Уходящий год в Южной Осетии стал периодом достаточно критического осмысления процессов, происходящих в сфере восстановления и государственного строительства, заявил ИА REGNUM югоосетинский эксперт Юрий Вазагов, подводя итоги 2013 года.

По его словам, российское руководство, явно неудовлетворенное достигнутыми за пять лет результатами, решило сменить подходы в вопросах развития Южной Осетии и Абхазии в сторону не просто более жесткого контроля над расходованием средств, а форсированного развития Республики, придания этому процессу более четких и осязаемых контуров.

"Назначение Владислава Суркова и его команды, известных как жестких управленцев, ответственными за югоосетинское и абхазское направления, полностью вписывается в эту логику", - сказал Вазагов.

При этом, отметил он, необходимость в ускорении процессов социально-экономического развития и повышения качества жизни в этих двух республиках диктуется, в том числе, интересами обеспечения безопасности южных рубежей России.

"Окончательная смена власти в Грузии и широкое использование правительством "Грузинской мечты" методов "мягкой силы" в отношении бывших автономий при сохранении однозначно прозападного курса создает новые угрозы и вызовы для позиций России и Южной Осетии. Одной лишь патриотической риторикой положение не выправить, необходимы активные действия развития Южной Осетии с учетом того, что зачастую сохраняющаяся стагнация носит субъективный характер", - полагает эксперт.

К числу значимых событий 2013 года он также отнес ратификацию соглашения о режиме торговли между Южной Осетией и Россией, открывающего, по его мнению, перед Республикой широкие перспективы экономического роста. Вопрос теперь, сказал Вазагов, заключается в практическом использовании открывающихся возможностей.

"В списке позитивных бонусов для Республики можно назвать и активизацию внешней политики в европейском направлении. Южная Осетия обратилась с просьбой о признании к Италии и Сан-Марино и, хотя на положительный ответ рассчитывать не стоит, тем не менее, это свидетельство попыток преодоления некоторой инерционности во внешней политике на европейском направлении, которая ранее заключалась лишь в малорезультативных поездках в Женеву", - отметил эксперт, добавив, что югоосетинская дипломатия наконец-то решилась на активные действия по продвижению интересов Южной Осетии в ряде европейских стран, развивая контакты с влиятельными политическими кругами.

На данном этапе, по мнению Вазагова, вполне достаточно и того, что Республика сможет доводить свою позицию до европейской общественности не через ангажированных представителей международных организаций.

Прошедший год, по его словам, также обозначился постепенным повышением градуса напряженности во внутриполитической сфере Республики. "С одной стороны, это вполне закономерное следствие приближающейся предвыборной кампании на фоне бурного партийного строительства. С другой - обострение противоречий объясняется тем, что коалиция, пришедшая к власти в 2012 году, в значительной степени растеряла свою электоральную поддержку. Рейтинг многих некогда популярных фигур заметно снизился. Во внутриполитическом поле Южной Осетии сложилась новая расстановка сил. Прошедший год также показал, что без существенных кадровых перемен в верхах не обойтись", - заявил эксперт.

Кадровое обновление в виде замены дискредитировавших себя кадров на более эффективных управленцев необходимо, иначе не избежать дальнейшего падения рейтинга власти, а низкий уровень поддержки со стороны населения всегда означает угрозу стабильности, сказал он.

Что касается вызовов, с которыми Республика может столкнуться в наступающем году, то речь, прежде всего, по мнению Вазагова, идет о возможных негативных процессах, которые могут сопровождать выборную кампанию.

"Для Южной Осетии крайне важно провести цивилизованные прозрачные выборы, без скандалов и подтасовок, дабы будущий парламент обладал более высокой степенью поддержки со стороны общества и в большей степени отражал палитру политических сил", - сказал он.

Определенную угрозу, полагает Вазагов, также могут представлять попытки Грузии повлиять на ход выборов.