Московская встреча президентов России и Украины 17 декабря имела знаковый характер. Несмотря на предварительность достигнутых соглашений, что было подчёркнуто российским руководством, контакт глав государств прояснил ситуацию по ряду вопросов. Пожалуй, наиболее главным результатом встречи стало решение Москвы одолжить Киеву в качестве финансовой помощи примерно пятую часть своего Фонда национального благосостояния ($15 млрд.). Это явная заявка на долгосрочное закрепление достигнутого успеха. Снижение цены на газ − также ощутимый сдвиг в двусторонних отношениях. В особенности с учётом долгой предыстории безрезультатных переговоров Москвы и Киева вокруг известного газового контракта 2009 года. Но украинцы более всего нуждались в экстренной финансовой помощи. И они её получили от соседа на востоке. Прояснилась ситуация и вокруг ранее выдвинутых украинской стороной планов по совместному с европейцами и россиянами консорциуму владельцев местной газотранспортной системы. По комментариям руководства "Газпрома", трехсторонний формат совладения уже не актуален. А на что другое, собственно, рассчитывала Европа, отказываясь, к примеру, от предложенного Россией трёхстороннего подхода для разрешения сложной ситуации на Украине?!

Симптоматично, что руку помощи Киеву в конечном итоге протянула Москва, а не Брюссель. До сих пор не понятно, причём для многих европейцев в том числе, с кем конкретно надо иметь дело в столице Объединённой Европы, когда возникает нужда в принятии важных решений в сжатые сроки. Многое говорится о присутствии Германии во всём, что, так или иначе, затрагивает противостояние России и ЕС вокруг Украины. В этом есть доля правды. Но только доля, и не более того. В наднациональных коридорах власти ЕС голос Германии не всегда и не во всём определяет погоду.

Украинские развития пришлись на этап формирования в первой экономике Европы новой правящей коалиции. Внимание кабинета Меркель было отвлечено на внутренние вопросы. Впрочем, то, что мы можем наблюдать сразу после создания очередной "чёрно-красной" коалиции (по цветам блока ХДС/ХСС и СДПГ), указывает на тесную кооперацию Берлина с восточноевропейскими столицами ЕС. Новый руководитель внешнеполитического ведомства ФРГ с первым рабочим визитом отправился в Польшу. Именно там, как известно, ныне концентрируются наиболее оппонирующие партнёрству Москвы и Киева европейские взгляды. Между тем, одними дипломатическими вояжами с "украинским уклоном" Германия не ограничилась. С её стороны прозвучали жёсткие оценки в адрес России. Глава МИД Франк-Вальтер Штайнмайер назвал поведение Москвы "в высшей степени скандальным". Подобные формулировки в российско-германских отношениях за последние пять лет не припоминаются.

Осуждающие Россию выпады официального Берлина сопровождались алармистскими публикациями в немецкой прессе. Особый резонанс получила публикация "Bild". Данное издание не входит в круг респектабельных немецких печатных СМИ, к взглядам которых принято прислушиваться самым серьёзным образом. Оно считается типичным образцом местной "жёлтой прессы", часто будоражащей общественно-политическое поле Германии неординарными материалами. Но время и форма подачи информационного сюжета сыграли свою особую миссию, для которой авторитет публикующего издания не самое важное условие. На этот раз таблоид "Bild" отличился заметкой о размещении Россией в Калининградcкой области 24 пусковых установок оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер".

