СМИ: "Ростелеком" заподозрили в попытке монополизации московского рынка домофонов
Москва, 25 декабря, 2013, 09:39 — ИА Регнум. 23 декабря в Общественной палате РФ состоялся круглый стол "Установка запирающих устройств и дополнительных видеокамер в подъездах домов в Москве: вопросы правового регулирования и безопасности жителей". Как пишет "МК", участниками встречи стали представители городской власти, "
Программа эта реализуется столичными властями уже несколько лет, напоминает издание. Ее смысл - в установке видеонаблюдения в местах повышенной опасности: метрополитене, местах скопления людей и т.п. Теперь дошла очередь до домов: видеокамеры будут монтировать во дворах, около и внутри подъездов. Правда, москвичам еще памятна история недавних времен, когда установленные на дверях подъездов видеокамеры оказались неработающими и в ситуационный центр "гнали" одну и ту же запись. Теперь, как пояснил зам.руководителя Департамента информационных технологий г.Москвы Александр Горбатько, в ЮЗАО обкатывается идея, что жители сами могут определить, работает ли видеокамера: изображение с нее может поступать на экран телевизора. Однако то, как эта идея воплощается "Ростелекомом", вряд ли будет способствовать успеху эксперимента.
Кратко претензии жителей можно описать следующим образом: "Ростелеком", используя программу правительства Москвы, по сути пытается монополизировать рынок запирающих устройств, хотя они никак не связаны с видеонаблюдением. При этом демонтируется уже установленное оборудование других фирм, мало чем отличающееся от устанавливаемого "Ростелекомом". Сам демонтаж и монтаж нового оборудования производится неизвестными подрядчиками, качество работ оставляет желать лучшего. Замена ведется явочным порядком, без согласия жителей. При этом новое оборудование, включая трубки домофонов и ключи от запирающего устройства, в отличие от существующего порядка, будет принадлежать "Ростелекому" - то есть жители лишаются общедомового имущества. Наконец, жители опасаются, что их изображения теперь могут быть использованы злоумышленниками или попасть в открытые источники.
Обсуждение этих вопросов на круглом столе показало: опасения жителей имеют под собой основания. Так, представители "Ростелекома" не смогли объяснить, почему их проект нельзя реализовать, используя видеокамеры, уже установленные ранее на дверях подъездов в рамках проекта "Безопасный город". В этом случае не возникает необходимости в замене существующего исправно работающего запирающего устройства. Зам.директора департамента развития проекта "Информационное общество" столичного филиала "Ростелеком" Григорий Желдак уверял, что никакого вытеснения конкурентов с рынка нет - просто видеокамера "Ростелекома" (уже вторая по счету на все той же подъездной двери) поставляется в комплекте с домофоном. "Мы предлагали фирмам, обслуживающим районы эксперимента, взять наше оборудование на обслуживание. Крупные фирмы согласились, ну а те, кто обслуживает пять подъездов... мы за те же 64 рубля в месяц можем предоставить больше услуг", - рассказал он. Правда, Желдак не упомянул важную подробность - стоимость услуг телесигнала от "Ростелекома", необходимого для просмотра записи камер, составляет минимум 135 рублей в месяц. Получается, что в реальности придется платить уже за две услуги почти 200 рублей - не говоря уж о том, что придется отказаться от услуг других поставщиков телесигнала. То есть такой "ход конем" потеснит конкурентов и на рынке телевидения.
Вопросы вызвало и то, что договор "Ростелеком" заключает на 7 лет - при том, что даже УК имеют договоры на обслуживание домов сроком на 5 лет. По словам Желдака, это ради спокойствия жителей - и лишь мельком было сказано, что окупаемость составляет у "Ростелекома" 5 лет. По его словам, переходить на услуги "Ростелекома" - дело добровольное. Даже если кто-то в подъезде, установившем его систему, не станет за нее платить, ключи у него не отберут, уверял Желдак: просто ему отключат аудиосигнал. "Но по телевизору все можно будет увидеть", - добавил он.
Рассказы жителей противоречили версии представителя "Ростелекома". "Когда эксперимент начинался, наш подъезд был против, однако нам сказали, что голосовать надо всем домом, и заставили ставить новую систему", - рассказала жительница ЮЗАО Жанна Олейникова. "У нас уже есть видеокамеры другой фирмы, изображения с которых выводятся к консьержу, и нас они вполне устраивают. Зачем надо ставить в наш дом еще семь камер? Зачем надо попусту растрачивать государственные деньги?" - возмущалась другая жительница
Да и уверения представителей "Ростелекома" о том, что правоохранительные органы не смогут воспользоваться записями систем видеонаблюдения, установленных самими жителями, не выдерживает критики. "Уже давно у консьержей устанавливаются видеорегистраторы, и в случае каких-либо правонарушений полицейские и участковые спокойно переписывали записи с них на обычную флешку. И только у нас трижды оказывалось, что эта информация была единственной", - рассказал Синьков. "Вы не уложитесь в абонентскую плату в 64 рубля, если начнете массовую установку своих систем", - пробовал возразить Желдак. "Мы уже 6 лет устанавливаем свои системы, и до сих пор плата в 64 рубля оставалась неизменной, независимо от количества камер и объема предоставляемых услуг", - парировал Синьков. Когда же дошло до вопросов
Более того: беспокойство вызывает сама возможность просматривать изображения с камер любому жителю. "У нас в Южном Бутово есть разные соседи - и наркоманы, и гастарбайтеры, снимающие жилье нелегально. Что эти люди будут делать, узнав, когда я ухожу из дома, когда прихожу?" - волновалась жительница Дарья Гребенщикова. При этом идентифицировать преступника будет невозможно, а вот безопасность жителей пострадает, добавил адвокат жителей