное, что у неё есть - поддержку международного сообщества, являющегося гарантом сохранения автономного статуса Гагаузии, которое лишний раз подумает, прежде чем сказать что-нибудь в её поддержку". (IPN)

Людмила Митиогло, руководитель Европейского центра "Про-Европа" в Комрате: "Оценивая отношения автономии с центральными властями, необходимо отметить, что с каждым днем все больше возникает сложностей с формулировкой "диалог", поскольку диалог, как таковой, прослеживается все меньше. Ситуация в Гагаузии неспокойная, регион переживает за сохранение государственности. Не особо видны действия центральных властей, роль которых заключается в поиске лучших решений и уменьшения негативных моментов, которые происходят в Гагаузии, а также в гарантии целостности государства. Радует, что присутствует динамика демократических преобразований в автономии, несмотря на то, что это создает и ряд проблем. Если говорить об ошибках, который допускали Кишинёв и Комрат, то они заключаются в том, что каждая из сторон играет в "одни ворота", время от времени ведя "торг". Если власти не изменят существующую ситуацию, они своими руками лишат людей уверенности в завтрашнем дне и веры в стабильность. Ожидаю от 2014 года мудрости. Сложно избежать ошибок, но необходимо извлекать уроки из приобретенных ошибок. Важно также понимание того, что необходим диалог, который позволяет искать консенсус между региональными и центральными властями". (IPN)

Леонид Добров, общественный деятель, одна из ключевых фигур в процессе становления непризнанной Гагаузской Республики (1990-1994) и образования Гагаузской автономии: "Весь 2013-й год стал годом "массовых базарных слухов" о разводе Молдавии с Гагаузией, благодаря "постоянным домогательствам Румынии до Молдавии", а также регулярным "изменам Молдавии", постоянным "хождениям Молдавии налево", "отчаянной влюбленностью Молдавии в ЕС и Румынию". Впереди год 2014-й - год 20-летия АТО Гагауз Ери. Год назначенного на 2 февраля референдума "Об отделении Гагаузии от Молдавии". Фактически же законодательный референдум проводится под другим вопросом - Об отложенном статусе Гагаузии, как независимого государства, в случае, если Молдавия теряет свой суверенитет. А также и другой, уже консультативный референдум назначен на этот день: О выборе вектора развития для страны - ЕС или ТС. Разумеется, после гагаузов точно также начнут "отделяться" и другие районы и города - Тараклийский, Бессарабский, Кагульский, Чимишлийский, Кантемирский, Леовский, Каушанский, г. Бельцы, г. Кишинев и др.

Спрашивается, почему в такой умной Молдавии гагаузы со своей автономией, мирно просуществовав с молдаванами почти 20 лет, решили поставить ребром вопрос "об отделении"? Ответ лежит на поверхности: руководители Страсбурга и Бухареста просто вывели кишиневских умников "из ума" своими 20-летними хвалебными одами об их "истории успеха". И у тех закружилась голова "от успехов". Они, молдавские румыны, у которых самомнение зашкаливает за облака, не захотели выполнять ими же принятый в 1994 году Закон о Гагаузии, поскольку, по их мнению, "гагаузы никуда не денутся". Все 20 лет "умные чиновники Молдавии" постоянно держали все национальные меньшинства, и особенно гагаузов, за третий сорт людей. Приднестровский "синдром" ничему не научил всех без исключения прорумынски настроенных кишиневских правителей ПКРМ-АЕИ-КПП, поэтому - однозначно - их может научить только длительное тюремное заключение "за измену Родине" после их массового поражения на парламентских выборах в 2014-15 годах". (IPN)

Александр Ангели, политический комментатор: "Главная проблема отношений гагаузских и молдавских властей заключалась в том, что в действиях первых изобиловал популизм - при отсутствии эффективных решений, а со стороны последних отсутствовали какие-либо признаки, свидетельствующие о наличии четкой стратегии в отношении автономии. В случае Комрата такое поведение - после некоторой политической активизации и даже роста популярности на местном уровне - приводило в тупик и часто вынуждало подчиняться решениям республиканских властей. Для официального же Кишинёва последствием хаотичных и непоследовательных действий стало ещё большее отдаление гагаузского общества. Такой характер взаимодействия наблюдается весь период существования Гагаузской автономии, однако в 2013 году эти особенности стали видны наиболее ясно.

