Итоговое сочинение для выпускников школ введут, уверены учителя, однако окончательное решение за Министерством образования. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM директор Государственной столичной гимназии Александр Фертман, сочинение позволит оценить социальную зрелость выпускников, потому что они смогут писать его как на базе литературных произведений, так и на базе личных впечатлений.

По его словам, в качестве экспериментального региона на этот раз выбрана Москва. "Москва в этом году вводит итоговое сочинение в 10 классе. Это компетенция региона. А вопрос 11 класса решает Министерство образования. Если они решат выполнить поручение президента, значит, под это будет создана соответствующая нормативная база. А нормативная база для Москвы уже есть", - пояснил Фертман.

Член Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель", заслуженный преподаватель русского языка и литературы Всеволод Луховицкий в свою очередь заявил корреспонденту ИА REGNUM, что решение московских властей о введении сочинения уже в этом году в 10 классе можно воспринимать только как рекомендацию. По его словам, если некая школа не проведет сочинения, то каких-либо мер к ней принять будет нельзя.

"Я разделяю все опасения, которые были высказаны на общественном совете при Министерстве образования. Эти опасения привели к тому, что пока Минобр не собирается вводить сочинение. Сейчас созданы две рабочие комиссии, и я надеюсь, что эти комиссии придут к разумному решению", - отметил учитель.

Он также обратил внимание, что о возможности введения сочинения уже сейчас (в 2013-14 учебном году, как уточнили у президента Владимира Путина на "большой пресс-конференции 19 декабря) вообще нет речи, это юридически невозможно. "В законе "Об образовании" прописаны виды аттестации для ЕГЭ, а все остальное относится к компетенции школы. В том числе промежуточная аттестация, которую никто не может школе навязать", - подчеркнул Луховицкий.

Говоря о содержании сочинений, он заявил, что проверить творческую работу объективно невозможно: "Сколько будет проверяющих - столько будет и мнений. Найти таких экспертов, которые одинаково оценят сто тысяч работ - это невозможно".

С таким мнением не согласен Александр Фертман. По его словам, если нельзя объективно проверить сочинение, то тогда невозможно объективно проверить и часть С в ЕГЭ по гуманитарным наукам: "Часть С по литературе, по русскому языку, по истории, по обществознанию, по иностранному языку проверяется экспертами, а не машиной. Значит, это тоже необъективно. То есть мы заранее говорим о том, что любая проверка необъективна. Я учитель русского языка и литературы в своей первой жизни, и я очень хорошо представляю, как проверяются сочинения. Да существует с одной стороны субъективная точка зрения учителя. Но с другой стороны существуют критерии проверки - соответствие теме и так далее. Это достаточно четкие вещи. Вообще литература - это точная наука".

Луховицкий также прокомментировал идею возвращения устных экзаменов: "Во всем мире сейчас говорят о том, что устные экзамены гораздо полезнее. В штатах проблема, что в университетах дети не умеют говорить, студенты умеют только отвечать письменно на вопросы. С этой точки зрения логично было бы возвращать устный экзамен, изменив всю систему. Но тогда это было бы разрушение ныне принятой системы законодательства и так далее. Я полагаю, что надо идти по пути совершенствования ЕГЭ, а не изменения системы".

Напомним, что в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил о поручении "начиная со следующего учебного года, предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение". В ходе "большой пресс-конференции" 19 декабря он отметил, что "живая работа, творческая работа молодого человека при написании сочинения - это серьёзная вещь, которая призвана обогатить и сам учебный процесс, и абитуриента". "Можно ли это сделать в этом году? Мне бы очень хотелось, но я, честно говоря, в технологию доведения этого решения до его окончательной реализации вмешиваться бы не хотел. Надо посмотреть, есть свои определённые требования. Если детей готовили к тому, чтобы они уже в этом году вышли на то, чтобы писать сочинение, это одно дело. А если ещё школьники не готовы, то лучше подготовиться как раз и начать эту работу со следующего года. Это Министерство образования вместе с коллегами в регионах должно решить. Суета здесь совершенно ни к чему. Чего спешить? Но если это можно сделать уже сейчас, было бы лучше, конечно, сейчас сделать", - пояснил президент.