Мероприятия по развитию туристического кластера в Северо-Кавказском регионе практически не выполняются. К таким выводам по итогам проверки пришла коллегия Счётной палаты под председательством Татьяны Голиковой, сообщили ИА REGNUM 24 декабря в департаменте пресс-службы и информации счетного ведомства.

Как говорится в сообщении пресс-службы, результаты проверки показали, что при фактически созданных девяти особых экономических зонах соглашения между минэкономразвития России и ОАО "Курорты Северного Кавказа" об управлении особыми экономическими зонами были заключены только по пяти из них. При этом по словам докладчика - аудитора счетной палаты Александра Филипенко, обязательства сторон, а также мероприятия, предусмотренные соглашениями о создании особых экономических зон, не выполняются.

Александр Филипенко отметил, что по всем зонам не утверждены в установленные соглашениями сроки планы обустройства и соответствующего материально-технического оснащения зон и прилегающих к ним территорий. При этом по большинству зон сроки истекли еще в 2012 году. Не завершены мероприятия по оформлению земельно-имущественных отношений, не проведены межевание и инвентаризация земель. Затянулся процесс передачи субъектами и муниципалитетами в управление и распоряжение минэкономразвития РФ земель - фактически передано только 16,6 % земельных площадей. В свою очередь минэкономразвития РФ в управление ОАО "Курорты Северного Кавказа" предало также не все земли, а лишь 16,5 %.

Нерешенность вопросов землепользования, отсутствие утвержденных планов обустройства, проектов планировок, перечней мероприятий и объектов строительства - все это, по словам специалиста Счетной палаты, повлекло за собой срыв начала процесса реализации проекта по созданию туристического кластера. Кроме того, по сообщению Счетной палаты, на сегодняшний день не заключено ни одного соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с резидентами особых экономических зон, в то время как привлечение резидентов является одной из функций управляющей компании.

В итоге 19,8 млрд рублей, направленные в 2010-2013 годах из федерального бюджета в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" для внесения в уставный капитал ОАО "Курорты Северного Кавказа" с целью создания туристического кластера, на строительство затрачены не были. "Единственный объект, который строится, - это гондольная канатная дорога, горнолыжные трассы и сооружения для горнолыжного комплекса "Архыз". Средства уставного фонда ОАО "Курорты Северного Кавказа" размещаются на депозитных счетах, а инвестиционная деятельность практически не осуществляется. Так, за девять месяцев 2013 года расходы ОАО ""Курорты Северного Кавказа" на инвестиционную деятельность составили всего 20,2 % от запланированного на эти цели объема", - отметил аудитор.

В соответствии с федеральным законом "Об особых экономических зонах" предусмотрено досрочное прекращение существования особой экономической зоны в случае, когда в течение трех лет не заключается ни одного соглашения с резидентами особой экономической зоны либо, когда в течение трех лет подряд резидентами не осуществляется туристско-рекреационная деятельность. Обращая внимание на существующую норму, коллегия Счетной палаты приняла решение о направлении информации в правительство РФ, минэкономразвития РФ и ОАО "Курорты Северного Кавказа", а также в палаты Федерального Собрания для принятия мер по исправлению ситуации при реализации проекта развития туристического кластера.