Белоруссия в 2013 году: экономические итоги

Москва, 10 января 2014, 03:41 — REGNUM  

Официальный прогноз социально экономического развития РБ на 2013 год, подписанный Александром Лукашенко, оказался проваленным по большинству показателей, причём ключевых - росту ВВП, инфляции и т.д. В этом мало кто сомневался в конце 2012 года, когда руководитель республики утвердил своим указом данный прогноз - тогда же были опубликованы и альтернативные прогнозы зарубежных и белорусских независимых экспертов. За официальным признанием свершившегося факта, как и в случаях неисполнения официальных прогнозов в прошлые годы, не последовало громких отставок.

Как и ожидали эксперты, ответственность за социально-экономические проблемы Белоруссии в 2013 году будет возложена на Москву, а за политические - на Брюссель и Вашингтон. Первый заместитель директора НИИ Минэкономики Белоруссии Виктор Пинигин, выступая 12 ноября в парламенте, заявил, что в провале официального прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год виновата российская сторона, из-за которой произошло сокращение экспорта калийных удобрений (развал БКК), а также экспорта нефтепродуктов (из-за недопоставок российской нефти после ареста гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера). К концу года были найдены виновные среди чиновников и банкиров: Александр Лукашенко, принимая 29 ноября отчет Совмина и Нацбанка о работе экономики с начала 2013 года, об оценке итогов года, а также о проектах прогноза на 2014 год, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год, предупредил чиновников о недопустимости "откровенного жульничества" и "очковтирательсва". Однако формула "хороший царь, да поганый псарь", как показала реакция общественности на это шумное мероприятие, давно уже не работает.

В 2013 году Белоруссия покупала российскую нефть по $380 за тонну (в 2013 году закупила 20,93 млн т), а российский газ - по $163 за 1 тыс. кубометров. Замглавы Минэнерго Белоруссии Виктор Каранкевич 19 декабря проинформировал, что в 2014 году российский газ обойдётся Белоруссии, по предварительным данным, по $167 за 1 тыс кубометров. Несмотря на беспрецедентно льготные цены на российские углеводороды, отмечают независимые эксперты, белорусские товаропроизводители "работают на склад" и сокращают экспорт, что объясняется не столько ценой, сколько качеством белорусской продукции. Эксперты отмечают, что Белоруссии, едва оправившейся от кризиса 2011 года, грозит очередной кризис, признаки которого отчётливо проявились в отчётах Белстата за 2013 год.

На совещании 29 ноября Александр Лукашенко подверг резкой критике несостоятельность официального прогноза на 2013 год, а также недавно подготовленный официальный прогноз на 2014 год. Лукашенко заявил, что его "серьезно беспокоит некоторая оторванность нынешнего проекта прогноза от реальной жизни". Тем не менее, накануне Нового года, 31 декабря он подписал указы, которыми утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития и Основные направления денежно-кредитной политики Белоруссии на 2014 год. Согласно данным документам, в 2014 году ВВП Белоруссии вырастет на 3,3%, рост производительности труда (по ВВП) составит 6,9%, экспорта товаров и услуг - на 8,6%, сальдо внешней торговли товарами и услугами прибавит 11,6% и будет положительным на уровне 0,1% к ВВП, прямых иностранных инвестиций на чистой основе будет привлечено $4,5 млрд, энергоемкость ВВП будет снижена на 3%, ввод в эксплуатацию жилья с государственной поддержкой составит 2,5 млн кв. м., реальные располагаемые денежные доходы населения в 2014 году вырастут на 3%, среднегодовая ставка рефинансирования составит 14-16% годовых, требования банков к экономике возрастут на 16-19%, международные резервные активы (в определении МВФ) увеличатся на $0,2-0,5 млрд, инфляция (декабрь к декабрю) вырастет на 11%. Фактически, Лукашенко утвердил проект президентского указа "О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год", подготовленный Минэкономики и одобренный 30 октября президиумом Совмина Белоруссии, а также подвергнутый критике на совещании 29 ноября. Европейский банк реконструкции и развития прогнозирует рост ВВП Белоруссии в 2014 году на 1%.

Промышленность Белоруссии с начала года продемонстрировала спад. Снижение спроса на белорусскую промпродукцию на внешних рынках отразилось на показателях экспорта и роста складских запасов. "Разгрузка складов" является хронической проблемой руководства постсоветской республики. Основными факторами снижения её конкурентоспособности на внешних рынках, отметили эксперты, стали: 1) снижение спроса на основном рынке сбыта - российском из-за рецессии и усилившейся конкуренции после вступления РФ в ВТО, 2) низкая технологичность большей части ассортимента при высокой, 3) проблемы маркетинга госпредприятий. Данные выводы хорошо иллюстрируют два белорусских госпредприятия - ОАО "Беларуськалий" (100% акций принадлежит государству, сбытом продукции занимается БКК) и ОАО "Крыница" (2/3 доли государства в уставном фонде, сбытом занимается само предприятие при поддержке госконцерна "Белгоспищепром"). В первом случае калийный производитель после развала БКК и ухода из сбытового СП ЗАО БКК менеджеров российского "Уралкалия" фактически прекратил экспортные поставки, работа БКК оказалась парализованной. Потребовались месяцы и, фактически, создание новой БКК как госпредприятия - эксклюзивного экспортёра продукции "Беларуськалия". Во втором случае крупнейшее пивоваренное предприятие республики, на долю которого относительно недавно приходилось 2/3 всего производимого в Белоруссии пива, сократило свою долю на местном рынке в пользу других пивзаводов и умудрилось за весну-осень "сработать в минус" на десятки миллиардов белорусских рублей.

В 2013 году стали очевидны провалы в планах руководства постсоветской республики по модернизации промпредприятий. Выяснилось, что произведённый на белорусских госпредприятиях дополнительный объём цемента не востребован на российском рынке - модернизация заводов осуществлялась на "связанные" китайские кредиты, китайским специалистам долгое время не находилось замены в обслуживании установленного оборудования. Модернизация предприятий деревообработки, несмотря на "декрет о крепостном праве" (от 7 декабря 2012 года) и массированные госинвестиции, также не привела к достижению желаемых целей. Объем инвестиций в проекты госпрограммы модернизации деревообработки по концерну "Беллесбумпром", по данным Совмина РБ, составляет 1 млрд. евро, а с учетом проектов, реализуемых иностранными инвесторами - более 2 млрд. евро. Председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович 30 декабря проинформировал: на модернизацию девяти предприятий деревообрабатывающей отрасли направляется 1,3 млрд евро, объем господдержки отрасли за 2007-2013 годы составил 242 млн евро. Первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко был вынужден признать, что основным рынком сбыта белорусских предприятий данной отрасли остаётся российский рынок, где конкуренция усилилась. Зарплаты на данных предприятиях также не достигли желаемого работниками уровня, а на некоторых госпредприятиях, констатировал руководитель республики и Комитет госконтроля, модернизация или не начиналась, или движется крайне неудовлетворительными темпами. Такое положение дел стоило кресла председателю Миноблисполкома Борису Батуре.

Как и в прошлые годы, в 2013 году белорусские предприятия использовали различные возможности для увода финансовых средств за рубеж и невозвращения их в республику. Проблема систематически обсуждалась на совещаниях в Администрации президента и Совмине, но она остаётся по-прежнему острой. По данным Белстата, по состоянию на 1 октября 2013 года просроченная внешняя дебиторская задолженность предприятий и организаций Белоруссии составила 3,57 трлн бел.руб. - с начала года она выросла на 75,2%. Кроме того, ухудшилась платежеспособность белорусских предприятий, констатировали в декабре эксперты Нацбанка РБ, отметив в своём докладе: "Более трети предприятий, учитываемых в текущем порядке, являются неплатежеспособными (имеют одновременно коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности ниже норматива)". К числу неплатежеспособных отнесено 35% белорусских предприятий (почти 3 тыс), 23,4% (почти 2 тыс тыс) отнесены к категории не имеющих собственных оборотных средств, а 15,8% - к обеспеченным собственными оборотными средствами ниже норматива (более 1,3 тыс).