Одним из главных итогов ушедшего года для автономии стала небывалая для прошлых лет активизация республиканских политических партий. До сих пор территория автономии оставалась относительно закрытой для филиалов молдавских партий. Исключение касалось только Партии коммунистов, которая ещё несколько лет назад пользовалась в регионе некой монополией на симпатии граждан. Однако за последний год в регионе встали на ноги местные отделения Демократической и Либерально-демократической партий, которые являются ключевыми составляющими правящей коалиции. Как следствие, политическое поле Гагаузии, с некоторыми местными особенностями, стало ареной той борьбы, которую ведут власть и оппозиция на республиканском уровне. Всё это, разумеется, практически свело на нет усилия руководства региона сохранить политическую стабильность на местном уровне.

В будущем существующие тенденции будут развиваться. В 2014 год Гагаузия вступает с расколотой элитой и в напряжённых отношениях с центральными властями из-за намеченного на 2 февраля референдума по внешнему курсу и праве Гагаузии на самоопределение. Нужно отметить, что наступающий год также является предвыборным. Гагаузское общество ждёт кампания как по выборам в парламент страны, так и по избранию нового башкана. Говорить о перспективе политической стабильности в этих условиях не приходится. С другой стороны, одновременное проведение выборов и возможное обновление правящих элит в Кишинёве и Комрате рождает надежды на "перезагрузку", которая бы добавила в процесс отношений сторон - помимо погони за политическими очками - ещё и реальных усилий по решению существующих проблем". (IPN)

Политическая жизнь Гагаузии в прошедшем году была ничуть не менее неспокойной, чем в центре, пишет "Пульс". Референдум за Таможенный союз, бесконечные попытки ДПМ отстранить действующего башкана, вереница социальных проблем и непрекращающиеся коррупционные скандалы - вот основные темы, которыми Гагаузия заставляла говорить о себе в уходящем году республиканские и зарубежные СМИ.

В начале года Вулканештский район - один из самых маленьких в Молдавии - едва не остался без собственной районной больницы, продолжает "Пульс". Из-за неэффективного менеджмента и исторически накопившихся неоплаченных счетов долги больницы превысили четыре миллиона леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM). Терпение АО "Молдова-газ" подходит к концу, старший и младший медперсонал не получает заработной платы более трех месяцев. Региональные и республиканские власти частично рассчитываются по долгам РКБ за счет резервных средств и переходящих бюджетных остатков прошлого 2012 года. Но сама проблема так и остается нерешенной, в то время как в Минздраве прозрачно намекают: собственная больница Вулканештам не нужна, жители города и района могут лечиться и в соседнем Кагуле. 15 февраля в Вулканештах проходит сход жителей района. На повестке дня один вопрос: как сохранить районную больницу? На сцене с отчетом выступает председатель фракции ПКРМ в Народном собрании Роман Тютин. Он информирует собравшихся о том, что 5 из 6 депутатов НСГ от Вулканештского района потребовали в срочном порядке оказать финансовую поддержку РКБ из госбюджета. Против выступил лишь один депутат - "демократ" Иван Арнаут. Под улюлюканье зала последний тоже подымается на трибуну и пытается нанести несколько ударов по "правдолюбу", завязывается потасовка с участием полицейских, членов президиума и просто находящихся рядом людей. За несколько дней ролик, на котором была запечатлена драка, набрал более 30 тысяч просмотров на youtube.

В марте "звездой" экрана стал мэр Чадыр-Лунги Георгий Орманжи, пишет "Пульс". Он заслужил славу опытного, отзывчивого и, возможно, лучшего хирурга на юге Молдавии. Но по какой-то причине в 2011 году Орманжи потянуло в политику, и он избирается на пост мэра Чадыр-Лунги. А еще через несколько месяцев вступает в Демократическую партию. И тут Орманжи раскрылся с совсем другой, менее приглядной стороны. Будучи под градусом, мэр попадается в родном городе в руки дорожной полиции, проводившей операцию "Белые ночи". Орманжи не только не признает своей вины, но и устраивает пьяный дебош под прицелом оперативной видеосъемки. Эти кадры за считанные дни растиражировали практически все республиканские СМИ.

