2013 год можно оценить как год упущенных экономических возможностей (по словам, замминистра экономического развития Андрея Клепача), заявил ИА REGNUM аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян, подводя итоги года для экономики России.

"В этом году у правительства было довольно много инструментов и механизмов для поддержания роста экономики на уровне как минимум 3%. Например, та же мера по замораживанию тарифов вполне была бы применима еще в апреле, когда уже никто не сомневался в вялости экономики в текущем году. Это могло бы снизить инфляционные ожидания, сократить издержки многих промышленных компаний и увеличить деловую и производственную активность, особенно с учетом тяжелой ситуации в металлургической отрасли из-за низких цен на многие промышленные металлы на мировых рынках. Снижение инфляции же в свою очередь развязало бы руки Банку России к смягчению денежно-кредитной политики. Это уже повлекло бы затем и снижение кредитных ставок на внутренних рынках, увеличив тем самым потребительскую активность, а соответственно и спрос", - сказал Авакян.

"Власти могли бы вести более эффективную экономическую политику, однако в целом работу правительства оцениваю удовлетворительно - главную задачу во внутриэкономической политике министры все же выполнили и выполняют - экономическая ситуация в целом стабильна, а доходы населения по-прежнему растут, хотя и более низкими темпами", - отметил эксперт. И рост ВВП, хотя и минимальный, но все же есть, что уже хорошо, добавил он.

Кроме того, отметил Авакян, национальная валюта (рубль) также весьма стабильно держалась в 2013 году. "Несмотря на двукратное снижение платежного баланса и стагнацию экспорта, курс рубля ослабился менее чем на 15%, при этом для этого Банку России не пришлось делать больших интервенций из ЗВР. Это говорит о том, что некоторый запас прочности у российской экономики все же есть и это не может не внушать оптимизма", - заявил эксперт.

На 2014 год у Авакяна "более позитивные ожидания": "Во-первых, заморозка тарифов позволит снизить инфляционные ожидания и конечную инфляцию до 5% годовых. Это позволит Банку России приступить к поэтапному смягчению монетарной и денежно-кредитной политики и постепенному увеличению монетизации экономики (которая сейчас составляет лишь 50%). В свою очередь эти меры позволят снизить ставки по кредитам и увеличить инвестиционную и потребительскую активность и облегчат острейшую нехватку ликвидности в банковском секторе".

"Во-вторых, 2013 год был годом качественных сломов основных драйверов роста экономики. Внешний спрос на энергоресурсы стагнирует, а реальные доходы населения перестали расти двузначными темпами. Все это на фоне одновременно жесткой политики ЦБ и обусловило крайне вялый рост экономики в текущем году. В следующем году, по моим ожиданиям, по крайне мере часть из этих негативных трендов удастся переломить, что несколько оживит экономику и поддержит более высокий рост ВВП", - заключил Авакян.