Рейтинг наиболее прибыльных белорусских предприятий в 2013 году возглавили два НПЗ - Новополоцкий ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ", ОАО "Белшина", ОАО "Беларуськалий" и ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Все они подчинены госконцерну "Белнефтехим" и являются основными донорами республиканского бюджета. Продукция машиностроения вносит меньший вклад в республиканский бюджет, в 2013 году она существенно снизила показатели экспорта. По данным Белстата, в январе-июле 2013 года в Белоруссия экспортировала 28,3 тыс тракторов (74,4% от аналогичного периода 2012 года); 2,053 тыс седельных тягачей (54,9%); 5,184 тыс грузовых автомобилей (63,1%); 19,5 тыс сельхозтехники (86,6%). За этот же период Белоруссия увеличила импорт грузовиков в три раза, легковых автомобилей - на 42,7%, двигателей внутреннего сгорания - на 15,5%, лекарств - на 29,8%, компьютеров - на 148,7%, аппаратуры связи - на 65,3%. Все указанные виды продукции производятся в Белоруссии. При этом официальные статданные свидетельствуют о конкурентоспособности белорусской промышленности на внешних рынках, успехах "импортозамещения" и модернизации.

Кризисное состояние некогда известных на весь СССР белорусских предприятий, которым не помогли ни госпрограммы Совмина Белоруссии, ни программы Союзного государства Белоруссии и России, хорошо демонстрирует ПО "Горизонт". По данным Белстата, за январь-ноябрь 2013 года в Белоруссии произведено 237,3 тыс телевизоров, что составляет 42,9% от аналогичного периода 2012 года.

Знаковым проектом для Белоруссии в 2013 году стал выход на российский рынок китайских легковых автомобилей марки "Джили" (Geely), собранных из китайских машинокомплектов СП "Белджи" в Борисове (Минская область). По неофициальной информации, основными покупателями "белорусского китайца" стали юрлица (преимущественно госорганизации) - как и в случае с иранским Samand.

Ставка на китайские автомобили в завоевании российского рынка оправдана, считают в правительстве Белоруссии. По мнению Александра Лукашенко, объединение российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ" нецелесообразно в силу отсталости российского предприятия. Пока Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Сергея Чемезова и Сергея Когогина потчуют намерениями создать "Росбелавто" путём слияния "МАЗ" и "КАМАЗ", на базе СП "МАЗ-MAN" началась сборка грузовиков из китайских комплектующих под брендом SHAСMAN китайской компании Shaanxi. Тем временем МАЗ теряет российский рынок. За 9 месяцев 2013 года, согласно отчету "КАМАЗ", доля минского конкурента на российском рынке грузовиков со средней массой 14-40 тонн снизилась до 9,3% с 12,8% в аналогичный период 2012 года.

Сельское хозяйство Белоруссии также не избавилось от хронических проблем, несмотря на заявленную модернизацию АПК. Так, 12 ноября в Минске на заседании Совмина Белоруссии председатель правительства Михаил Мясникович охарактеризовав состояние дел в АПК как плохое и нуждающееся в безотлагательном оздоровлении. Рентабельность АПК Белоруссии снизилась вдвое к аналогичному периоду 2012 года при стремительном росте просроченной кредиторской задолженности. Диверсификация поставок производимого в Белоруссии продовольствия, как и в случае большинства отраслей обрабатывающей промышленности, закончилась провалом: на российский рынок по-прежнему поставляются почти в полном объёме (около 90%) направляемые на экспорт продукты питания, чему способствуют высокие цены на российском рынке и слабый спрос на белорусское продовольствие за пределами постсоветского пространства. Тем не менее, в 2013 году, заявил 22 октября Александр Лукашенко, Минсельхозпрод обеспечит экспорт на уровне $6 млрд. Согласно опубликованному и вскоре удалённому отчёту правительства Белоруссии за год, экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2013 году составит $5,8 млрд, а в 2014 году - на 600 млн больше.

Основу белорусского продовольственного экспорта составляет продукция мясомолочной отрасли. Белоруссия стала поставщиком №2 на российском рынке мяса. К примеру, объём реализации белорусской курятины на российском рынке оценивается в 100 тыс т. по итогам 2013 года. По мнению экспертов, успехи белорусского продовольственного экспорта объяснимы не только высоким вниманием государства к отрасли, но и недобросовестной конкуренцией. По мнению экспертов, Минсельхозпрод Белоруссии не гнушается откровенным демпингом на российском рынке и реэкспортом продукции, а также "серыми схемами", при которых дешевое импортное сырьё (например, мясо и сухое молоко) после переработки на белорусских предприятиях поступает на российский рынок в виде готовой продукции с лейблом "Сделано в Беларуси". Долгое время госпредприятия республики производили для российского рынка сливочное масло себе в убыток, получая госдотации. После кризиса 2011 года власти Белоруссии не отказались от жесткого протекционизма, однако необходимость дотировать АПК в прежних объёмах столкнулась с существенными затруднениями. В результате только за 2013 год цены на "второй хлеб белорусов" - картофель, в Белоруссии выросли по данным Белстата почти на 70% (в ценах сезонных рынков - рост примерно в два раза).

Торговля Белоруссии в 2013 году демонстрировала активность преимущественно на внутреннем рынке. По данным Белстата, за январь-октябрь Белоруссия сократила объём внешней торговли товарами до $66,7276 млрд или на 14,5% от аналогичного периода 2012 года. При этом экспорт сократился на 20,7% до $31,3448 млрд, а импорт - на 8,1% до $35,3828 млрд. Сальдо внешней торговли Белоруссии резко изменилось: в январе октябре оно было положительным на уровне $1,1 млрд, а по итогам января-октября 2013 года стало отрицательным: -$4,038 млрд. Отрицательное сальдо внешней торговли было бы значительно большим, если бы Белоруссия не сократила объёмы внешней торговли как со странами СНГ (в т.ч. с РФ на 10,6% до $32,8214 млрд), так и Евросоюза, а также отказалась от жесткой дискриминации импортёров. Окончательные итоги внешнеэкономической деятельности в 2013 году будут подведены в конце января - феврале 2014 года, однако по состоянию на 31 декабря в Совмине констатировали: экспорт товаров и услуг в 2013 году превысит $44 млрд (в т.ч. $7,2 млрд услуг), а в 2014 году данный показатель составит $48,5 млрд, что обеспечит положительное сальдо внешней торговли в размере 0,1% к ВВП.

Доходы госбюджета Белоруссии и частных компаний существенно сократились из-за ликвидации в конце 2012 года "растворительно-разбавительной схемы", позволявшей Белоруссии экспортировать нефтепродукты, выработанные из российской нефти, без уплаты вывозных пошлин в госбюджет РФ. Поэтому показатели внешней торговли и наполнения республиканского бюджета за 2012 и 2013 годы столь существенно различаются. Помимо этого, внешнеэкономическую деятельность РБ осложнило вступление РФ в ВТО, что ужесточило конкуренцию на российском рынке, который, несмотря на все заявления о "диверсификации экспорта" и "независимости", остаётся основным для белорусских производителей. Спрос на российском рынке снизился и в результате спада деловой активности. Кроме того, на наполнение республиканского бюджета повлиял т.н. "калийный скандал", приведший к развалу БКК, параличу работы госпредприятия ОАО "Беларуськалий" и сокращению поступлений от экспорта белорусских калийных удобрений. Председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович 31 декабря заявил, что после отказа российского "Уралкалия" продавать свою продукцию совместно с "Беларуськалием" через ЗАО "Белорусская калийная компания", от экспорта белорусского хлоркалия планировалось за 2013 год выручить $1,7 млрд, однако дела пошли лучше, и в результате ожидается поступление $2,15 млрд.