В апреле демократическая фракция в НСГ начинает планомерное наступление на башкана Формузала, грозя ему импичментом, продолжает "Пульс". Повод для отставки тот же. Непонятно кем и как "освоенная" гуманитарная помощь из России на сумму в миллионы долларов. История действительно темная. По пути из Сибири в Молдавию не пропало ни одного литра (!) гуманитарного дизтоплива, а уже на перегоне от госграницы до нефтебазы и от нефтебазы до конечных получателей солярка "усохла" на 20 процентов. Во фракции ПКРМ к перспективе импичмента относятся скептически: в "распил" помощи были втянуты сотни лиц, в том числе и те, кто сегодня в Комрате первыми кричат "Держи вора!" Кроме того, под всеми сопроводительными документами стоят подписи первого зама башкана Валерия Яниогло, других ответственных чиновников, но только не самого Формузала.

В мае, накануне выпускных экзаменов в лицеях Министерство просвещения Молдавии идет на беспрецедентные меры и объявляет о тотальном досмотре и слежке за учащимися во время сдачи экзаменов на степень бакалавра, пишет "Пульс". Депутаты НСГ этому решению воспротивились и приняли собственное постановление - выпускные экзамены сдавать без видеонаблюдения. В Минпросвете постановление гагаузских избранников попросту проигнорировали (В действительности Минпросвещения Молдавии пригрозило организовать для гагаузских выпускников сдачу экзаменов на степень бакалавра за пределами Гагаузии, после чего гагаузские власти решили не чинить препятствия для установки видеокамер в экзаменационных центрах - прим. ИА REGNUM)...

В июне было решено, что "Су-канал" (водоканал Комрата) остается в собственности горожан, продолжает "Пульс". "Су-канал" - это одна из самых запущенных сфер городского хозяйства гагаузской столицы. Повсеместно текут трубы, собственных сил "Су-канала" едва хватает, чтобы реагировать на самые неотложные вызовы. Ко всему прочему почти в каждом домовладении есть своя неучтенная колонка. Мэрия решает разрубить эту проблему одним ударом и грозится передать водоканал в концессию румынской фирме на 50 лет. Однако эта идея мэра Дудогло вызывает бурю негодования среди комратчан - на юге и так самые высокие тарифы на воду. А какие цены заломит румынский инвестор?

В июле последовал холодный душ для Демпартии Молдавии, пишет "Пульс". Около полугода назад фракция ПКРМ в НСГ зарегистрировала инициативу о проведении референдума в Гагаузии за вступление в Таможенный союз. Всеми силами фракция ДПМ пытается тормозить эту инициативу, но тут вмешивается "народный" фактор. За несколько недель группа активистов собирает по региону пять тысяч подписей в поддержку референдума (Подписи были собраны под документом, предполагающим проведение другого референдума - о выходе из состава Молдавии и возврате в рамки независимой Гагаузской Республики, в случае, если молдавские власти продолжат нарушать Закон об особом правовом статусе Гагаузии и пытаться ликвидировать Гагаузию как автономно-территориальное образование. На этот же референдум, запланированный его инициаторами на декабрь 2015 года, предлагалось вынести и вопрос об отношении гагаузского народа к вхождению в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества, а также об отношении народа Гагаузии к "европейской интеграции" - прим. ИА REGNUM). Эта стопка бумаг с подписями ложится на стол председателю НСГ, демократу Дмитрию Константинову.

Первого сентября в лицеи автономии должны были перейти около 1000 учеников, однако каждый пятый девятиклассник из автономии забирает документы и переводится в школы Приднестровья, продолжает "Пульс". Такую информацию озвучивает депутат от ПКРМ Ирина Влах. Нерадостная статистика свидетельствует о том, что при такой тенденции через несколько лет лицеи останутся лишь в районных центрах. Уже сегодня в селе Баурчи с населением около 10 тысяч человек не набирается и одного (!) десятого класса. В Исполкоме эти цифры подтверждают, но отмечают, что некоторые лицеисты (порядка 26 человек) спустя несколько недель учебы в Тирасполе все же вернулись домой.

