Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики 16 января выступило с заявлением по поводу ситуации с находящимися в Приднестровье, но подчиняющимися властям Молдавии школами с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД ПМР. Приводим текст заявления полностью:

"В связи с недавними заявлениями в СМИ о якобы препятствовании образовательному процессу в молдавских школах с преподаванием на латинской графике, функционирующих в Приднестровье, считаем необходимым обратить внимание международных партнёров, а также всех заинтересованных сторон на следующие принципиальные аспекты данной проблемы.

Приднестровская сторона неоднократно направляла в адрес Молдавской стороны предложения об организации совместного мониторинга молдавских школ с латинской графикой, функционирующих в Приднестровье. Взаимное согласие по данному вопросу было достигнуто 1 октября 2013 года в ходе очередного заседания экспертных (рабочих) групп по вопросам образования. Однако вплоть до настоящего времени Республика Молдова по невыясненным причинам устраняется от практической реализации указанных договоренностей.

Наряду с этим Приднестровская сторона неоднократно заявляла о необходимости поиска компромиссных решений для всех чувствительных вопросов, связанных с функционированием указанных школ, в том числе на основе рекомендаций международных партнёров. Со своей стороны Приднестровье в очередной раз подтверждает свою готовность к последовательной практической работе на основе рекомендаций, изложенных в отчёте ОБСЕ. Также необходимо отметить, что для разрешения имеющихся спорных вопросов стороны неоднократно прибегали к изучению существующего международного опыта в ходе ознакомительных визитов в Федеративную Республику Германия, Данию и Финляндию. Кроме того Приднестровская сторона на регулярной основе проводит консультации с международными экспертами в области образования.

В этой связи следует отметить, что Республика Молдова не хуже Приднестровья осведомлена о том, что международная практика не предполагает дотирования со стороны государства частных, негосударственных учебных учреждений, безвозмездного предоставления им соответствующих помещений, освобождения от налогообложения, в том числе физических лиц, обеспечивающих образовательный процесс. Более того, опыт ведущих европейских государств исключает какую-либо возможность функционирования частных образовательных учреждений, не прошедших соответствующую процедуру регистрации и лицензирования.

Позиция Приднестровья о необходимости решения данного вопроса на основании взаимоприемлемого механизма неоднократно доводилась до руководства Республики Молдова, в том числе, и в ходе встречи Президента ПМР Евгения Шевчука и премьер-министра РМ Юрия Лянкэ 23 сентября 2013 года, который был в деталях проинформирован о позиции Приднестровской стороны.

В этой связи перманентные заявления руководства Молдовы, а также директоров школ с латинской графикой, искажающих текущее состояние вопроса и подменяющих реальные практические действия абсолютно необоснованными декларациями и инсинуациями в медийной сфере, вызывают лишь недоумение.

У Приднестровской стороны есть все основания полагать, что Республика Молдова в очередной раз прибегает к использованию одного из самых чувствительных вопросов для проведения широкомасштабной информационной кампании, направленной на поддержание напряженной ситуации вокруг проблемы школ с латинской графикой, а также для использования данного вопроса в качестве элемента отвлечения внимания международных посредников и партнеров от иных более значимых вопросов, находящихся в актуальной повестке переговоров между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова, таких как: свобода передвижения граждан, снятие торгово-экономических барьеров, а также дискриминационных процедур документирования жителей Приднестровья.

Следует подчеркнуть, что в условиях устойчивого отсутствия у Кишинева готовности к эффективному разрешению существующей проблемы, демонстрации молдавской стороной пренебрежительного отношения к международным рекомендациям, абсолютно индифферентного отношения к судьбе детей, перманентного нарушения законодательства ПМР, власти Приднестровья на протяжении последних двух лет никогда не допускали прерывания учебного процесса в школах с латинской графикой, поскольку в Приднестровье убеждены, что приоритетом в данном вопросе должны выступать интересы и права детей.

В связи с этим в МИД ПМР считают, что использование учеников в качестве инструмента политического противостояния, свидетелями чего мы в настоящее время являемся, представляется абсолютно недопустимым и подлежит осуждению как со стороны международного сообщества, так и со стороны широкой общественности Молдовы и Приднестровья".

Справка ИА REGNUM: Находящиеся на территории ПМР 8 "румынских" школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР. 26 декабря 2013 года на пресс-конференции в Тирасполе президент ПМР Евгений Шевчук сообщил, что ничего радикального в вопросе функционирования в Приднестровье молдавских школ с обучением на молдавском языке на латинской графике не произошло. По его словам, эти школы всё так же не платят налоги и остаются неподконтрольными для руководства профильных ведомств Приднестровья. "Приднестровские органы власти очень толерантно относятся к негосударственным образовательным учреждениям, которые осуществляют свою деятельность на территории ПМР без соответствующих разрешительных документов, при этом занимая здания муниципальной собственности и не уплачивая налогов в приднестровский бюджет", - заявил Шевчук, добавив, что "период существования неподконтрольных условий для таких образовательных учреждений подходит к концу".