Замминистра экономики РБ Александр Ярошенко, рассказывая 14 ноября членам нижней палаты Нацсобрания о прогнозе социально-экономического развития республики на 2014 год, заявил: "Экспорт калийных удобрений в 2014 году мы определили как 7 млн т при некотором конъюнктурном снижении цены". Ярошенко сообщил также, что средняя экспортная цена белорусского госмонополиста ОАО "Беларуськалий" составит $300 за 1 тонну. Вероятно, в 2014 году экспорт белорусского хлоркалия будет вестись преимущественно через литовский Клайпедский порт, в который "Беларуськалий" успел инвестировать до остановки половины своих рудников и вынужденного перевода работников на неполную занятость.

"Калийный скандал" ("калийная война") имел ярко выраженный политический характер, однако причина конфликта была именно экономической. В дальнейшем Александр Лукашенко приложил немало усилий, чтобы политизировать процесс и вывести его на уровень не суда, а правительств и президентов, что дало повод прокремлёвским политологам сравнить руководителя постсоветской республики с сомалийскими пиратами, требующими выкуп за головы заложников.

Формальным поводом для начала триллера стало заявление гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера от 30 июля о том, что российская компания отказалась продавать свою продукцию совместно с "Беларуськалием" через ЗАО "Белорусская калийная компания". Секретом Полишинеля был факт того, что российская компания давно продавала свою продукцию в обход БКК, а Лукашенко в конце 2012 года наделил "Беларуськалий" привилегией не пользоваться услугами БКК как эксклюзивного трейдера. После заявления Баумгертнера его и высокопоставленных российских чиновников председатель Совмина Белоруссии лично пригласил на переговоры в Минск. После состоявшихся 26 августа в Совмине РБ переговоров Баумгертнер попытался покинуть столицу Союзного государства, но был схвачен в аэропорту и доставлен в СИЗО КГБ. Баумгертнера как председателя наблюдательного совета БКК обвинили в нанесении ущерба Республике Беларусь и содействии одному из акционеров "Уралкалия" Сулейману Керимову в попытке "рейдерского захвата" партнёра по БКК - "Беларуськалия", 100% акций которого находятся в госсобственности и, в отличие от "Уралкалия", нигде не торгуются. Такой оборот событий привёл к тому, что БКК, до развала картеля контролировавшая около 43% мирового рынка калийных удобрений, стала эксклюзивным трейдером "Беларуськалия". Солигорский калийный комбинат столкнулся с проблемой сбыта своей продукции, т.к. БКК покинули российские специалисты, отвечавшие за экспорт продукции обоих производителей. Гендиректор БКК Валерий Иванов, подписывавший документы, в отличие от Баумгертнера получил повышение и был назначен замглавы Администрации президента Белоруссии. Власти Белоруссии в ходе необъявленной войны бросили против частной российской кампании все средства - от заявлений Лукашенко о банкротстве "Уралкалия" с поручением распространить компромат на Лондонской и Московской биржах (о выполнении поручение биржи не информировали), отправки спецгруппы пропагандистов в Березники на поиск недовольных менеджерами "Уралкалия" до объявления в розыск по линии Интерпола менеджеров "Уралкалия" (сам Интерпол опроверг это заявление госСМИ РБ) и, как проинформировали независимые СМИ, попыток похищения "разыскиваемых" спецслужбами Белоруссии в России.

Находившийся в заключении Баумгертнер был демонстративно переизбран на очередной срок гендиректором "Уралкалия" и, как предсказывал 16 сентября источник ИА REGNUM в СК РБ, до Нового года оказался в Москве: 22 ноября его поместили в московское СИЗО, а затем освободили под подписку. В декабре сменились собственники "Уралкалия" и с 24 декабря гендиректором российской компании является Дмитрий Осипов, однако о намерении вернуться к сбыту своей продукции через БКК ни новый гендиректор, но новые собственники ("УралХим" и "Онэксим") не заявляли. Тем не менее, 27 декабря в Минске на пресс-конференции "Российско-белорусское взаимодействие: итоги 2013 года" посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что новые владельцы "Уралкалия" готовы к восстановлению сотрудничества с "Беларуськалием".

Александр Лукашенко 31 декабря подписал указ №584, которым нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения производства белорусского госмонополиста продлена по 31 марта 2014 года. Очевидно, данное решение обусловлено положением, в котором находится "Беларуськалий". Нефтепродукты и калийные удобрения составляют основу экспорта Белоруссии, специализирующиеся на выпуске данных видов продукции предприятия подчинены госконцерну "Белнефтехим". Среди последствий "калийного скандала" - не только финансовые потери госбюджета РБ, но и уничтожение репутации правительства Белоруссии.

Финансовый сектор Белоруссии в 2013 году не упустил свою прибыль, кредитуя субъекты хозяйствования и граждан по ставкам, кратно превышавшим темпы инфляции по версии Нацбанка и Белстата. Неподъемная дороговизна кредитов вынудила ряд предприятий реального сектора просить Совмин о компенсации издержек по их обслуживанию, о выдаче льготных кредитов, списании задолженности и т.д., что во многих случаях нашло понимание. На протяжении всего года физлица и юрлица проявляли повышенный спрос на иностранную валюту, ожидая "шоковой" девальвации летом, осенью и на Новый год. Как и в кризисном для республики 2011 году, белорусский рубль продемонстрировал отсутствие у него нескольких важных функций денег. С осени объяснять повышенный спрос населения на доллары США "отпускным сезоном" госагитпропу стало неудобно, а переток рублёвых депозитов в инвалютные - и вовсе неприлично. В декабре стало очевидно, что в 2013 году власти не реализовали сценарий "шоковой" девальвации", избрав путь "плавной" девальвации. Белорусский рубль не является свободно конвертируемой валютой, доверие к нему подорвано - это был вынужден признать 30 декабря председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович, выступая перед предпринимателями.

Государственный долг Белоруссии на 1 декабря 2013 года составил около $15,5 млрд (146,6 трлн белорусских рублей) - с начала года он вырос на 13,8% по данным Минфина РБ. Из данной суммы на внешний госдолг пришлось $12,1 млрд (+0,8%). В 2013 году госдолг вырос за счёт внешних заимствований на сумму $1,7956 млрд: $880 млн по кредиту АКФ ЕврАзЭС; $408,3 млн по государственному экспортному кредиту правительства РФ на строительство БелАЭС; $378,8 млн по кредитам банков КНР; $128,5 млн по кредитам МБРР. По состоянию на 1 декабря официальный Минск выплатил по внешнему госдолгу почти $1,7 млрд. Внутренний госдолг по состоянию на 1 декабря 2013 года составил 33,6 трлн бел.руб. (+29,9%).

Председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович 30 декабря заявил, что на 2014 год на выплаты по старым внешним долгам и их обслуживание будет направлено $3,6 млрд. На 2013-2014 годы приходится пик выплат по внешнему госдолгу Белоруссии - в совокупности более $6 млрд, что усиливает давление на курс белорусского рубля. Однако Нацбанк такие временные трудности не смущают: ещё 8 августа председатель правления Нацбанка Белоруссии Надежда Ермакова заявила: ЗВР Белоруссии к 2015 должны увеличиться почти в 2,5 раза - до $18 млрд, а в ближайшее время они не должны снизиться до менее чем $8 млрд. Она не назвала источники пополнения ЗВР, которые по состоянию на 1 декабря в определении МВФ оценивались менее чем в $6,5 млрд.

Поиск заёмных ресурсов на поддержание курса белорусского рубля вёлся на протяжении всего года в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. Ни Туркмения, ни ОАЭ, ни другие потенциальные кредиторы не пожелали помочь официальному Минску. В итоге осталась последняя надежда - на Москву, которая и была реализована в ходе визита Александра Лукашенко в Россию 18-25 декабря, чему предшествовал долгий и сложный процесс переговоров по перспективам белорусско-российской промышленной интеграции.

