Политолог, глава Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс опубликовал на портале nra.lv статью "Цена украинского выбора", в которой рассматривает ситуацию, сложившуюся вокруг так и не подписанного Украиной договора об ассоциации с ЕС.

"Недавно в интернет-версии международного бизнес-журнала Forbes www.forbes.com обозреватель Марк Адоманис высказал, на мой взгляд, очень точную оценку ситуации на Украине (комментарий Everyone Needs To Remember That Ukraine Is Not A 'Prize' But An Enormous Liability). Адоманис, дискутируя с известным публицистом Эдвардом Лукасом, указывает, что в выраженная в глобальных медиа политическая оценка вопроса присоединения Украины интерпретируется в качестве ценного приза для любого блока. Присоединение Украины к какому-либо из блоков окажется истолковано, как его всеобъемлющая стратегическая победа. Адоманис предлагает взглянуть на вопрос выбора Украины с узко-экономических позиций. Оценивая экономическую ситуацию Украины на данный момент, Aдоманис беспощаден: Украина "фактически потерпела банкротство - как государство с умирающей экономикой, которое быстро теряет свое население". Оценивая положение с точки зрения экономического прагматизма, нельзя не признать, что присоединение Украины к одному из блоков означает огромную дополнительную нагрузку для налогоплательщиков его государств", - пишет Юрис Пайдерс.

"Сейчас на Украине наблюдается небывалая вспышка еврооптимизма. Сто тысяч человек единым хором требуют присоединения к Европейскому Союзу. Фантастика! Тысячи украинцев взаправду поверили, что Европе нужна Украина - и что ЕС одним рывком решит ее экономические проблемы. Евросоюз прольет над Украиной золотой дождь, что позволит данному государству освободиться от экономической зависимости от России, профинансировать перекройку железнодорожной колеи под европейские стандарты - в то время как местные гиганты тяжелой промышленности на деньги ЕС быстро перевоплотятся в экологически чистые. Со вступлением в Евросоюз местные олигархи начнут соблюдать законы, а органы правопорядка станут защищать интересы не бандитов и крупного политического бизнеса, а маленького человека. Европейские и американские политические лидеры, навещающие Киев, свою миссию видят в выкриках оптимистических призывов и лозунгов. Даже сенатор Джон Маккейн, проигравший в 2008 году Бараку Обаме президентские выборы, гостил в Киеве и заявлял там: Европе нужна Украина, и Америка это поддержит! Европейские и американские лидеры разжигают украинских оппозиционеров, но не говорят им правду. Правда безжалостна. В бюджетных перспективах ЕС не запланировано таких средств, которые необходимы для быстрой интеграции государства с 45,6 миллионов жителей, каковым является Украина. По количеству народонаселения - это как восемь государств Прибалтики вместе взятых", - указывает политолог. "Чтобы собрать средства для интеграции Украины, государствам ЕС, в том числе Латвии и иным странам Восточной Европы, понадобилось бы отказаться от средств, поступающих в порядке кохезии (выравнивания - ИА REGNUM) - в частности, крестьянам и представителям других отраслей пришлось бы в течение следующих десяти лет довольствоваться куда меньшими платежами.

ЕС в течение десяти лет показывает свою неспособность справиться с энергетическими проблемами Прибалтики и ограничить ее зависимость от России в этом плане. На каких соображениях основывается надежда, что сразу отыщется в десять раз большая сумма, необходимая для отделения энергетического сектора Украины от России? Правда, которую не говорят политические лидеры ЕС, выражая поддержку строителям баррикад на Майдане, весьма неприятна. Украинская промышленность Евросоюзу не нужна. Старой Европе необходим лишь новый резервуар дешевой, нетребовательной и ментально близкой рабочей силы - потому что возможности Прибалтики и других новоприсоединенных государств скоро будут исчерпанны. Притом, если бы Украина реализовала свой выбор в пользу Евросоюза, но улучшений в экономике не последовало бы, то те самые люди, которые сегодня поют оды ЕС, уже завтра, подобно грекам, обвинили бы в своих проблемах не свинства местной власти, а политику Европы. Правительство Украины готово прислониться к тому, кто поможет предотвратить банкротство государства. Размеры первого кредита - 15 миллиардов долларов. У Европы таких свободных денег нет. В свою очередь, президент России Владимир Путин деньги пообещал. Но в глобальном информационном пространстве все просто: если бы Украину от банкротства спас ЕС, это было бы хорошо. Если Украину от государственного банкротства спасает Россия, тогда это очень плохо и наступила последняя возможность устроить революцию", - пишет глава Союза журналистов Латвии.