Андраник Дереникьян: Аспекты безопасности Каспийского региона - проблемы и перспективы
Москва, 3 января, 2014, 23:36 — ИА Регнум. Вопросы безопасности Каспийского региона наиболее выпукло проявились сразу после развала Советского Союза. При этом было бы наивно думать, что наиболее влиятельные силы мирового уровня не увязывали свои планы с Каспийским регионом ранее.
По мнению ряда экспертов и исследователей, есть основания предполагать, что некоторые крупные мировые игроки как минимум с середины 80-х годов прошлого века планировали свои действия глобального характера в том числе и с учётом пользы для себя, исходя из возможности поучаствовать во всём, что касается вопросов, относящихся к территории Прикаспия и тех ресурсов, которые находятся на данной территории. Для наиболее подготовленных наблюдателей было понятно, что интерес к данной территории в различное время проявят США, Великобритания, страны континентальной Европы, Китай, Индия, Пакистан, некоторые монархии Персидского залива, Япония и ряд других стран. При этом, интересы столь различных стран в чём-то были по сути идентичны, а в чём-то достаточно серьёзно различались и различаются по сию пору.
К примеру, у США и их основных союзников один из интересов заключался в том, чтобы не допустить усиления через существенное экономическое развитие всех без исключения стран региона и постепенно перевести их в разряд поставщиков сырьевых ресурсов, прежде всего углеводородов. Кроме того, ими же ставилась цель постараться взять под свой разносторонний контроль вышеуказанные страны со всей их ресурсной базой. Соответственно, достижение таких целей и реализация соответствующих интересов позволяли бы отсечь от данной территории другие страны, также проявляющие интерес к Каспийскому региону. Соединённые Штаты и их основные союзники с определённого момента стали проявлять большую заинтересованность в сдерживании экономического развития тех стран, которых они могли с разного времени причислить к своим реальным или потенциальным геополитическим и геоэкономическим конкурентам.
К первой линейке таких стран несомненно относятся Китай, континентальная Европа во главе с Германией, Францией и Италией, а с более позднего времени Индия и Япония. Кроме вышеуказанных, есть страны и второй линейки, к которым в частности относится и Пакистан. Именно с точки зрения реализации такого подхода следует рассматривать все основные события как глобального, так и регионального масштаба, которые происходили с конца ХХ века, и тем более с начала ХХI века в мире и, соответственно, в Каспийском регионе. Поэтому операции в Афганистане и Ираке ряд экспертов вполне обосновано считают частью большого плана, один из элементов которого заключается в конкретном намерении взять под контроль весь Большой Каспийский регион как весьма значимую ресурсную кладовую и стратегическую территорию.
В свою очередь страны, которые помимо США и их основных союзников, также проявляют интерес к Каспийскому региону стали проявлять заинтересованность добиться диверсификации поставок всех ресурсов, необходимых им для дальнейшего экономического развития, в том числе и из Прикаспийского региона. Оставаться заложниками маршрутов поставок, в основном связанных с углеводородами из зоны Персидского залива, им крайне не хочется. Тем более, что несколько странные пиратские структуры, как бы закрепившиеся в Сомали и почему-то малоуязвимые, своими действиями в принципе достаточно явно показывают, что существует опасность для стран-импортёров углеводородов в определённый момент оказаться на голодном пайке.
Но помимо так называемых сомалийских пиратов периодически активизируются и пираты в районе Малаккского пролива. Опять-таки, неуловимые пираты могут появиться и где - то ещё. Недостаток углеводородного сырья, как фактор торможения экономики, крайне неприятен для любой страны, но тем более он опасен для стран, вышедших на определённый темп экономического роста и имеющих как большую численность населения, так и высокий естественный прирост этого населения. А к таким странам прежде всего относятся Китай, Индия, Пакистан, ряд стран Юго-Восточной Азии. Но достаточно большое население и весьма развитую экономику имеют так же Япония и Южная Корея.
Для всех перечисленных стран нехватка сырьевых ресурсов, во-первых, означает прямую угрозу сохранению экономического роста или хотя бы поддержанию уровня экономики на достигнутом уровне. Во-вторых, любой спад экономики всегда приводит к усилению социально-политической напряжённости в обществе, а следовательно, к возможным непредсказуемым и крайне отрицательным последствиям для государства. Следовательно, все вышеперечисленные страны-импортёры углеводородного сырья по-прежнему будут планировать и предпринимать меры, обеспечивающие вышеупомянутую диверсификацию маршрутов поставок, а также меры, направленные на обеспечение безопасности подобных маршрутов. Причём, стоит особо подчеркнуть, что цели, обеспечиваемые подобными мерами, будут достигаться за счёт всех доступных средств. Поэтому все перечисленные страны - импортёры углеводородов в большей или меньшей степени, но заинтересованы решать вопросы, связанные с диверсификацией поставок, в том числе и из Каспийского региона.
Это особенно наглядно показывают действия Китая, который уже несколько лет получает газ по трубопроводу, протянутому из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан и в принципе готов наращивать объёмы поставок из Каспийского региона. Но из Каспийского региона по трубопроводам уже давно получают углеводородное сырьё Турция и европейские страны. Достаточно вспомнить нефтепровод
Однако почему-то эти вопросы не решаются ни легко, ни просто. В 2011 году на первой конференции по безопасности Каспийского региона, которая проходила в г. Актау, уже приходилось говорить о том, что проект NABUCCO не состоится, поскольку имеются силы мирового значения, не заинтересованные в наращивании поставок газа по новым трубопроводам из Каспийского региона в Европу. В конечном счёте, через два года так и случилось. По аналогии можно вспомнить проекты, связанные с поставками углеводородов по трубопроводам из Ирана в Пакистан и далее в Индию. Казалось бы, чего проще, когда в этих трубопроводах заинтересованы не только три перечисленные страны, но и Китай. Однако, по тем же причинам в этом вопросе возникают трудности, в том числе связанные с активизировавшимся сепаратистским движением белуджей в Пакистане, а трубопроводы как раз планировалось проводить по территориям, населённым белуджами. Кстати, в данном случае Соединённые Штаты и не особо скрывали, что они против реализации заявленного проекта.