Особенностью 2013 года стало ожидание девальвации с первых месяцев вплоть до декабря. Население активно скупало валюту на протяжении всего года и особенно активно - с осени, осложняя положение Нацбанка, чьи ЗВР стремительно таяли. На курсе рубля сказывалось резкое снижение показателей экспорта белорусских товаров. Население переводило рублёвые депозиты в инвалютные и осенью особенно активно начало брать кредиты в белорусских рублях, надеясь, что грядущая "шоковая" девальвация поможет им получить большую выгоду, чем государству и банкам. Нацбанк выдерживал высокую ставку рефинансирования, что сделало кредиты слишком дорогими для предприятий реального сектора, но помогло властям "связать" на депозитах выросшую массу белрублей. Лукашенко неоднократно заявлял об ответственности обывателей за наступление девальвации. Так, 8 октября Лукашенко, посещая завод "БелАЗ", заявил: "Вы кричите: цены очень высокие. Я начинаю прессовать: давайте снижать. То есть мы держим цены на низком уровне, а зарплату раздули. Но меня что больше всего волнует? Появился у вас лишний белорусский рубль, куда вы побежали? В обменники скупать валюту. И потом кричат: а будет девальвация или не будет? Если будет девальвация - вы ее сделаете". Судя по тому, что население стало "чистым покупателем" инвалюты, обыватели усмотрели в данном обвинении определённый сигнал.

На протяжении всего года вопрос оказания Россией финансовой помощи Белоруссии был одной из важнейших тем переговорного процесса в рамках Союзного государства. Его решение было увязано с проблематикой российско-белорусской промышленной кооперации. По итогам состоявшегося 15 марта в Санкт-Петербурге заседания Высшего Госсовета Союзного государства Белоруссии и России Владимир Путин заявил: "Набирает обороты процесс создания технологических альянсов между предприятиями двух стран, что мне представляется особенно важным. Начато формирование холдинга "Росбелавто", в который войдут лидеры российского и белорусского автопромов - "КАМАЗ" и "МАЗ". Присутствовавший на пресс-конференции 15 марта Александр Лукашенко не опроверг Путина, хотя до и после заседания ВГС неоднократно выказывал сомнения в целесообразности объединения двух производителей грузовиков. Такие заявления он делал в Минске 11 октября на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, а также 21 октября на встрече с руководителями СМИ стран СНГ.

Просьба официального Минска об оказании финансовой помощи была удовлетворена накануне Нового года во время визита Лукашенко в Россию. В Москве 24 декабря состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, а 25 декабря - ВГС СГ. В ходе пресс-конференции 25 декабря Путин обратил внимание Лукашенко и Мясниковича на необходимость продвижения в вопросе приватизации белоруской госсобственности, отметив, что Белоруссия входит пятёрку важнейших торговых партнёров РФ, а на долю России приходится 49% белорусского товарооборота. Россия инвестировала в экономику Белоруссии $5,8 млрд, напомнил Путин, отметив: "Преимущественно это самые ценные инвестиции - прямые инвестиции в системообразующие сектора белорусской экономики: газотранспортную отрасль, обрабатывающие производства, транспорт и связь. В Белоруссии работают, и об этом сейчас в узком составе, когда мы обсуждали текущие проблемы, сказал и премьер-министр Белоруссии Михаил Владимирович Мясникович, более 2 тысяч предприятий с участием российского капитала. В числе крупнейших высокотехнологичных инвестиционных проектов - сооружение Белорусской атомной электростанции (общий объём финансирования - около 10 миллиардов долларов), формирование холдинга "Росбелавто" на базе КамАЗа и МАЗа, совместная работа компаний "ЕвроХим" и "Гродно Азот".

Президенту России была прекрасно известна резко отрицательная позиция Лукашенко по вопросу создания автохолдинга "Росбелавто". Тем не менее, он счёл уместным в очередной раз "надавить на больную мозоль". Ситуация на ОАО "МАЗ" весьма непростая, и Лукашенко, возможно, рад был бы быстрее оформить сделку, однако, как и в случае с "Белтрансгазом", он желает соблюсти ритуал своеобразного торга и дать понять обывателям, что его по-прежнему нельзя "нагнуть" и "наклонить".

Важным итогом состоявшегося 24 декабря в Москве заседания Высшего Евразийского экономического совета стала заявление Владимира Путина о том, что к 1 марта 2014 года должен быть сформирован список остающихся в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) изъятий и ограничений, и определены конкретные сроки их устранения. Т.о., президент РФ чётко обозначил позицию Кремля по проблеме, поднятой в ходе заседания Лукашенко, который заявил: "Несмотря на достигнутые в "тройке" договоренности, остаются изъятия, включая алкогольную, табачную продукцию, лекарственные средства, медицинские изделия, газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, рыбу и т.д. Уверен, что идти в экономический союз, не закончив формирование таможенного, весьма рискованно и вообще неправильно". Лукашенко солидаризировался с позицией президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по вопросу формирования Евразийского союза, который заявил: "Во-вторых, мы с вами говорили, не хотелось бы повторять, но политизация создаваемого союза недопустима. Мы видим, что происходит вокруг. Давайте создадим экономический союз, все придет в свое время. Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции. Я думаю, мы четко говорили на эту тему". На заседании ВЕЭС Лукашенко сделал ещё одно важное заявление: "Убежден, что союз должен быть именно международной организацией, которая будет наделена нами необходимой правосубъектностью".

К 1 мая 2014 года должен быть готов текст договора о Евразийском союзе, а с 1 января 2015 года союз должен стать реальностью, заявил 24 декабря президент РФ. На заседании ВЕЭС было подписано 10 документов, в т.ч. решение о "дорожной карте" по присоединению Армении к Таможенному союзу и ЕЭП. По итогам заседания было заявлено, что практически завершена работа и над "дорожной картой" для Киргизии, и остается решить несколько вопросов, поставленных Бишкеком. Стоит отметить, что белорусско-киргизские отношения резко ухудшились после того, как Лукашенко приютил на белорусской территории свергнутого Курманбека Бакиева с родственниками и категорически отказался выдавать его киргизскому правосудию. Более того, ряд сотрудников МИД РБ и приближенных к Администрации президента Белоруссии политологов дали понять, что у Бишкека возникнут проблемы при вступлении в Таможенный союз, если новые власти Киргизии не умерят пыл в вопросе выдачи братьев Бакиевых. Важным итогом заседания ВЕЭС стало одобрение Путиным, Назарбаевым и Лукашенко институциональной части договора и намерение в марте 2014 года обсудить функциональную (отраслевую) часть проекта договора о Евразийском союзе. "В этой части должны быть зафиксированы конкретные обязательства стран "тройки" по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Активизирована работа по остающейся части изъятий из общего торгово-инвестиционного режима. Мы договорились о том, что мы будем сокращать их и сведем их, в конце концов, к минимуму или к нулю", - пояснил президент РФ.

Владимир Путин после состоявшихся 25 декабря в Москве переговоров с Александром Лукашенко в рамках Высшего госсовета Союзного государства заявил о решении правительства РФ выделить Белоруссии финансовую помощь в размере $2 млрд, однако источники данной выплаты до сих пор не ясны. Данный вопрос рассматривался 26 декабря на заседании правительства РФ и, в итоге, было одобрено распоряжение правительства, согласно которому Белоруссии в 2014 году выделяется государственный финансовый кредит в размере $450 млн под 4% годовых при условии выполнения обязательств по уплате процентов и погашению основного долга по ранее предоставленным Российской Федерацией госкредитам, а также кредитам, полученным из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. При этом официальный Минск обязуется погасить кредит путём перевода России средств в долларах США 14 равными полугодовыми долями 15 января и 15 июля каждого года, первый платёж будет осуществлен 15 января 2017 года.