В октябре было принято решение о том, что в 2014 году в учебных заведениях АТО Гагаузия должны исчезнуть дисциплины "История румын", "Румынский язык и литература", а взамен должно преподаваться все молдавское, пишет "Пульс". Такое решение принимают депутаты Народного собрания. Сами законодатели говорят, что они всего лишь приводят в соответствие школьные программы и конституцию Республики Молдова, где четко сказано: государственный язык в Молдавии - молдавский. Реакция Кишинева на это решение была убийственно спокойной. Весь цикл образования в автономии финансируется за счет республиканского бюджета. И постановления НСГ для директоров школ не указ.

Под конец года Демпартия пытается завершить начатую еще весной процедуру импичмента, продолжает "Пульс". Повод тот же. Разворованная гуманитарная помощь. На повестку дня 15 ноября выносятся два вопроса: о доверии Исполкому и об отставке главы Исполкома Михаила Формузала. Коммунисты поддерживают идею отставки регионального правительства и тем самым обеспечивают необходимый перевес голосов. Однако за отставку башкана голосовать они отказываются. Это ничуть не смущает демократов, которые заявляют о том, что башкана можно отстранить и простым большинством голосов в обход законодательных норм. Ими назначается новый и. о. башкана - начальник управления юстиции Ирина Зеленская. Эти постановления немедленно обжалуются Исполкомом в суде, где и признаются незаконными.

Под Новый год в Комрате приступает к работе Центральная избирательная комиссия, которая вплотную займется организацией референдума о Таможенном союзе, пишет "Пульс". Каждому избирателю, допущенному к процессу голосования, выдадут три бюллетеня. На первом бюллетене будет обозначен следующий вопрос: "Согласны ли Вы принять прилагаемый проект Закона АТО Гагаузия "Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение", позволяющее народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства?" Во втором бюллетене избирателю предложат ответить на вопрос: "Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Таможенный союз ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан)?" На третьем - "Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Европейский союз?" Варианты ответов те же - "да" и "нет". Ждать результатов совсем недолго - референдум назначен на второе февраля 2014 года, подводит итог издание.

В 2014 году Гагаузская автономия и Тараклийский район станут объектами особого внимания со стороны России. Об этом сообщил в своем обращении к жителям юга Молдавии по случаю новогодних праздников посол РФ в Кишиневе Фарит Мухаметшин, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В чем именно будет проявляться повышенная забота дипмиссии о жителях регионов компактного проживания гагаузов и болгар, в посольстве не разъясняют. Эксперты не исключают, что при помощи Москвы Комрат и Тараклия могут вслед за Тирасполем стать очагами сопротивления проевропейскому курсу Кишинева.

В своем поздравительном послании к южанам посол России в Молдавии Фарит Мухаметшин отметил, что неоднократно побывав в Гагаузии и Тараклийском районе, увидел в них "положительные примеры для подражания" для других районов РМ, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Полагаю, что они будут замечены, и в следующем году мы на них обратим особое внимание", - добавил глава российской дипмиссии.

Гагаузия и преимущественно населенный болгарами Тараклийский район действительно заметно отличаются от других регионов страны, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Это касается не только этнического состава населения, но и культурной, языковой и, что немаловажно, геополитической идентичности. В обоих регионах подавляющее большинство населения говорит на русском либо родном - гагаузском или болгарском - языках, на выборах традиционно голосуют за пророссийские партии и в целом предпочитают восточный вектор развития европейскому. Неудивительно, что у власти в обоих регионах находятся политики, скептически оценивающие европейские перспективы страны. Гагаузией на протяжении семи лет руководит Михаил Формузал. Созданная им два года назад Партия регионов последовательно выступает за интеграцию в Таможенный союз. В Тараклийском же районе все региональные властные структуры контролируются оппозиционной Партией коммунистов.