В связи с этим, видимо, можно согласиться с теми наблюдателями и экспертами, которые считают, что события, происходившие в последние годы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также в Сирии, в значительной мере так же связаны с вопросами поставок углеводородных ресурсов, в том числе и из Прикаспийского региона.
Отдельным пунктом в контексте рассматриваемой темы в том числе именно рассмотрения проблем и перспектив следует остановиться на ситуации в Афганистане и вокруг него, особенно с учётом фактора планируемого частичного вывода войск США и их союзников из этой страны в 2014 году. В принципе, понятно, что те военные силы и средства, которые США планируют оставить в Афганистане после 2014 года, на какое-то время будут вполне способны обеспечивать устраивающий их контроль над ситуацией в Афганистане, а так же в определённой мере контролировать всё, что происходит на значительной территории Пакистана и Индии. Кроме того, эти же силы будут оказывать определённое давление на Китай, Иран и частично на страны постсоветской Центральной Азии. Но самое главное в том, что эти силы при определённых условиях, видимо, смогут способствовать наращиванию потенциала радикальных экстремистских группировок в Пакистане и Афганистане. Если это всё же произойдёт, то говорить о существовании нормальных государств в этих странах вряд ли придётся. А это в свою очередь может привести к прямой угрозе для всех без исключения стран, соседствующих с Пакистаном и Афганистаном.
Кроме того, возможное наращивание потенциала экстремистских радикальных группировок вполне может привести к проникновению части из них в регионы соседних стран, по которым проходят газо- и нефтепроводы, в том числе и из Каспийского региона. Понятно, что при таком развитии событий прикаспийские страны не смогут избежать попадания в воронку нестабильности. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что потенциальными жертвами нестабильности в современных условиях могут стать и уже явно становятся абсолютно любые страны, по территории которых проходят нефте- и газопроводы. И здесь нельзя не отметить те потенциальные угрозы, которые в определённых условиях могут быть обращены и в сторону Турции.
Какие же основные конкретные проблемы для стран региона возникают в связи со всем вышеизложенным? Представляется, что это прежде всего проблема сохранения мира и стабильности в этом достаточно обширном регионе, а так же проблемы сохранения внутренней стабильности и потенциала развития в каждой прикаспийской стране. Без сохранения внутренней стабильности и потенциала развития каждой страны вообще трудно говорить о гарантиях мира и стабильности для всего региона. При этом ровно наоборот, без сохранения мира и стабильности в регионе невозможно обеспечивать гарантированные стабильность и потенциал развития для каждой отдельной страны. Это связано прежде всего с тем, что у ряда внешних по отношению к региону, но весьма серьёзных акторов в случае реального обострения социально - экономической, а тем более, при обострении военно-политической обстановки, скорее всего возникнет искушение вмешаться в ситуацию. Понятно, что в наше время поводов для вмешательства придумать можно много. Подобное вмешательство сможет способствовать дестабилизации всего региона, но зато позволит основательно и как минимум весьма надолго, если не на всегда, поставить крест на всех проектах поставок углеводородного сырья в страны, нуждающиеся в диверсификации импорта углеводородов.
Хотелось бы отметить тот факт, что две страны Южного Кавказа, а именно Азербайджан и Иран, являются одновременно и прикаспийскими странами. Это стоит подчеркнуть с целью того, чтобы более чётко зафиксировать взаимную заинтересованность стран Южного Кавказа и Каспийского региона в сохранении мира и стабильности, а также совместного развития. В связи с этим можно было бы порекомендовать политикам и реальным элитам всех стран Каспийского региона и Южного Кавказа подумать о действенных мерах безопасности, которые могли бы гарантировать мир, стабильность и развитие для их стран и народов. Представляется, что помимо прямых мер, направленных на обеспечение безопасности, стоило бы подумать о начале серьёзного обсуждения совместных проектов развития. Здесь важно отметить, что серьёзное обсуждение, выработка, а затем и совместная реализация подобных проектов может весьма основательно укрепить взаимное доверие и при этом гарантировать наращивание совместного потенциала развития. При этом хотелось бы отметить, что оптимальными могли бы стать проекты, или группы проектов, расчитанные как минимум на 5 лет. Хотя бы просто потому, что все серьёзные проекты могут быть качественно реализованы примерно в эти сроки. Если ситуация начнёт развиваться именно в таком желательном ключе, то к реализации подобных проектов скорее всего изъявят желание подключится ряд основных стран-импортеров углеводородов, транзитные страны, а также Россия. А это создаст дополнительные гарантии безопасности для всех участников подобных проектов.
Понятно, что у стран и народов региона Каспия, и особенно у стран и народов Южного Кавказа за многие сотни лет проживания бок о бок накопилось достаточно взаимных обид и претензий. Но при этом хотелось бы подчеркнуть, что эти претензии и обиды в нынешней ситуации могут работать только в деструктивном направлении. Понятно, что руководители многих государств при принятии ряда политических решений находятся под определённым давлением, иногда весьма серьёзным, не только внешних, но и внутренних сил. Это зачастую не способствует нахождению нужных и верных компромиссов, в том числе между странами. Но ради безопасности и развития необходимо начинать находить нужные компромиссные решения.
Андраник Дереникьян - представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Таджикистане