На той же пресс-конференции (25 декабря ) Лукашенко признался: данную сумму планируется потратить на поддержание курса белорусского рубля. При этом он не преминул напомнить, что белорусские предприятия на 60-70% обеспечиваются сырьём и комплектующими из России, поэтому кредит в размере $2 млрд можно рассматривать и как помощь России самой себе. Лукашенко забыл при этом отметить, что белорусские госпредприятия производят большие объёмы неликвида, скапливающегося на складах и находящего реализацию по различным схемам на российском рынке. Возможно, потребности официального Минска в кредитах РФ и МВФ были бы меньшими, если бы не строительство новой роскошной резиденции президента Белоруссии, миллиарды белорусских рублей на изготовление "слуцких поясов", восстановление имений польско-литовской знати и откровенно русофобские акции. Примечательно: накануне заседания ВГС, 24 декабря Мингорсуд отказал минскому культурно-просветительскому общественному объединению "Русский мир" в возможности легализовать свою деятельность, местные власти четырежды в течение года отказывались зарегистрировать это русское НГО.

"Мы самые близкие народы, самые близкие, самые близкие государства в мире, ближе нет. Может быть, к сожалению. Для нас - в радость", - заявил Лукашенко 25 декабря в Москве на пресс-конференции, добившись желаемых $2 млрд от России.

Важными договорённостями закончились состоявшееся 24 октября в Минске заседание Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого обсуждался принципиальный для белорусской стороны вопрос отмены изъятий и ограничений во взаимной торговле между странами будущего Евразийского союза. Комментируя данную проблематику, 24 октября первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов сказал: Белоруссия готова подписать документы об отмене данных ограничительных мер, но не готов Казахстан. Шувалов сообщил, что официальный Минск интересует отмена Россией вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты: согласно договорённостям в рамках Таможенного союза, белорусская сторона уплачивает таковые при реэкспорте российской нефти и нефтепродуктов за пределы союза, а также при экспорте за пределы союза нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. По словам Шувалова, Москва готова отменить данные ограничения, что пополнит госбюджет Белоруссии на миллиарды долларов. Если Москва и Минск реализуют свои намерения, озвученные 24 октября в Минске и два месяца спустя в Москве, то у Александра Лукашенко появится возможность исполнить своё обещание "построить Эмираты".

Советник президента России Сергей Глазьев провёл 25 октября в Минске переговоры с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем, обсудив с ним проблематику торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и зоны свободной торговли ТС, ЕЭП, а также в рамках будущего Евразийского союза. Оценивая перспективы Евразийского союза, Глазьев заявил: "Наши расчеты показывают, что из общего прироста экономической активности, который мы оцениваем примерно в $700 млрд. до 2030 года, одна треть приходится на общий рынок, а две трети - на общую стратегию развития. То есть сам по себе общий рынок (который сейчас по товарам уже, можно сказать, сформирован) дает только одну треть интеграционного эффекта. А две трети дает совместная деятельность по развитию высокотехнологических производств".

Важнейшим инвестиционным проектом 2013 года в Белоруссии стало строительство атомной электростанции. БелАЭС в Островецком районе Гродненской области строится "под ключ" российскими специалистами (генподрядчик - "Атомстройэкспорт") при участии белорусских субподрядчиков. Правительство РФ выделило на этот проект $10 млрд. "Первый бетон" на строительстве был залит в ноябре 2013 года. Первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко 31 октября заявил: " Первый энергоблок мощностью 1170 МВт должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году, второй энергоблок такой же мощностью - в 2019 году". Семашко констатировал, что для Белоруссии сложилась "очень опасная зависимость" от российского природного газа, отметив: "Почти 95% нашей генерации работает на газу. С вводом АЭС доля природного газа понизится до 66-67%". В российском "Газпроме" оставили без комментариев данное заявление второго лица в правительстве союзной Белоруссии, "Росатом" также не прокомментировал новые сроки сдачи в эксплуатацию второго энергоблока БелАЭС. Дело в том, что представитель официального Минска в очередной раз поторопился назвать более ранние сроки окончания работ, чем это зафиксировано в документах. Согласно контракту на сооружение БелАЭС российская сторона построит два энергоблока атомной электростанции общей мощностью 2400 (2х1200) МВт с реакторной установкой В-491. Ввод в эксплуатацию первого блока запланирован на ноябрь 2018 года, второго энергоблока - в июле 2020 года.

Идея "энергетической независимости" является давней идефикс белорусского руководства. Лукашенко неоднократно заявлял о намерении построить вторую АЭС в Белоруссии, хотя еще не запущен первый энергоблок первой станции. Например, 30 апреля он заявил минским студентам: "Если бы у меня была возможность начать строить сейчас вторую атомную станцию, я бы обязательно начал ее строить. Но пока нет ни подрядчика, ни денег, ни той страны, которая бы выделила кредит для строительства. А площадка в общем-то у нас есть". Спустя полгода, 29 октября Лукашенко заявил, что Россия готовится построить ещё одну АЭС в Калининградской области помимо Балтийской АЭС - "следующую атомную станцию, которую Россия строить будет в Калининграде". Возможно, Лукашенко перепутал так и не построенную "вторую АЭС" в Белоруссии и Калининградской области, т.к. ни правительство РФ, ни "Росатом" о таких планах не заявляли. К реализации российских атомных проектов в Белоруссии и Калининградской области негативно относится руководство Литвы, так и не реализовавшее шанс построить АЭС в Висагинасе взамен закрытой по требованию ЕС Игналинской АЭС.

Потенциально весьма привлекательным инвестпроектом официальный Минск заявляет "Китайско-белорусский индустриальный парк". Проект рекламируется всеми, однако, как считают эксперты, он может не состояться, во всяком случае - не в том виде, в котором его преподносят потенциальным российским инвесторам. В числе провальных амбициозных проектов числится не инновационный, но не менее известный проект "Минск-Сити", который властям Белоруссии так и не удалось самостоятельно или с помощью зарубежного инвестора реанимировать в 2013 году. Скандальное изгнание российской "Итеры" из данного проекта, как оказалось, не пошло на пользу делу, и территорию в центре города ждёт застройка не футуристическими небоскрёбами для бизнес-элиты, а панельными и каркасно-блочными домами для пролетариев. Однако чиновники не теряют надежды видеть центр города солиднее: 20 декабря зампред Совмина Белоруссии Петр Прокопович заявил, что Александр Лукашенко поручил создать в Минске международный финансовый центр на территории площадки, выделенной под проект "Минск-сити".

Более реалистично выглядит проект создания объединенной транспортно-логистической компании - соответствующие договорённости были достигнуты в октябре в Минске представителями транспортных министерств России, Белоруссии и Казахстана. По планам, ОТЛК начнёт работу в 2014 году и позволит транспортникам ЕЭП неплохо заработать на транзите.

Развитию логистических центров руководство Белоруссии уделяет большое внимание, реализуя госпрограмму по развитию логистической системы. Однако, как и в случае реализации госпрограммы по развитию молочно-товарных ферм, госпрограммы по деревообработке и др., в госпрограмме по развитию логистических центров есть свои серьёзные проблемы - об этом шла речь во время рабочей поездки Лукашенко в один транспортно-логистических центров 15 ноября. Руководитель республики заявил, что Белоруссия отстаёт со строительством таких объектов, прибыль от данного вида деятельности получают бизнесмены из России и Польши, а в Белоруссии остаётся лишь 1%. По мнению Лукашенко, такие центры следует строить госорганизациям, а затем приватизировать и вырученные деньги вкладывать в строительство новых центров. Вице-премьер Пётр Прокопович сообщил, что в республике определено 36 участков под логистические центры, однако инвесторы не хотят вкладывать деньги. Гендиректор РУП "Белтаможсервис" Юрий Король предложил бороться с российскими конкурентами демпингом, повышением качества услуг, а также агрессивной экспансией на внешних рынках. Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон заявил, что в Белоруссии под логистическим центром называют даже овощную базу, поэтому проблема гораздо серьёзнее, чем представлялось до сих пор. В итоге Лукашенко заявил, что "будет то, что с деревообработкой" - т.е. он устроит очередной скандал и примет кадровые решения. ""Я вам просто отвинчу головы, под мышку положу, и вы, если сможете - пойдёте. Я вам не прощу это. Это бешеные деньги!", - заявил руководитель республики.