К провозглашенному Кишиневом еще 10 лет назад курсу на евроинтеграцию Комрат и Тараклия до поры до времени относились настороженно, но спокойно, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Однако накануне ноябрьского саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе и особенно после парафирования там соглашения об ассоциации с ЕС отношения региональных властей с центром стали стремительно ухудшаться. Сперва Народное собрание Гагаузии объявило о проведении 2 февраля 2014 года в автономии консультативного референдума об отношении к внешнеполитическому курсу страны. Следом Тараклийский районный совет принял решение провести в тот же день одновременно во всех населенных пунктах района "публичные консультации с гражданами" по тому же вопросу: следует ли стране интегрироваться в ЕС или в Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана. Власти обоих регионов признают, что прямых юридических последствий данные мероприятия иметь не будут. Однако изначально предсказуемые результаты волеизъявления могут быть использованы для политического давления на Кишинев, объявивший курс на европейскую интеграцию безальтернативным и необратимым.

Какие именно из особенностей двух регионов счел достойными поддержки российский посол Фарит Мухаметшин пока не ясно, пишет "Коммерсантъ-Молдова". До сих пор официальное сотрудничество между российский дипмиссией и властями Гагаузии и Тараклийского района носило исключительно культурно-гуманитарный характер. Получить в посольстве РФ оперативный комментарий о том, какие дополнительные проекты дипмиссия намерена запустить в Тараклии и Комрате в наступившем году, "Ъ-MD" не удалось.

Эксперты же отмечают, что заявление господина Мухаметшина оставляет - и, возможно, намеренно - простор для двоякого толкования, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "С одной стороны данное заявление вписывается в политику России по защите своих граждан за рубежом: в Гагаузии и Тараклийском районе много обладателей российского гражданства", - заявил политолог Богдан Цырдя. Ситуация в обоих регионах, по его словам, ухудшается вследствие налогово-бюджетной политики центра, который "зачастую распределяет средства по политическому алгоритму". "В результате больше средств и проектов получают те районы, где у власти представители партий альянса, а Комрат и Тараклия все чаще обращается за поддержкой к России или к Турции с Болгарией", - говорит эксперт. Молдавские регионы, по его словам, разделяются по политическому и геополитическому признаку. "Ряд районов пользуется большей поддержкой Евросоюза. Другие получают приоритетное внимание России, которая вдобавок фактически уже содержит Приднестровье. Правые радикальные политологи, несомненно, увидят в этом заявлении господина Мухаметшина желание России создать в Гагаузии и Тараклии якорь, удерживающий евроинтеграционные стремления Молдавии. С другой стороны, Россия понимает, что вступление Молдавии в ЕС повлечет за собой и вступление ее в НАТО, а потому вполне логично предпринимает действия, чтобы этого не допустить", - отметил господин Цырдя.

Директор Европейского института политических исследований Виорел Чиботару в свою очередь говорит, что в последнее время из Гагаузии поступает много сообщений, заставляющих смотреть на российскую поддержку сквозь призму нелояльности европейским устремлениям Молдавии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Такие действия РФ можно рассматривать как соперничество с Евросоюзом, который вложил в различные проекты в Гагаузии и Тараклийском районе тоже немалые средства. Чего бы хотелось в этой ситуации, так это услышать заявления о развитии проектов в Гагаузии и Тараклии от самих молдавских властей", - подвел итог эксперт.

Гагаузия - Молдавия: "Гагаузское Народное собрание на порядок легитимнее, чем нынешняя молдавская власть"

Гагаузию выталкивают за Днестр, пишет "В фокусе недели". Ответ Гагаузии Кишиневу в виде референдума имеет поддержку в каждом уголке страны. "Румынско-европейская" повестка дня уже давно напрягает значительную часть молдавского общества. Кажущееся безграничным терпение страны капля за каплей исчезает вместе с каждым новым эпизодом в отношениях Румынии и Молдавии. Каждое заявление Бэсеску, красноречивое молчание молдавского МИДа все больше укрепляет людей в мысли, что власть ведет Молдавию не в Европу, а пододвигает ее к аншлюсу XXI века. Уже нанесена самая сильная пощечина молдавскому обществу - решение Конституционного суда о превалировании Декларации о независимости над конституцией и очевидные юридико-политические коллизии, вытекающие из такого решения (Принятая кишиневским парламентом 27 августа 1991 года "Декларация о независимости Республики Молдова" объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР" (путем присоединения Бессарабии к Приднестровью), а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом кишиневская "декларация о независимости" аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы - прим. ИА REGNUM).

