Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и председателю топонимической комиссии вице-губернатору Василию Кичеджи подготовлены и будут направлены письма с подписями 3 тысяч петербуржцев с просьбой о восстановлении более сорока исторических названий в городе. Сегодня, 13 января, письмо в комиссию уже передано ее представителю.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, день выбран осознанно - 70 лет назад в Ленинграде были официально возвращены 20 исторических топонимов: проспект 25-го Октября вновь официально стал именоваться Невским, площадь Урицкого - Дворцовой, улица 3-го июля - Садовой, проспект Красных командиров - Измайловским, площадь Жертв Революции - Марсовым полем, площадь Воровского - Исаакиевской, площадь Плеханова - Казанской, проспект Володарского - Литейным, проспект Нахимсона - Владимирским и т.д. Это возвращение исторических названий случилось за считанные дни до полного снятия блокады Ленинграда.

В письмах к Полтавченко и Кичеджи предлагается вернуть исторические названия Александровскому проспекту - ныне проспекту Добролюбова, Большой и Малой Дворянским улицам - соответственно, Куйбышева и Мичуринской, Воскресенской набережной - набережной Робеспьера, Николаевской набережной - набережной Лейтенанта Шмидта и т.д. "Это будет данью памяти и уважения к трагедии блокады и к событиям 1944 года, когда отказ накануне победы даже от таких топонимов, как "проспект Красных Командиров" или "Советский проспект" ради возвращения исторических наименований, был долгожданным и выстраданным подарком тем горожанам, которые пережили страшные блокадные дни", - говорится в письмах губернатору и в топонимическую комиссию.

Большинство названий - 39 - рассматривалось для переименования уже несколько раз. Топонимическая комиссия приняла решение о переименовании. Но еще в 2012 году губернатор Георгий Полтавченко сказал о трехгодичном моратории на изменение городских названий, так как по этому поводу "нет единства мнений горожан". Таким образом, срок заканчивается лишь в 2015 году, и трудно сказать, возымеют ли действие очередные обращения.

Как отмечает кандидат юридических наук, вице-президент Фонда поддержки исторических традиций "Возвращение" Даниил Петров, именно Ленинград стал первым городом в стране, где массово вернули исторические топонимы и, как сказал историк, "именно Ленинград 70 лет назад нанес первый удар по топонимическому ГУЛАГу. Но большинство городов России до сих пор пребывают в нем - с названиями улиц и площадей, которые были даны большевиками в первые годы советской власти и никак не отражают историко-культурной составляющей этих городов".

Даниил Петров напомнил, что инициатором столь масштабного переименования в Ленинграде был его главный архитектор Николай Баранов, который еще в октябре 1943 года обращался к руководству города с соответствующей докладной запиской, документ дошел до Кремля и решение, таким образом, было принято "на самом верху".

Понятно, что эта история была в то время весьма на руку Кремлю - как способ получения дополнительной поддержки в мире и среди населения страны. Историк напомнил, что именно в сентябре 1943 года Сталин впервые в Кремле встретился с иерархами Русской православной церкви, а до этого множество священнослужителей и членов их семей были уничтожены или сосланы.

Справка

Николай Баранов был главным архитектором Ленинграда с 1938 по 1950 год, удостоен звания Народный архитектор СССР, академик архитектуры. О его роли в сохранении и развитии архитектурного облика города в интервью фонду "Возвращение" рассказал внук зодчего - архимандрит Александр (Федоров), настоятель собора Петра и Павла в Петропавловской крепости и храма Св. Екатерины в Академии художеств, архитектор по первому образованию.

"К основным заслугам Николая Варфоломеевича Баранова отношу следующие. Сохранение в ансамблевой целостности города на Неве. Создание нового генерального плана Ленинграда с развитием города не на юг, как в 30-е годы, а вдоль Невы к Финскому заливу - по этому генплану город развивался до конца ХХ века. Организация реконструкций исторических градостроительных узлов Петербурга - Сенной площади (с сохранением храма), Обуховской площади, площади Искусств, Кленовой аллеи, Троицкой площади. Создание ансамбля площади перед Финляндским вокзалом и на Арсенальной набережной (частично искажен в недавнее время, в том числе, необоснованным снесением здания школы на набережной). Застройка района Старой и Новой Деревень. Создание стадиона на Петровском острове (проект реализован не полностью) как часть большого замысла выхода города к заливу по Малой Неве, с организацией Центрального городского парка, состоящего из перетекающих друг в друга зеленых массивов (идея была загублена впоследствии застройкой участка от Биржевого до Тучкова мостов). Руководство весьма успешным проектом планировки и застройки западной части Васильевского острова (все было почти завершено, но новый намыв берега в начале XXI века также почти уничтожил значительную часть этой работы). При нем создавались два Парка Победы. Как частность - более поздний проект Спортивно-концертного комплекса. Защита города в блокаду, в том числе созданием оригинальных по замыслу маскировочных сооружений. Спасение в блокаду зеленых насаждений города. Очень быстрое восстановление города во время и после войны. К 50-му году Николай Варфоломеевич оставил город почти в идеальном состоянии (а ведь прошло лишь пять лет после окончания войны). Руководство работами по воссозданию пригородов, в том числе, дворцово-парковых ансамблей (особенно Павловска). Забота о городе на Неве из Москвы в 60-е - 80-е годы со своего положения в Госстрое и Госгражданстрое как фактически ведущего градостроителя страны. Остальное касается профессии в целом, роли его в стране. Из конкретных проектов - работы в Ярославле, Баку, реконструкция Пскова, реконструкция центра Софии (Болгария) и много других. Общее руководство градостроительством в стране, написание ряда научных работ (наиболее интересна его книга "Главный архитектор города"), редактура "Всеобщей истории архитектуры" в 12 томах и т. д."