Ещё одним знаковым проектом, способным обеспечить поступление инвалютных средств в республику из Евросоюза, мог стать наземный газопровод "Ямал-Европа-2", который дополнил бы мощности имеющегося наземного газопровода, а также двух альтернативных газопроводов - по дну Балтийского моря проходит "Северный поток", а по дну Черного моря - "Южный поток". О реанимации "замороженного" с конца прошлого века проекта заявил 3 апреля президент России Владимир Путин на встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Вскоре, 5 апреля в Санкт-Петербурге был подписан меморандум между "Газпромом" и EuRoPol Gaz (48% акций фирмы принадлежит польской нефтегазовой компании PGNiG) о намерениях строительства газопровода "Ямал-Европа-2" в обход территории Украины, однако официальная Варшава вскоре заявила, что реализация данного проекта противоречит её интересам. Александр Лукашенко 19 апреля высказался по вопросу строительства газопровода "Ямал-Европа-2": "Что касается нас, мы - за, двумя руками и ногами, потому что это рабочие места, это высокотехнологичный проект, для него есть всё - начиная от фундаментов, компрессорных станций, производственных площадей, которые готовились на две нитки. Но построили только одну. Поэтому, что касается Белоруссии - за. Что касается Польши - там кусок должны захватить этой земли польской и пройти - ну, вы видите их заявления: один говорит одно, другой - другое, третий - третье. Но если Россия начнёт строить "Ямал-Европу-2", на чём я постоянно на всех переговорах настаиваю, мы будем активными сподвижниками, участниками этого строительства".

Вопрос строительства "Ямал-Европа-2" неоднократно обсуждался на протяжении всего года, в т.ч. 20 июня в рамках Петербургского международного экономического форума Миллером и Семашко. Проект также обсуждался 13 сентября в Минске Лукашенко и Миллером, в ходе которых российский газовый монополист пообещал увеличить поставки газа в Белоруссию и инвестиции в белорусскую газотранспортную систему, а также пятикратно усилить финансирование социальных программ в Белоруссии. Новая ветка газопровода призвана снизить зависимость российских поставок газа от "украинского фактора". В Москве и Минске не особо скрывали желание видеть инвесторов из ЕС в реализации данного проекта, однако в Брюсселе приняли иное решение исходя из политических соображений. В октябре Еврокомиссия опубликовала перечень 250 важнейших инфраструктурных проектов в сфере ТЭК, среди которых не оказалось "Ямал-Европа-2".

Белоруссия является многолетним евразийским лидером по темпам инфляции. Рост цен и тарифов не прекращался на протяжении всего 2013 года. Индекс потребительских цен на товары и услуги за январь-ноябрь 2013 г. к январю-ноябрю 2012 г. вырос на 18,5% при том, что в официальном прогнозе на 2013 год инфляция не должна была превысить 12%. Индекс цен на продовольственные товары за январь-ноябрь 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г. вырос на 19,3%, в т.ч.: картофель подорожал на 67,5%, табачные изделия - на 58%, мука пшеничная - на 46,8%, овощи - на 45,7%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 28,8%, масло животное - на 22%. Непродовольственные товары подорожали на 7,1%, а платные услуги населению стали дороже на 37,9%, в т.ч.: бытовые - на 38,7%, оплата жилищно-коммунальных услуг - на 38,4%, электроснабжение - на 68,5%, организации концертов - на 75,9%, дошкольных учреждений - на 72,2%, медицинские услуги - на 35,9%, услуги высшего образования - на 28,2%, связи - на 52,3%. При этом зарплаты белорусских крестьян, коммунальщиков и интеллигенции выросли менее существенно. Для сравнения: за январь-ноябрь 2013 г. индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Белоруссии вырос на 18,5%, тогда как в России - на 6,8%, в Казахстане - на 5,9%, а на Украине - снизился на 0,3%. За этот же период в Евросоюзе, по данным Евростата, потребительские цены выросли в среднем на 0,7% (лидером ЕС по данному показателю оказалась Греция с 2,6%). Инфляция в США за 11 месяцев 2013г. составила 1,5%. Второе место в мире после Белоруссии принадлежит Турции с 6,9%.

В опубликованных 18 декабря правительственной газетой "Звязда" ответах на вопросы председатель правления Национального банка республики Надежда Ермакова заявила, что деноминация белорусского рубля откладывается на неопределённый срок из-за высокой инфляции, которая "пока двузначная", а новые банкноты уже отпечатаны. Согласно официальному прогнозу на 2014 год, инфляция в постсоветской республике превысит 11%, однако независимые эксперты считают, что темпы галопирующей инфляции существенно превысят данный показатель и в таких условиях, действительно, проводить деноминацию бессмысленно - правильнее проводить девальвацию и на практике реализовывать заявления властей о недопустимости превышения темпов роста зарплаты над темпами роста производительности труда.

Сдерживание роста зарплат усугубит другие негативные тенденции - "вымывание" квалифицированных кадров из госсектора, уход из бюджетной сферы и деквалификацию опытных работников, массовую трудовую миграцию белорусов на российский рынок труда. Показательным является пример Национального центра интеллектуальной собственности Белоруссии, сотрудники которого опубликовали 1 июля заявление, в котором констатировали разрушение системы интеллектуальной собственности республики и отток квалифицированных специалистов из центра. По мнению авторов заявления, зарплата сотрудников НЦИС невысокая, а лишение их сотрудников статуса госслужащих (за что полагались денежные доплаты) усугубило ситуацию с кадрами. Сотрудники центра выказали надежду на то, что "безумие не может продолжаться долго".

В 2013 году в Белоруссии обострилась проблема дефицита квалифицированной рабочей силы, обусловленная низкими зарплатами в республике, оттоком квалифицированных кадров за рубеж и др. По различным данным, за пределами Белоруссии нашли себе работу от 0,4 до 1,3 млн белорусов (при численности населения республики менее 9,5 млн чел и занятых в экономике около 4,5 млн). Большинство белорусов, трудоустроившихся у российских работодателей, не стремятся афишировать свои трудовые отношения. Известны случаи, когда работник формально числится в белорусской организации, но фактически работает в России на стройке или выполняет заказы в Белоруссии, физически выезжая в РФ лишь для подписания документов и получения зарплаты. Поэтому даже объём денежных переводов из РФ в РБ не может дать более-менее точных данных о численности белорусов, получающих доходы в РФ.

Согласно исследованиям вильнюсского НИСЭПИ, в сентябре 2013 года более 25% белорусов заявили, что члены их семей работают за границей. Согласно исследованиям эксперта Центра социально-экономических исследований CASE Belarus, в 2012 году переводы 55,4 тыс белорусских трудовых мигрантов из РФ в РБ составили около $950 млн. Данная сумма пока не столь значима для Белоруссии, как для Молдавии или Таджикистана, однако, отметили эксперты, впереди непростой 2014-й год, когда трудовая миграция может усилиться и осложнить ряд социальных проблем. Уже сегодня во многих населённых пунктах, в т.ч. в Минске очевиден острый дефицит врачей и учителей. Из госорганизаций увольняются квалифицированные кадры. После того, как запугивания "гастарбайтеров" ужасами "трудового рабства" в России не принесли эффекта, равно как и угрозы лишить "летунов" государственного социального обеспечения, власти придумали другой ход - поставить экспорт рабочей силы на коммерческую основу, как это сделано в Северной Корее. В частности, Лукашенко предложил направить белорусских строителей в Карелию, но на заработки с интересом госбюджета.

Доходы населения Белоруссии в 2013 году значительно опережали рост производительности труда и рост ВВП. По информации Белстата, в январе-октябре 2013 года рост доходов населения составил 354,8 трлн белорусских рублей ($37,35 млрд) или 3,7497 млн бел. руб. ($395) в месяц в расчете на душу населения. Во многих развитых странах такой показатель доходов на душу населения свидетельствует о бедности, но не в Белоруссии. За январь-октябрь 2013 года номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников Белоруссии выросла на 40,2%, а реальная зарплата - на 17,9%. По данным Белстата за январь-ноябрь 2013 года к аналогичному периоду 2012 года производительность труда по ВВП в Белоруссии выросла на 2,3%, индекс потребительских цен вырос на 18,5%, промпроизводство сократилось на 4,8%, сельхозпроизводство (продукция хозяйств всех категорий) - на 3,9%. Т.о., даже сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве не стало поводом для сдерживания роста зарплат.