"Великая Румыния" теперь кажется не популистской угрозой государственников, а реальной альтернативой, подробности которой открыто разъясняет всей Европе Траян Бэсеску, продолжает "В фокусе недели". И главный, после Приднестровья (которое никогда не входило в состав "Республики Молдова", но на территорию которого продолжает претендовать Кишинев - прим. ИА REGNUM), антагонист идеи панрумынизма на территории Молдавии, Гагаузия, реагирует: объявляет референдум о вступлении в Таможенный союз. Логика гагаузских депутатов очевидна: раз Европейский союз в исполнении альянса (имеется в виду Коалиция проевропейского правления - прим. ИА REGNUM) означает объединение с Румынией, то Евразийский союз - прямо противоположное - то есть укрепление молдавской государственности, которая воспринимается в Гагаузской автономии как гарант сохранения собственной идентичности.

Юридические толкования права Гагауз Ери объявлять референдум важны, но ничего не стоят без понимания общего контекста: гагаузское Народное собрание на порядок легальнее, чем нынешняя молдавская власть, пишет "В фокусе недели". Легитимность гагаузского парламента несопоставимо выше легитимности кишиневской власти, разным ипостасям которой доверяет всего до 20% граждан Молдавии. Сравнение используемых механизмов демонстрации политической воли тоже говорит не в пользу Кишинева. В качестве политического кулака власть автономии использует самый демократический инструмент - волеязъявление граждан. Гагаузское Народное собрание сегодня поддерживается по всей стране, особенно - на юге и на севере Молдавии. Центральная власть не в состоянии использовать такие инструменты: свой потолок она показала 3 ноября, согнав, как стадо, на площадь Великого национального собрания тысячи молчащих людей, имеющих несчастье быть зависимыми от власти. И сегодня против референдума - суды и генеральная прокуратура: заведено уголовное дело по статье "самоуправство", которая грозит гагаузским депутатам лишением свободы.

Все это, к несчастью, очень напоминает то, что происходило в нашей стране два с лишним десятилетия назад, и что привело Молдавию к положению так и не состоявшегося полностью государства, с родовой травмой гражданской войны, продолжает "В фокусе недели". Тогда волна унионизма вызвала гигантское напряжение по всей стране, но приняла самую активную форму в Приднестровье, которое, напомним, вовсе не требовало независимости, а настаивало на уважении своей точки зрения и, по нынешним меркам, весьма скромных прав. Ответом стало силовое подавление воли проживающей компактно части общества. Не происходит ли сейчас если не то же самое, то что-то очень похожее? Год начинается с ограничения вещания трех неподвластных Плахотнюку (Владимир Плахотнюк - олигарх и первый вице-председатель Демпартии Молдавии. 31 декабря "Молдтелеком" прекратил трансляцию поддерживающего коммунистическую оппозицию телеканала Accent TV, а 4 января - "РТР-Молдова". 13 января несколько частных провайдеров услуг кабельного телевидения исключили из своих пакетов телеканал Jurnal TV, активно критикующий Плахотнюка и Демпартию - прим. ИА REGNUM) телеканалов и с угрозы в адрес Гагаузии. Проведение парламентских выборов 30 ноября поставлено под сомнение. Власть уже второй раз за короткую историю независимости похожа на слетевший с рельсов паровоз, который по инерции летит вперед, неся гибель для себя и всего, что находится у него на пути. Есть ли у нас шанс, наконец, выйти из этого порочного круга? - задается вопросом издание.

