24-го октября 2011 года Генеральная ассамблея ООН избрала Азербайджан новым непостоянным членом Совета Безопасности на следующие два года. За место непостоянного члена от восточно-европейских стран боролись Азербайджан, Словения и Венгрия. Однако даже после шестнадцатого тура, ни одна из стран не смогла набрать двух третей голосов. Следует отметить, что во всех раундах голосования Азербайджан набирал больше голосов, чем Словения, причем перевес последовательно увеличивался с каждым туром, и, после того, как глава МИД Словении снял кандидатуру своей страны, в бюллетенях для голосования остался один Азербайджан, в поддержку которого высказались 155 стран. По просочившимся в азербайджанскую прессу сведениям, страна потратила около $200 млн на обеспечение себе места в СБ ООН, что является привычным делом для страны, в которой исход выборов в государственные органы и органы местного самоуправления является заранее предрешенным.

И вот пришло время подытожить деятельность страны в СБ ООН за истекшие 2 года. В этот период был принят ряд резолюций и других документов по Ближнему Востоку, Африке... Чего же конкретно добился Азербайджан за 2 года? В интервью 1news.az глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев, отвечая на вопрос о том, что дали стране два года членства относительно карабахского урегулирования, дипломатично, избегая прямого ответа, затрагивает лишь ряд мероприятий, касающихся конфликтов в гуманитарном контексте, подчеркивая, что карабахская проблема затрагивалась во всевозможных аспектах, каждый раз, как только это было возможно... (1)

Еще в 2008 года Генассамблеей была принята, вероятнее всего, вследствие подкупа ряда делегаций, резолюция 62/243 под заголовком "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", которую не поддержали не только страны ЕС, но и подавляющее большинство членов ООН, а страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ - три постоянных члена Совета Безопасности ООН проголосовали против. Еще тогда это должно было послужить уроком стране, стремящейся любыми путями решить вопрос по своему сценарию в обход международного права и Мадридских принципов, вокруг которых и ведутся переговоры.

В повестку дня 68-ой сессии Генассамблеи ООН под пунктами 34 и 38 были включены проекты резолюций "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" и "Затяжные конфликты на пространстве ГУАМ, их воздействие на международный мир, безопасность и развитие" соответственно, поскольку они не были обсуждены в ходе предыдущей сессии Генассамблеи ООН. Однако 16-го декабря слушания по ним, как и в предыдущие годы, были также перенесены.

Подводя итоги 2011 года, заведующий общественно-политическим отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что избрание Азербайджана членом СБ ООН являлось самым знаменательным событием в истории страны, ознаменовав избрание демократической страны с динамично развивающейся экономикой и международным авторитетом. Он также отметил, что под руководством президента Ильхама Алиева в Азербайджане за короткий период были осуществлены важные экономические и социальные программы и проекты, достигнуты большие результаты в сфере повышения благосостояния народа...(2) Но какого же истинное положение дел внутри страны? Оправдана ли растрата средств, собираемых с налогоплательщиков, в тщетных попытках продвижения своего видения дел на международной арене?

С чего все началось... Одним из ключевых событий, определивших развитие ситуации и расклад сил на Южном Кавказе после развала СССР, можно считать подписание в 1994 году между Азербайджаном и консорциумом иностранных компаний так называемого "контракта века" на разработку самых крупных азербайджанских морских месторождений нефти. Для транспортировки нефти был построен трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в основе этого проекта лежали отнюдь не экономические обоснования. Большую значимость имеет и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, по которому осуществляются поставки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию в турецкий порт Эрзрум. Кроме того, 17-го декабря сего года, в Баку было подписано итоговое инвестиционное соглашение об освоении газового месторождения "Шах-Дениз-2". Соглашение международного консорциума предоставит Европе новый источник поставок газа и, как следствие, уменьшит ее зависимость от России в будущем. При таком раскладе долгосрочные перспективы развития Азербайджана зависят от мировых цен на нефть и газ.

Как же страна, имеющая огромные доходы с энергоресурсов, распоряжается ими? Как известно, Азербайджан страдает от так называемого "парадокса изобилия" (resource course), когда в стране со значительными запасами природных ресурсов, развитие по секторам происходит не равномерно, т. е. инвестиции привлекаются лишь в определенную отрасль, в данном случае - добычу и транспортировку энергоресурсов. Такая ситуация складывается и в результате развития коррупции, и ошибок в государственном регулировании. В 2011 году сподвигнутый развитием событий в арабском мире, президент Алиев выступает с антикоррупционной инициативой, которая, однако, осталась на бумаге.

Если при Алиеве-старшем доходы от продажи энергоресурсов служили цели консолидации независимости Азербайджана, то при Алиеве-младшем - цели увеличения потока денег, распределяемых между узким кругом лиц. Такая ситуация может стать проблематичной, если население объединится под знаменем социальной справедливости и борьбы с коррупцией. Еще совсем недавно новости в патриархальную семью приносили отцы семейства, а сегодня молодежь передает информацию своим семьям, получая ее из интернета, над которым власть не может установить полный контроль.

В Обзоре страны (Азербайджана) на сайте Всемирного банка излагаются многочисленные сферы, нуждающиеся в финансировании (3) - инфраструктура (отсутствие общественного транспорта из регионов в столицу), образование, сельское хозяйство (сегодня обеспечивает лишь 7% ВВП); подчеркивается необходимость создания благоприятного климата для развития бизнеса; проблема центр-периферия. Правительство страны контролирует СМИ и, вследствие этого, у оппозиции нет возможности донести до избирателя свои программы. Несмотря на то, что избирателям "есть из кого выбирать", они не верят в сам процесс выборов. Выборы и не проводились бы вовсе... однако Алиеву необходим "источник легитимности" для осуществления власти.

