Переход Латвии с 1 января 2014 года на евро позволяет сегодня вспомнить, как этот переход состоялся в соседней Эстонии тремя годами ранее и чем завершился для нее первый год жизни в еврозоне. Сегодня, 6 января, ИА REGNUM вспоминает "ТОП 15 главных событий Эстонии 2011 года: версия ИА REGNUM".

1 января 2011 года Эстония стала 17-м государством Европейского Союза, отказавшимся от национальной валюты (эстонская крона) и перешедшим на евро. По мнению большинства эстонских экспертов, именно введение евро - последний пункт в программе тех правых и националистических партий, которые находились у власти с момента выхода страны из состава СССР. Основные пункты этой программы Good Bye, USSR включали в себя: эстонофикацию всех областей государственной и общественной жизни через соответствующее законодательство, внешне и внутриполитический уход из-под влияния России под крыло трансатлантических стран и просто Запада, проведение либеральных экономических реформ с открытием для приватизации всего и вся западным инвесторам, вхождение в НАТО и ЕС (именно в такой очередности), вхождение в шенгенскую зону и вот теперь - евро. Политическая программа целого поколения эстонских политиков выполнена полностью.

Вхождение Эстонии в еврозону и расставание с кроной в целом положительно воспринимается населением страны на исходе первого года "еврожизни", хотя, как в любом деле, и здесь есть свои особые мнения. Например, есть очевидные противоречия между ожиданиями и реальностью.

Несмотря на уверения политиков и банкиров, введение евро не остановило инфляцию в стране: если в 2009 году была зафиксирована дефляция в минус 0,1%, а накануне введения евро подъем цен составил в 2010 году 3%, то уже при евро 2011 года цифры оказались явно не утешительные - рост в 5% инфляции. При этом следует признать, что явно повезло с падением американского доллара к евро в первой половине года - как следствие, цены на произведенные вне Евросоюза товары и продукты заметно упали, что сдержало итоговые цифры эстонской инфляции. Однако рост тарифов, акцизов и других косвенных налогов и удорожание топлива проходили в течение всего года, постепенно откусывая от доходов эстоноземельцев по кусочку то там, то здесь.

Не случайно, если в начале и первой половине года осторожный рост оптимизма фиксировали все соцопросы, к концу года стали преобладать уже грустные негативные оценки и прогнозы. Многие тут же вспомнили, что Эстония - самый бедный член еврозоны и лишь 113-я экономика мира. Статистика фиксирует устойчивое падение доходов эстонцев с осени 2008 года, и евро тут, к сожалению, не стал спасителем. К тому же, негативные внешние новости из еврозоны, включая и неоднократно озвученные прогнозы ее краха, вряд ли окрасили в радужные тона первую годовщину эстонской "еврожизни".