На протяжении 2013 года белорусские врачи, учителя и учёные находились, как и в прошлые годы, среди самых малооплачиваемых категорий "бюджетников" (при весьма высоких зарплатах топ-менеджеров данных учреждений). Например, зарплата белорусского врача II категории в поликлинике составляла $200-250 в эквиваленте, вузовского доцента со степенью кандидата наук - $350-500, научного сотрудника НИИ - $300-350 в зависимости от различных местных надбавок. Особенностью Белоруссии является ситуация, когда вузовский преподаватель может получать зарплату ниже, чем стипендия аспиранта, а доцент и профессор - ниже, чем выпускник этого же вуза. По данным Совмина Белоруссии, в декабре 2013 года стипендия студента вуза составляла в эквиваленте $50-80, учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования (ПТУ и техникумы) - примерно на $10 меньше, аспирантов - $208, докторантов - $282.

План совместных действий Совмина и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Белоруссии, утвержденный 10 октября, был представлен на обсуждение МВФ, однако не стал поводом для оптимистичных заявлений со стороны фонда. С 2011 года руководство Белоруссии пытается получить от МВФ неопределённую сумму денег под обещания, нашедшие своё воплощение в указанном плане. Однако представители фонда неоднократно давали понять, что приступят к рассмотрению заявки официального Минска лишь после того, как увидят практическую реализацию своего представления о структурных реформах белорусской экономики. В опубликованном 17 декабря пресс-релизе МВФ содержится негативный прогноз для Белоруссии на 2014 год и рекомендация провести "глубокие структурные реформы", причём более масштабные и решительные, чем предусмотрено планом совместных действий Совмина и Нацбанка РБ. По итогам года Александр Лукашенко так и не услышал благой вести о намерении МВФ кредитовать деятельность его подчинённых хотя бы в долгосрочной перспективе.

Не дождались в Минске и последнего транша АКФ ЕврАзЭС: 27 декабря на заседании Совета фонда принято решение отложить до третьего квартала 2014 года рассмотрение вопроса о перечислении последней части из $3-милиардного кредита, т.к. власти Белоруссии не выполнили 10 из 14 показателей (в т.ч. 5 контрольных), зафиксированных в обязательствах перед фондом. Судя по заявлению 14 ноября замглавы Минфина РБ Максима Ермоловича, руководство республики надеялось получить $440 млн до конца года. Следует отметить, что с оценками и рекомендациями МВФ солидарны эксперты Всемирного банка, ЕАБР, а также Минэкономразвития России, опубликовавшего 24 сентября "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Т.о., Александр Лукашенко и его подчинённые могут предъявить обвинения не только МВФ в "требовании освободить политзаключенных", но и российским властям, и экспертам из Казахстана, т.к. все они констатируют одни и те же проблемы и выдают одни и те же рекомендации, различающиеся лишь степенью дипломатичности формулировок. Однако главное отличие между МВФ и ЕАБР заключалось в том, что фонд хорошо усвоил уроки кредитования обещаний, тогда как евразийский банк, выполняя указание соучредителя и основного акционера, вплоть до недавнего времени закрывал глаза на неисполнение официальным Минском своих обязательств и одобрил перечисление в Белоруссию более $2,5 млрд из АКФ ЕврАзЭС.

Планы по приватизации в 2013 году провалены, констатировал 12 ноября на заседании Совмина Белоруссии председатель правительства Михаил Мясникович. Он поручил Госкомимуществу в течение недели внести в правительство задание в разрезе министерств и регионов по привлечению валюты от приватизации в IV квартале 2013 года и I квартале 2014 года в объеме не менее $1,5 млрд с закреплением персональной ответственности. По мнению экспертов, в столь срочных мерах не возникло бы надобности, если бы руководство постсоветской республики своевременно выполняло ранее взятые на себя обязательства. Эксперты отметили также, что Александр Лукашенко лично налагал вето на приватизационные сделки, требуя, чтобы средства из-за рубежа привлекались не за счёт продажи "голубых фишек" белорусского госсектора. Однако потенциальные зарубежные инвесторы проявили осторожность, а члены правительства не увидели (или не пожелали увидеть) других способов привлечения средств из-за рубежа, кроме как через продажу ликвидных госактивов. В числе таковых к концу года значились не только госпакеты акций крупнейшего белорусского сотового оператора "МТС" (работает под брендом российской компании), но и одного из двух НПЗ - Мозырьского. Обращает на себя внимание и то, что Госкомимущество Белоруссии предпочитало заниматься не свойственными ему функциями вместо своей прямой обязанности поиска нового эффективного собственника. Итог оказался закономерен, что не помешало Совмину отчитаться о достижениях 2013 года, в числе которых не только увеличение ВВП до $70 млрд в 2013 году, но и такая констатация: "Иностранные инвесторы активно инвестируют в экономику Белоруссии".

Перспективы приватизации в 2014 году отражены в постановлении Совмина Белоруссии №964 от 11 ноября, которым утверждён "Перечень юридических лиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности". Перечень включает 101 предприятие с госдолей в уставном фонде, среди которых: "МАЗ", "МТЗ", "МЗКТ", "БМЗ", "Белшина", "БелАЗ", "БАТЭ", "Гомсельмаш", "Гранит", "Гомельстекло", "Керамин", "Белмедпрепараты", оба нефтеперерабатывающих предприятия - Новополоцкий "Нафтан" и Мозырский НПЗ, а также подчинённые госконцерну "Белнефтехим" предприятия - "Беларуськалий", ПО "Белоруснефть", "Могилевхимволокно", "ГродноАзот". Перечень включает в себя спецэкспортеров вооружений, цементные заводы, ликеро-водочные и сахарные заводы, а также номинально существующий "Минский часовой завод" (ТМ "Луч"), минский завод бытовой техники "Атлант", киностудию "Беларусьфильм" и др. По мнению экспертов, при острой необходимости Александр Лукашенко может распорядиться частично реализовать данное намерение, однако предновогодний $2-миллиардный российский кредит позволяет не торопиться с распродажей "фамильного серебра" и осуществлением структурных реформ.

Белорусско-российские экономические связи в 2013 году характеризовались спадом взаимного товарооборота, а также реанимацией т.н. пяти пилотных интеграционных проектов. В марте первый зампред правительства Белоруссии Владимир Семашко направил зампреду правительства РФ Аркадию Дворковичу письмо с предложениями по пяти совместным проектам, среди которых - создание автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского госпредприятия ОАО "МАЗ". Данный проект обсуждается на различных уровнях четвёртый год, однако, как другие "интеграционные проекты", до сих пор не начал реализовываться, что характеризует не только белорусско-российскую интеграцию, но и постсоветскую интеграцию в целом в форматах СНГ, Таможенного союза и ЕЭП, а также указывает на проблематику формируемого Евразийского союза.

В 2013 году власти постсоветской республики озвучили намерение реализовать ряд экстренных мер, направленных на пополнение госбюджета. Одним из самых скандальных, но пока не реализованных предложений стал т.н. "выездной налог": 6 сентября Александр Лукашенко возмутился непатриотичным поведением белорусов, предпочитающих импортный товар аналогичному белорусскому, и заявил: "Так вот я давно поручил - вплоть до того, что: выезжаешь за пределы, за этим барахлом - не барахлом, неважно - заплати выездную пошлину! То есть заплати деньги на выезде! Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем: $100 с носа, плати - и едь за границу!". "Тогда он придет в наш магазин и купит твой холодильник, а не будет тащить с Евросоюза это барахло сюда неизвестно какого производства, - сказал Лукашенко, обращаясь к чиновникам. - А они будут сидеть там и потирать руки: $3 млрд вывезли им денег туда, у них развивается торговля, у них развивается производство, а мы барахтаемся здесь, как дураки!".

