Министерство культуры РФ и Министерство культуры Московской области выкупили для Дома-музея Чайковского в Клину автографы двух подлинных писем композитора и редкое антикварное издание музыкальных номеров к французскому водевилю, мелодия из которых была использована П.И. Чайковским в ч. II его знаменитого Первого фортепианного концерта. Из областного бюджета на покупку ценных писем выделено 400 тыс. рублей. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе министерства.

Одно из писем датировано письмо 23 декабря 1877 года. Композитор написал его во время своего пребывания в Сан-Ремо к генеральному консулу России в Париже Р.Х. фон Талю. Второе письмо адресовано французскому музыкальному издателю, другу пропагандисту творчества композитора Ф. Маккару (31 января 1891 года). Нотное издание было передано в дар членом Научного Совета Общества П.И. Чайковского в Германии доктором Люциндой Браун.

Факт существования этих писем П.И. Чайковского стал известен в конце 1990-х годов, когда их приобрела на аукционе госпожа Э. Бендер, член Общества П.И. Чайковского в Германии, после чего они были опубликованы в периодических изданиях Общества.

В 2013 году архив П.И. Чайковского в клинском музее пополнился и другими ценными документами. В марте 2013 года в Берлине, на годичном заседании Общества П.И. Чайковского в Германии музею были переданы в дар от профессора Жан-Пьера Мабиля (Франция), правнука французского литератора Л. Детруайя, свыше пятидесяти документов (писем и биографических материалов) двух французских литераторов Л. Галле и Л.Детруайя.

Они были инициаторами написания П.И. Чайковским в последние годы оперы для парижских театров. Письма же Л. Галле и Л. Детруайя к П.И. Чайковскому, а также фрагменты проектов их оперных сценариев сохранились в клинском архиве композитора. В поступивших в 2013 году от профессора Ж.-П. Мабиля письмах и документах содержатся ранее неизвестные факты истории возникновения последних и неосуществленных оперных замыслов П.И. Чайковского.

Все поступившие в архив П.И. Чайковского в 2013 году документы из Германии и Франции в самое ближайшее время станут объектами научных исследований и публикаций.