Массовые акции протеста во Франции и условия соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом актуализировали проблему европейской идентичности. Ряд европейских интеллектуалов задались вопросом: в нынешних условиях традиционные европейские ценности в большей степени сохранились в Западной или Восточной Европе? Своим мнением на эту тему поделился 22 декабря с корреспондентом ИА REGNUM белорусский политолог Всеволод Шимов.

- На самом деле, понятие "традиционные ценности" довольно лукаво. Те вещи, которые сегодня воспринимаются как традиционные и обыденные, лет сто-двести назад были революционными и многими воспринимались в штыки. Всеобщее равноправие, отсутствие сословного разделения - сегодня эти вещи сами собой разумеющиеся, а в конце XVIII века вокруг них кипели страсти и ломались копья. В жизни всегда сосуществует старое и новое, стремление как к новациям, так и к сохранению традиций. Зачастую они создают удачный синтез - например, конституционные монархии, где консервативный аристократизм уживается с либерально-буржуазными ценностями.

Консерватизм всегда должен уравновешивать реформизм (и уж тем более революционность). В противном случае разрыв исторической преемственности чреват бесчеловечными экспериментами, которые Европа пережила в ХХ веке. Сегодня в ЕС торжествует воинственный антиконсерватизм, инспирированный выродившимся, деградировавшим либерализмом. Эта деградация связана с доведением либеральных принципов (терпимость к "инаковости", уважение прав меньшинств) до логического абсолюта, что неизбежно оборачивается абсурдом. В этих условиях Россия стремится возглавить ответную консервативную волну. Надо отметить, что эта роль для неё вполне привычна - ведь именно Россия в свое время возглавляла концерт консервативных держав, сопротивлявшихся натиску Французской революции. Вполне возможно, что в этом и заключается миссия России в современной Европе. Насколько удачно она сможет её реализовать - покажет будущее.