Декан факультета инновационно-технологического бизнеса РАНХиГС доктор экономических наук, профессор Владимир Зинов подвел для ИА REGNUM итоги 2013 года.

Главный политический итог года для меня - разочарование в обществе от неоправдавшихся ожиданий инновационного развития экономики.

Промышленные компании свои инвестиционные программы не наполняют планами создания конкурентоспособного продукта для выведения на мировой рынок. Компании ВПК в восторге от включающего хорошую прибыль государственного заказа. Гражданскую продукцию создавать не хотят за свои средства, в разговоры про создание продуктов двойного назначения сами же и не верят.

Институты развития инновационной экономики слышат только критику от президента России, пресса подхватывает эти претензии, добавляя слухи о коррупции, которые хоть и не подтверждаются, но на общественное мнение влияют. В центральных СМИ про успешные инновационные бизнесы не прочтешь и не услышишь. К вопросам управления инновациями интерес в обществе угас, потому ВШЭ не набрала коммерческих слушателей на соответствующую магистерскую программу и наш факультет набрал на 30% меньше, чем в прошлом году.

При этом редкий бизнес не использует новшества для поддержания своей конкурентоспособности, но только по минимуму необходимости, реальные стратегические планы очень редко можно встретить. Промышленность не верит в российскую науку и образование, не интегрируется с университетами и НИИ, а создает свои свои исследовательские и образовательные центры. Большая часть новых технических решений промышленность ищет за рубежом, а не внутри страны. При этом государство тратит сотни миллиардов рублей в год на науку, а результатов коммерциализации выполненных разработок не увидишь. Все говорит о неэффективной политике управления сектором генерации инновационного знания, в чем вижу основную причину неудач в инновационной экономике. Но ведь государству очень нужны ненефтегазовые источники пополнения бюджета, а иных источников кроме инноваций быть не может. Потому необходимы существенные изменения в государственном управлении наукой и образованием.

В конце года меня поразило решение президента России помиловать Михаила Ходорковского. Интервью с ним смотрела вся мыслящая страна и была удивлена, как можно после 10 лет российской тюрьмы выйти таким мудрым, ироничным, доброжелательным. Подобные наблюдения становятся источником морального авторитета бывшего узника. В условиях, когда моральным авторитетом у нас мало кто может похвастаться среди разговоров о коррупции и методах борьбы с ней, явление народу Ходорковского не может пройти незамеченным. Возникает вопрос, почему помилование произошло, как это связано с многочисленными негативными экономическими прогнозами.

Разговоры о грядущем экономическом кризисе стали еще одним итогом года. Во всех СМИ разные экономисты говорят одно и то же. Так производятся плохие новости для рынка. Вкладываться в свое или чужое развитие в подобных условиях большинство обычно не захочет. Значит для инноваций условия становятся еще хуже.