До референдума в Гагаузии осталось чуть более двух недель, пишет Gagauzlar. Совершенно очевидно, что вопрос о легитимности или нелегитимности референдума - это не вопрос соответствия нормам закона. В этом смысле всё предельно однозначно: Закон об особом правовом статусе Гагаузии предполагает, что автономия участвует в выработке внешней политики РМ. Вопрос о гагаузском референдуме - это вопрос о том, сможет ли правящая коалиция продолжать удерживать монополию на определение внешней политики. На сегодняшний день, как известно, курс на европейскую интеграцию объявлен официальным Кишинёвом безальтернативным. При этом как минимум половина населения придерживается другого мнения. Но одно дело, когда эта "половина" следует из различных соцопросов, и совершенно другое - когда такие данные всплывут в результате официального всенародного голосования. В последнем случае власти уже не смогут с сектантской самоуверенностью талдычить, что "народ за европейское будущее Молдавии". А если народ не поддерживает европейскую интеграцию, то возникает самый страшный для властей вопрос: а кто, собственно, все эти люди в правительстве, парламенте и президентуре, и что они там вообще делают?

То, что произойдёт в Гагаузии 2 февраля, станет мощным ударом по молдавской власти, продолжает Gagauzlar. Это будет началом разрушения главного мифа, благодаря которому они уже много лет обосновывают необходимость своего нахождения у руля страны. В оставшиеся до плебисцита дни они ещё могут поидиотничать, но потом, после подведения итогов голосования, наступит пора отвечать на вопросы. Поэтому неудивительно, что молдавские политики так категорично выступили против гагаузской инициативы. Ответов то у них нет.

С самого начала молдавские власти не скрывали своего негативного отношения к намерениям руководства автономии, но ограничивались лишь осуждающими комментариями, пишет Gagauzlar. Однако, чем ближе дело к дате 2 февраля, тем труднее становится некоторым силам в Кишинёве скрывать свою нервозность. Хотя, по большому счёту, никто ничего уже и не скрывает. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту самоуправства в организации на территории гагаузской автономии двух референдумов. Пикантность ситуации в том, что генеральная прокуратура, будучи силовым ведомством, контролируемым Демократической партией, инициировала уголовное преследование против Народного собрания Гагаузии, также находящегося под контролем представителей ДПМ.

Чтобы попытаться найти объяснение такой ситуации, будет не лишним вспомнить, как изменилось за последние несколько месяцев отношение к идее местного референдума у руководства гагаузской организации Демпартии, продолжает Gagauzlar. Итак, вспомним начало осени 2013-го. К тому моменту тема о необходимости проведения в Гагаузии референдума о внешнеполитическом векторе РМ звучала в гагаузском обществе уже около года. С такой инициативой в разное время выступали некоторые депутаты НСГ, в том числе от Партии коммунистов. Однако инициатива так и оставалась в статусе обсуждения, поскольку контролирующая законодательный орган автономии фракция ДПМ не давала ей хода. Видимо, причиной нежелания гагаузских демократов официально принять решение о проведении референдума было давление кишинёвского партийного руководства, входящего в прорумынскую правящую коалицию и категорически незаинтересованного в том, что бы Гагаузия препятствовала сближению Молдавии с западным соседом.

Потом, как известно была официальная законодательная инициатива в НСГ со стороны башкана, который предложил депутатам рассмотреть законопроект о проведении местного консультативного референдума о внешнеполитическом курсе РМ, пишет Gagauzlar. То есть, если прежде фракция ДПМ могла под различными предлогами отклонять предложения о референдуме, то законодательную инициативу башкана депутаты вынуждены были официально рассмотреть по требованию закона.

В ноябре последовала серия митингов в Комрате, Чадыр-Лунге и Вулканештах, на которых тысячи местных жителей потребовали от НСГ принять решение о проведении соответствующего референдума, продолжает Gagauzlar. С подобными требованиями стали выступать всё новые неправительственные организации, коллективы граждан, общественные деятели. Одним словом, стало очевидно, что инициатива провести референдум - это не злые козни неких "проплаченных провокаторов", а реальная воля гагаузского народа. Продолжать в этих условиях гнуть свою линию - "референдум не нужен" - стало смерти (политической) подобно.

