В Казани вышла книга о кряшенах
Татарстан, 27 декабря, 2013, 12:23 — ИА Регнум. В столице Татарстана увидела свет книга "Кряшены - судьба моя" председателя Совета ветеранов кряшенского движения Казани, кандидата исторических наук
75-летний Аркадий Фокин является не только живым свидетелем развития кряшенского национального движения, но и его активным участником, а сегодня по праву воспринимается как его один из светских идеологов и активных сторонников воцерковления. Его книга, представляющая собой собрание статей, выступлений на конференциях и интервью разным изданиям, охватывает основные проблемы "кряшенского вопроса" в Татарстане.
Стоит отметить, что наряду с чисто кряшенской проблематикой Фокин в своем труде дает оценку деятельности чиновников, курирующих "национальный вопрос" в Татарстане. "Сложилось какое-то странное взаимонепонимание между республиканскими властными и общественными структурами. Складывается впечатление, что прямой и непосредственный куратор АНКО (Ассоциации национально-культурных обществ, преобразованная теперь в Ассамблею народов Татарстана - прим. ИА REGNUM) - управление внутренней политики аппарата президента, как будто нарочно, нагнетает атмосферу в Доме дружбы народов и вокруг него. Годами не решаются вопросы, которые уже не требуют ни финансовых, ни материальных затрат. Стало обычной практикой вмешательство во внутренние дела АНКО, давление, диктат. В итоге происходят сбои в принятии решений, которые по сути своей должны быть коллегиальными", - говорится в выступлении на отчетно-выборной конференции АНКО 20 октября 2007 года, которое тогда не позволили озвучить, но которое Фокин сохранил у себя в архиве и опубликовал в своей книге.
"Ради того, чтобы исключить возможность широкого обсуждения и принципиальной оценки работы АНКО, а также избежать альтернативных выборов и всеми правдами и неправдами сохранить на посту председателя Сагита Джаксыбаева, под беспрецедентным давлением управления внутренней политики аппарата президента в лице Вячеслава Никифорова была установлена квота на избрание делегатов по одному человеку от национально-культурной организации, - рассказывает Фокин. - Ясно, что ими стали руководители этих организаций. Таким образом, в результате манипуляций очередной отчетно-выборной конференцией было объявлено заседание правления в узком составе, так как правление АНКО по уставу формируется посредством делегирования по одному из лидеров коллективных членов ассоциации. Руководители национальных организаций не нашли в себе сил, или не захотели противостоять беззастенчивому попранию демократии. Это, конечно, печально, но не ново. Таким, в конечном счете, стал стиль деятельности АНКО и его руководства. Я попытался еще на подготовительном этапе, противостоять неуставным действиям джаксыбаевско-никифоровского симбиоза, но не был поддержан членами правления, и после конференции в знак протеста вышел из состава президиума АНКО".
В целом, книгу Фокина можно рассматривать значительно шире, чем посвященную сугубо кряшенской проблематике. Автор подводит весьма неутешительный итог двадцатилетнему периоду в новейшей истории Татарстана: "Татарстан, как всегда, провозглашает себя впереди России всей: широко распропагандированная "Модель Татарстана" стала не просто визитной карточкой, а своего рода охранной грамотой якобы беспроблемного процветания народа, этнических образований и представителей всех зафиксированных в республике национальностей. Однако ларчик открывается просто: наш истеблишмент научился лучше лакировать действительность и больше преуспел в пиаре собственного народолюбия. Таково восприятие кряшенами реального состояния дел и воздействия властей на их положение как чётко выраженного этноконфессионального, но директивно не узаконенного сообщества. Они знают из собственного опыта, что, когда хотя бы одному из всех нехорошо, то благополучия нет и быть не может".
Как сообщало ИА REGNUM, проблема кряшен сегодня снова активно обсуждается, но уже на федеральном уровне. Последние поджоги церквей в кряшенских деревнях, упорное нежелание признавать кряшен самобытным этносом, попытки их принудительной исламизации, ставит "кряшенский вопрос" в Татарстане в число актуальных и нерешенных национальных вопросов.