В брифинге встречи, проведенной в Chatham House, читаем, что в Азербайджане на 9,5 млн населения приходятся всего лишь 800 юристов, и редко кто соглашается защищать права клиентов в политически-мотивированных делах (4). Система власти не терпит диссидентства, демонизирует страны, критикующие режим или состояние дел в области прав человека.

В опубликованном МНПО "Репортеры без границ" рейтинге свободы прессы 2013 года Азербайджан занимает 156-ое место из 179 оцененных стран (для сравнения, Армения располагается на 74-ом, а Грузия - на 100-ом местах) (5). В статье Human Rights Watch автор пишет, что, когда увидел в новостях присвоение Ильхаму Алиеву премии "Друг журналистов", поспешил проверить календарь для того, чтоб убедиться, что тот день не являлся 1-м апреля. Только в текущем году Human Rights Watch отметила семерых задержанных журналистов по причине критической и исследовательской деятельности в журналистике.(6)

В статье, напечатанной Amnesty International, говорится, что с новыми арестами активистов гражданского общества трудно уследить точное число и скорость, с которой преследуются диссиденты.(7) В опубликованной Freedom House карте состояния политических и гражданских свобод за 2013 год, Азербайджан отмечен в качестве несвободной страны. (8)

Кроме того, проводимые выборы противоречат европейским стандартам и демократическим нормам. На заседании Постоянной комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы 23-го ноября в Вене был утвержден отчет по президентским выборам в Азербайджане, в котором подчеркивается, что ситуация с основополагающими свободами вызывает обеспокоенность (9). Долгосрочная делегация наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ обнаружила серьезные нарушения во время прошедших 9-го октября президентских выборов в Азербайджане.(10)

Как обстоят дела с нацменьшинствами? Власть умалчивает об их наличии, может создастся впечатление, что их вовсе нет, однако широко известен факт заселения территории современного Азербайджана аварцами, цахурами, удинами, талышами, ингилойцами, лезгинами и другими лезгинскими народностями. На протяжении тысячи лет они подвергаются гонениям, что сводит на нет все пустые заявления о "толерантном Азербайджане".

Сегодня Азербайджан вовлечен в ряд международных инфраструктурных проектов, которые власть характеризует "политическими", а не просто коммерческими проектами. Несмотря на это, толерантность Запада к происходящим в стране фактам попрания прав человека и беспределу объясняется именно наличием в стране энергоресурсов. Кстати, сам Азербайджан выражал недовольство в связи с тем, что Запад рассматривает страну в качестве "пробки" от бутылки с богатствами Средней Азии и неохотно делает инвестиции в другие области.

Ильхаму Алиеву пока удается консолидировать население вокруг идеи "внешнего врага". Общество плохо осведомлено о Карабахе. Из-за отсутствия дискуссий по этому вопросу и альтернативных взглядов превалирует однобокая точка зрения, что приводит к исключению компромисса и усложняет достижение прогресса в процессе урегулирования. При наличии стольких проблем в стране, разве не было бы гораздо разумнее направить доходы в нуждающиеся в финансировании области, повысить уровень образования и осведомленности граждан, развивать периферию, обеспечить осуществление прав человека и основополагающих свобод, проведение честных выборов, предоставить свободу СМИ, перераспределить доходы (от двух-трех кланов - всему населению), вести борьбу с коррупцией? Вот ряд вопросов над которыми стоит задуматься власть предержащим, а не тратить попросту миллионы на приобретение "авторитета" путем избрания в различные органы международных структур.

Зафар Сулеймани - политический обозреватель (Баку)

1. 05.11.2013 Эльман Абдуллаев: "Работа в Совбезе ООН стала для Азербайджана сложным и ответственным экзаменом"/ http://www.1news.az/interview/20131105104056034.html

2. 30.12.2011 В 2011 году Азербайджан достиг исторических успехов - Администрация Президента/ http://www.trend.az/news/politics/1975520.html

3. Azerbaijan Overview/ http://www.worldbank.org/en/country/azerbaijan/overview

4. 11.01.2013 Azerbaijan: External Relations, Internal Realities/ http://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/Research/Russia%20and%20Eurasia/110113summary.pdf

5. 2013 World Press Freedom Index: Dashed hopes after spring / http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html

6. 26.11.2013 Dispatches: Azerbaijan President no 'Friend' of Journalists/ http://www.hrw.org/news/2013/11/26/dispatches-azerbaijan-president-no-friend-journalists

7. 08.10.2013 Document - Azerbaijan: Downward spiral: Continuing crackdown on freedoms in Azerbaijan/ http://www.amnesty.org/en/library/asset/EUR55/010/2013/en/b787d58a-2e9f-4832-b83f-d816ad32079a/eur550102013en.html

8. http://www.freedomhouse.org/sites/default/files/Map%20of%20Freedom%202013%2C%20final.pdf

9. 23.11.2013 Azerbaijan: fundamental freedoms still a serious concern / http://www.assembly.coe.int/nw/xml/News/News-View-EN.asp?newsid=4762&lang=2&cat=17

10. 10.10.2013 Election in Azerbaijan undermined by limitations on fundamental freedoms, lack of level playing field and significant problems on election day, international observers say / http://www.osce.org/odihr/elections/106908