Как известно, данная военно-политическая опция России не нова. В прошлые годы она периодически возникала каждый раз, когда Москва пыталась в предельно доступной форме донести до Вашингтона свою настороженность вокруг разворачиваемой американцами в Европе системы ПРО. Но в своём "германо-российском обличии" эта тема до последних событий на Украине не выступала. С подачи "Bild" немцам стали прививать опасения о новой угрозе с Востока. Вплоть до попадания их столицы в радиус поражения размещаемых в российском анклаве ракетных комплексов. Военные и политические аспекты подобных домыслов не выдерживают критики. Максимальная дальность ракет "Искандера" составляет 280 км. Усовершенствованная версия комплекса может накрывать цели на расстоянии до 500 км. От Калининграда до Берлина - более 500 км. В политическом измерении вопроса очевидно, что доводить отношения со своим главным экономическим партнёром в Европе до эскалационных сценариев Россия абсолютно не настроена. Но и вмешиваться зарубежным партнёрам в вопросы своей военной стратегии и тактики она также не позволит. Ведь к играм в недопущение дислокации "Искандер-М", иных продвинутых военных систем вблизи от своих границ аппетит может разыграться и у других соседей России. На днях российские военные отрапортовали о поступлении на вооружение 49-й общевойсковой армии Южного военного округа, дислоцированной в Краснодарском и Ставропольском краях, комплексов "Искандер-М". Тем самым, плановое перевооружение ракетного соединения 49-й общевойсковой армии на 2013 год завершилось. И что, теперь ждать заявлений Турции о российской угрозе для её причерноморских провинций?!

Тема по "Искандерам" в Калининграде - плод пропагандистской кампании в немецкой и отчасти общеевропейской прессы, которая "вызрела" наружу в связи с событиями на Украине. Противопоставить ничего более толкового зафиксированным 17 декабря в Москве подвижкам в российско-украинских отношениях Старый Свет не смог. Европейские эксперты ныне пытаются представить успех Москвы в качестве сугубо тактического приобретения, за которым должен непременно последовать её проигрыш в долгосрочной перспективе.

Вспоминается ситуация осени 2008 года. Тогда канцлерин Меркель нанесли визит несколько "акул" немецкого бизнеса. В том числе, и представители Восточного комитета германской экономики. Вопрос ими был поставлен ребром: или глава кабинета откажется от жёсткой риторики по итогам "пятидневной войны" в зоне юго-осетинского конфликта, или немецкий бизнес в России столкнётся с серьёзными проблемами. А это десятки, если не сотни, тысяч рабочих мест в самой Германии. Меркель сделала выводы и дала задний ход в изначально выбранной ею тактике жёсткого осуждения России за войну с Грузией. Времена изменились, политические связи между Москвой и Берлином утратили былой лоск. Тем не менее, экономическая взаимозависимость осталась.

Разрядка ситуации вокруг Украины после встречи Путина и Януковича в Москве 17 декабря видится в неопределённом свете. Очевидным представляется восприятие европейцами (и немцами, и поляками, и другими) успехов России в отношениях с Украиной в качестве симметричных потерь для себя. Типичное мышление категориями "нулевой суммы", от которой демократическая Европа призывает всех и вся отказаться на веки вечные.

Роль Германии в дальнейших развитиях вокруг Украины также пока мало поддаётся расчёту на несколько ходов вперёд. Берлин подталкивается той же Варшавой (1) и другими восточноевропейскими членами ЕС к последовательной активизации на украинском направлении. Прояснение ситуации, в том числе и под углом выяснения твёрдости намерений "чёрно-красного" правительства Германии поднять градус разногласий с Россией на новый уровень, следует ожидать к саммиту Россия - ЕС. Он запланирован на конец января 2014 года.

России удалось 17 декабря сделать сильный ход за несколько недель до важного мероприятия в её повестке с Объединённой Европой. К нему у Москвы и Брюсселя накопилось много взаимных претензий. Лучшим выходом сейчас стала бы пауза на рождественские и новогодние праздники. После которых можно скорректировать повестку саммита Россия - ЕС до уровня рабочего диалога. Обойти в нём стороной Украину точно не получится. Также как найти консенсусные развязки в вопросе трёхстороннего (Брюссель - Киев - Москва) механизма консультаций. Остаётся настроить себя и партнёра на откровенный, но корректный диалог.

(1) Кстати, информационные источники Польши, комментируя публикацию "Bild", предположили, что размещением ракетных комплексов в Калининграде российская сторона даёт ответ и некоторым действия польскому соседу. Последний ранее разместил на границе с российской областью две батареи самоходных гаубиц "Krab", в радиусе поражения которых (до 40 км) оказалась большая часть этого региона.

Михаил Агаджанян - политолог (Ереван)