"Налог на тунеядцев" также не был реализован в 2013 году, по мнению экспертов - из-за абсурдности самой идеи. Интересная история началась в 2012 году. Так, 8 августа 2012 года председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович, выступая на заседании правительства, обратил особое внимание чиновников на необходимость борьбы с фиктивным трудоустройством, тунеядством и иждивенчеством, привлечению уклоняющихся от уплаты налогов к формированию бюджета и государственного пенсионного фонда. По информации главы Совмина, в ряде белорусских организаций лежат трудовые книжки так называемых "подснежников", которые на самом деле не работают - лишь учтены как работающие. На протяжении года правительство заверяло, что новый налог в Белоруссии будет ведён в 2014 году. Эксперты на протяжении всего года пытались осмыслить, каков будет экономический эффект от данной меры, т.к. по данным министерства труда и социальной защиты Белоруссии численность "официальных" безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 2013 году составила около 21 тыс человек или 0,5% от экономически активного населения. Пособие по безработице в Белоруссии составляет около $20. Вероятно, мера направлена на "неофициальных" безработных, коих, по подсчётам Мясниковича, в республике около 0,4 млн. Как в Совмине ещё в 2012 году высчитали реальное количество "тунеядцев", но не смогли определить их численность в 2013 году - осталось загадкой. Попутно возник вопрос: какое явление отражает численность "официальных" безработных при столь внушительном количестве "тунеядцев"?

На протяжении 2013 года идея нового налога проговаривалась на различных уровнях и превратилась в анекдот, с удовольствием пересказываемый на страницах зарубежных изданий. Однако власти Белоруссии упорно делали вид, что не замечают откровенного глумления сограждан и экспертов, выдавая в госСМИ комментарии чиновников различных уровней и лиц, избранных в качестве "представителей общественности". Так, 12 ноября начальник главного управления финансирования социальной сферы и науки Минфина РБ Светлана Кретова заявила, что новый налог планируется взыскивать ежегодно в размере 2,6 млн белорусских рублей ($305) и уже определены критерии отнесения граждан к категории тунеядцев, а уклоняющихся от уплаты данного налога будут штрафовать. В опубликованном 24 декабря правительственной "Народной газетой" интервью замминистра финансов Максим Ермолович заявил, что в 2014 году данный налог взиматься не будет, а сам механизм взимания обсуждается, и "одно из предложений по механизму взимания данного платежа связано с введением социальных карт, наличие которых позволит работающим гражданам получать определенный набор услуг бесплатно, а тем, кто официально нигде не работает, придется оплачивать стоимость этих услуг". Ермолович сообщил также: "Самое сложное здесь - определить перечень граждан, подпадающих под категорию тунеядцев. Все это требует широкого обсуждения".

"Налог на автомобилистов", в отличие от "выездного налога" и "налога на тунеядцев", был введён в форме новой госпошлины на допуск автомобильных средств к движению по дорогам. Идея новой госпошлины стала известна общественности после того, как 12 ноября заместитель главного начальника управления бюджетной политики Минфина Белоруссии Олег Селиверстов проинформировал о предложении Совмина повысить акцизы на автомобильное топливо на 14%, а также о намерении правительства Белоруссии ввести в 2014 году госпошлины за допуск автомобиля к участию в дорожном движении в размере от 3 до 5 базовых величин в год. Селиверстов сказал: "Предлагается ввести госпошлину за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Это разовый платеж, он будет зависеть от веса автомобиля и уплачиваться вне зависимости от того, идет ли речь о легковых или грузовых автомобилях". После этого, 14 ноября замглавы Минфина РБ Максим Ермолович заявил, что введение госпошлины за допуск автомобиля к дорожному движению, а также повышение базовой величины (используемой для расчёта пошлин, штрафов, налогов и др.) со 130 до 150 тыс бел. руб. позволят существенно пополнить республиканский бюджет примерно на 1 трлн бел. руб. ($102 млн в эквиваленте). По его словам, ставки новой госпошлины будут установлены в размере от 1 до 25 базовых величин в зависимости от массы и вида транспортного средства, а также того, кто им владеет - физическое или юридическое лицо. Планируется взимать пошлину во время прохождения техосмотра транспортного средства, зарегистрированного в Белоруссии, добавил чиновник. Наконец, 22 ноября, выступая в Национальном собрании Белоруссии, председатель Совмина Михаил Мясникович сообщил членам палаты, что новая госпошлина ("транспортный налог" или "налог на автомобилистов") должна способствовать улучшению качества белорусских дорог. Мясникович призвал членов палаты поддержать данный законопроект, что и было сделано. В итоге новая госпошлина включена в доходную часть республиканского бюджета и взимается с 1 января 2014 года.

Принятие данной меры, отметили эксперты, является отчаянным поступком чиновников, которые вполне осознавали реакцию общественности. Поначалу протест принимал вполне мирные формы: с 13 декабря около 80 тыс белорусов подписали на сайте change.org петицию, в которой заявили о "нецелесообразности" введения новой госпошлины. Власти назвали петицию "демагогией" и приняли поправки в законодательство. Отношением к данной петиции и новым президентским дворцом, который построен якобы полностью из внебюджетных фондов, власти постсоветской республики в очередной раз продемонстрировали, чего стоит ими же декларируемый лозунг "государство для народа". Белорусские автомобилисты ответили на это 20 и 27 декабря акциями "Стоп-налог", а власти Белоруссии добавили к новой госпошлине пятое с начала года (в ночь на 27 декабря) повышение цен на бензин.

Более позитивное отношение общественности вызвала жесткая мера по борьбе с нетрезвыми водителями: с 24 октября вступила в действие норма закона, предусматривающая конфискацию автомобилей у водителей, пойманных повторно с начала года в пьяном виде за рулём. Причём конфискации автомобиль подлежит даже в том случае, когда водитель не является собственником транспортного средства (исключение сделано для угнанных автомобилей). С октября по декабрь было конфисковано около десятка автомобилей. Среди других нововведений чиновников, вызвавших общественный резонанс, стало постановление Совмина РБ от 16 мая 2013 года, согласно которому введена ответственность за самовольную установку спутниковых антенн. Согласно документу, гражданам следует получить разрешение властей на установку "тарелки", а для этого представить проектную документацию и заключение специалистов. В итоге удовольствие смотреть российские телеканалы без белорусской госцензуры минскими блогерами было оценено примерно в 1,5 месяца времени на бумаготворчество и около $1 тыс дополнительных расходов при стоимости комплекта бюджетного оборудования в $500 и 1 часа на установку.

Экзотические меры по наполнению госбюджета, заявленные в 2013 году, свидетельствуют не только о несостоятельности планов превратить относительно небольшую постсоветскую республику в самодостаточное суверенное государство, что противоречит законам геоэкономики, но также свидетельствует о крахе "белорусской модели", получившей некогда название "рыночный социализм. Постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ, рост цен на продукты питания, бензин и т.д. при отсутствии коренных позитивных преобразований имеют ярко выраженные политические последствия. Как показала практика 2013 года и предыдущих лет, рост дефицита счета текущих операций платежного баланса руководство постсоветской республики не может решить самостоятельно, т.к. не может определиться с путями решения проблемы. Попытки "модернизации сверху" оказались запоздалыми и в целом, по состоянию на декабрь 2013 года, невыполненными. Покрытие дефицита за счёт приватизации оказалось или политически неприемлемым, или несвоевременным. Зарубежные инвесторы откровенно напуганы прецедентами введения госуправления на частном "Пинскдреве", национализацией "Коммунарки" и резкими заявлениями на "Керамине". Неоднократные девальвации вызывают значительные отрицательные социально-политические последствия, а попытки получить заёмные ресурсы у международных финансовых организаций или государств наталкиваются либо на недоверие, либо на неприемлемые политические условия. В итоге макроэкономическая ситуация ухудшается, что сложно скрывать, особенно от тех, кто не желает ждать перемен к лучшему от несменяемого руководства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.