К слову, если не политическая смерть, то уж точно кома наступила для гагаузских демократов после их участия в организованном молдавскими властями митинге за европейскую интеграцию, который прошёл 3 ноября в Кишинёве, пишет Gagauzlar. После этого самоубийственного шага, собственно, и начался разворот в официальной позиции местной ячейки ДПМ в поддержку референдума. Дело доходило до комических ситуаций. Например, активисты ДПМ, ещё недавно стоявшие с проевропейскими плакатиками на центральной площади Кишинёва, теперь стали светиться на митингах в Комрате. Разумеется, уже с новыми плакатами в руках и с лозунгами за референдум и за присоединение к Таможенному союзу. Забавно было наблюдать и то, как демократы подкорректировали архивные публикации на своих интернет-ресурсах. Так, из сентябрьского интервью Николая Дудогло были удалены фрагменты с оскорблениями и критикой активных сторонников референдума.

Итак, на фоне скоротечной "эволюции" взглядов демократа Дудогло, мы стали свидетелями начала карающих действий "демократической" генпрокуратуры, продолжает Gagauzlar. Или, во всяком случае, угрозы действий. Что же реально стоит за всеми этими процессами и событиями? На наш взгляд, описанная нами ситуация имеет лишь два логических объяснения. Либо это двойная игра ДПМ, целью которой является, с одной стороны, сохранить потенциал и рейтинг своих гагаузских подчинённых, уберегая их от противостояния преобладающим общественным настроениям, а с другой - выполнение общей задачи правящей коалиции по срыву референдума. При этом главной задачей самих гагаузских демократов будет имитация агитации за референдум с полным равнодушием к риску провала мероприятия. В случае чего, даже при реализации сценария объединения с Румынией, спасательным кругом для Дудогло и его команды станет позиция "мы были с народом и делали всё, что могли, но...". Либо мы являемся свидетелями редкого исторического явления, когда гагаузский народ объединился вокруг одной идеи и сумел подчинить своей воле даже представителей антигагаузской по сути политической партии, которые по недоразумению оказались во главе парламента автономии.

Думается, что индикатором, позволяющим определить какой же из сценариев разворачивается перед нами, может стать дальнейшее поведение руководства ДПМ в Гагаузии, пишет Gagauzlar. Когда Дудогло сменил критику референдума на его поддержку, это некоторыми было воспринято в качестве достойного решения. Всё-таки пойти против своей партии - это означает серьёзные политические риски, а потому является смелым поступком. Но, совершив этот шаг, лидер местных демократов оказался в нелепой ситуации, когда он несёт часть ответственности за организацию плебисцита, будучи членом партии, организующей преследование инициаторов того же мероприятия. Другими словами, одной ногой человек стал на сторону народа, а второй - остался среди тех, кто выступает против этого народа. Очень неудобная позиция, в которой долго простоять не удастся.

Сейчас, когда до 2 февраля остаются считанные недели, для Николая Дудогло наступает самый подходящий момент, чтобы подтвердить или опровергнуть высказанные нами догадки, продолжает Gagauzlar. Если он останется в ДПМ, значит все эти идеологические зигзаги - не более, чем политическая игра. Значит, его команда участвует во всей этой затее с настроем, что референдум будет провален силами Кишинёва и единственное, что в такой ситуации остаётся - это попытаться сохранить лицо перед земляками. Значит, Гагаузия уже не является преградой на пути объединения Молдавии с Румынией, и сделано это было при помощи самих гагаузов. Если же Дудогло, сказав "А", скажет и "Б", то есть, не просто выступит с противоречащей его кишинёвским руководителям позицией, но и выйдет из ДПМ, значит он полностью перешёл на сторону своего народа, а, значит, его словам можно верить. И если все действия не окажутся имитацией, тогда у референдума есть реальный шанс на успех.

На одной чаше весов - гарантированное по "партийной линии" благополучие в обмен на содействие в срыве референдума и реализации сценария "унири" (молд. "униря" - "объединение"; в бессарабском политическом дискурсе используется в контексте объединения Молдавии с Румынией - прим. ИА REGNUM), пишет Gagauzlar. На другой - удовольствие выражать в полной мере волю своего народа и реанимация своего политического будущего, в которое, после вступления в ДПМ, многие перестали верить. Но в этом случае расплатой станет конец всех партийных привилегий, перекрытие из Кишинёва финансовых ресурсов и прочих соблазнительных благ, к которым так быстро привыкает подверженный искушениям человек. Что предпочтёт Николай Дудогло и члены его команды? - задается вопросом издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail