Центробанк не формирует "черных списков" банков - глава департамента ЦБ

Москва, 20 декабря 2013, 21:26 — REGNUM  У банков с июня 2013 года появился инструментарий, позволяющий отказываться от проведения подозрительных операций и работы с подозрительными клиентами. Также прописаны и критерии сомнительных операций, поэтому те банки, которые хотят избегать операций, отвечающих данным критериям, имеют все возможности для этого, сказал заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ Илья Ясинский на состоявшемся 20 декабря в Общественной палате РФ круглом столе, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

"Если раньше сущестовал определенный правовой пробел, когда банки не обладали инструментарием, который позволил бы не проводить подозрительных операций и отказываться от работы с подозрительными клиентами, то с 30 июня 2013 года ситуация радикально изменилась - в этот день вступил в силу ФЗ, направленный на противодействие проведению незаконных финансовых операций. Этим законом были предоставлены принципиально новые полномочия финансовым институтам, в первую очередь банкам, по работе с теми клиентами, которые проводят сомнительные операции", - сказал Ясинский.

Среди таких инструментариев Ясинский назвал радикальное расширение случаев, когда кредитная организация вправе отказать в открытии счета клиенту. Также банки получили широкие полномочия по отказу в проведении операций, которые отвечают критериям сомнительности. Ясинский отметил, что банки не будут злоупотреблять новыми полномочиями, поскольку каждый банк заинтересован в увеличении клиентов. Он сообщил, что оценка адекватности и эффективности применения банками новых инстурментариев показала, что банки этим интсрументарием пользуются.

Ясинский рассказал, что в области обслуживания недобросовестными банковскими организациями клиентов, которые проводят так называемые сомнительные операции, существует два блока проблемных вопросов: первый - это все, что связано с незаконным выводом капиталов за пределы Российской Федерации, в основном, по так называемым фиктивным внешнеторговым контрактам. "Имеются в виду ситуации, когда якобы товар поступает в Россию, но этому нет никаких подтверждений, и за этот якобы поступивший товар денежные средства выходят за пределы Российской Федерации", - отметил он.

За 2012 год, по озвученным Ясинским данным, по сомнительным основаниям из России было выведено порядка 39 млрд рублей, за 9 меаяцев текущего года - порядка 22 млрд. Он отметил, что в проблеме незаконного вывода капиталов за рубеж особое место занимают операции в рамках Таможенного союза. "С одной стороны, это, безусловно, благое дело - интеграция государств на постсоветском пространстве. Понятно, что нужно облегчать переток товаров и капиталов внутри Таможенного cоюза. Но, к сожалению, отдельные банки, отдельные недобросовестные клиенты банков пользуются тем, что таможенных границ в рамках ТС нет, тем самым невозможно достоверно подтвердить, есть ли перемещение товаров внутри Таможенного союза. И, опять же, под якобы поставки товаров в Россию, достаточно серьезные ресурсы уходят за ее пределы - как правило в офшорные государства", - рассказал представитель ЦБ. По итогам двух лет - 2012 и 2013 года эта сумма составила порядка 47 млрд долларов США.

Вторая серьезная проблема, на которую обратил внимание представитель ЦБ, это проблема обналичивания: "Где в большом объеме оборачиваются наличные денежные средства, там повышенные риски по многим позициям - это и выплаты "черных" зарплат, и уклонение от налогооблажения. Это, очевидно, использование этих ресурсов для подпитки коррупционной составляющей". Ежегодно в России, по его словам, обналичиваются сотни миллиардов рублей.

Ясинский подчеркнул, что работа по отзыву лицензий у банков - "абсолютно планомерная": "Если мы с вами сделаем исторический экскурс на 10-15 лет тому назад, то мы с вами увидим, что это, может быть, не первый всплеск по количеству отозванных лицензий. Это абсолютно нормальная циклическая работа. В какой-то год отзывается лицензий больше, в какой-то год отзывается лицензий меньше".

Он также заметил, что ЦБ не формирует никаких черных списков банков, у которых могут быть отозваны лицензии: "Здесь нужно понимать логику процесса. Не в интересах надзорного органа такой перечень формировать, потому что, если бы такой перечень был сформирован, очень сложно его было бы утаить от общественности. Перечень стал бы доступен неопределенному кругу лиц и понятно, что это могло бы спровоцировать негативным образом ситуацию". Те перечни, на которые ссылаются, как заметил Ясинский, это перечни, "составленные мошенниками". В частности, перечень из 20 банков, появился уже после того, как у трех, в него вошедших банков, были отозваны лицензии. "Это лишний раз говорит о том, что перечень составлен искусственно", - сказал Илья Ясинский.

Он не согласился с мнением, что с теми банками, которые не входят в 200 ведущих банков, нет смысла иметь никаких отношений: "Это тоже не верный подход, потому что есть банки, которые обслуживают специфические сегменты, неинтересные крупным кредитным организациям. Сегодня у нас универсальная банковская система. Банки специализируются на определенных направлениях деятельности, делают акцент на определенных клиентах, поэтому у надзорного органа нет сегодня задачи говорить о том, что если банк не входит в первые две сотни банков, то оттуда надо изымать вклады, с ними нужно прекращать отношения, у них нет будущего. Это принципиально не так. У Банка России абсолютно одинаковый подход ко всем поднадзорным клиентам".

Эксперт резюмировал, что никаких экстраординарных событий не происходит, и Банк России, как регулятор, осуществоляет плановую и планомерную работу по надзору за соблюдеением кредитными организациями бановского законодательства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.