Возможность сменить главу республики по упрощенной схеме - важный инструмент воздействия на северокавказских лидеров. Такое мнение ИА REGNUM выразил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков, комментируя решение парламента Кабардино-Балкарии не проводить в республике всенародных выборов главы.

Официально закон, позволяющий регионам отказываться от прямых выборов глав, принимался под полиэтнические национальные республики с серьезными межнациональными противоречиями, напомнил Нейжмаков. "Главным аргументом при принятии закона были опасения, что в таких регионах кандидаты на выборах будут разыгрывать национальную карту. Из республик, уже отказавшихся от прямых выборов глав, классический вариант такого случая представляет Дагестан. На деле, отказались от прямых выборов глав и в другом типе республик. Там, где при абсолютном преобладании одной национальной общины, внутриэлитные конфликты могут в ходе избирательной кампании иметь не менее болезненные последствия, чем в других регионах столкновения межэтнические. А федеральному центру придется задействовать слишком большие ресурсы, чтобы получить нужный результат выборов и при этом удержать ситуацию под контролем (как в Ингушетии)", - сказал он.

По словам Нейжмакова, Кабардино-Балкария не вписывается ни в одну из этих схем целиком - степень межэтнических противоречий там в данный момент не так высока, как во многих других регионах Северного Кавказа, а факторов, которые бы всерьез препятствовали избранию поддержанного Кремлем кандидата, там не так много.

"Мотивов для отказа от прямых выборов именно в этой республике может быть два, - считает эксперт. - Возможно, власти решили избежать даже потенциальных рисков. Ведь даже до перехода к назначению глав регионов в общероссийском масштабе, выборы президента Кабардино-Балкарии проходили в специфических условиях. С 1992 до 2005 года республику бессменно возглавлял Валерий Коков, причем даже в 1997 году его избрание на этот пост прошло на безальтернативной основе. То есть, даже в период, когда в большинстве других регионов главы избирались, Кабардино-Балкария не проходила через избирательные кампании, предполагающие острую борьбу с участием кандидатов, которые были бы реальными конкурентами президента республики. Межэтнические противоречия в республике не столь остры, но ведь накануне выборов в предыдущую эпоху национальная тема так или иначе поднималась. Не стоит забывать, что призывы ряда представителей балкарских национальных организаций игнорировать президентские выборы в республике звучали и в 2002 году, когда прямые выборы главы Кабардино-Балкарии проходили в последний раз. Да и земельные конфликты в регионе тесно переплетены с национальной составляющей".

"Но у отказа от прямых выборов может быть и другая причина. В республиках Северного Кавказа и при назначении глав Кремлю приходилось учитывать больше факторов, чем во многих других регионах. Однако необходимость проходить через прямые выборы усложняет замену главы региона еще в большей мере. Возможность сменить главу республики по упрощенной схеме - важный инструмент воздействия на северокавказских лидеров, который Кремль явно хочет сохранить за собой там, где это возможно (ведь отказ от прямых выборов в Кабардино-Балкарии не произошел бы без воли Москвы)", - заявил Нейжмаков.