В Татарстане любят поговорить о толерантности, отрапортовать об успешном межконфессиональном диалоге, о восстановлении и возвращении верующим храмов. На практике дела обстоят отнюдь не так благостно.

Чтобы убедиться в этом, не нужно даже выходить из Казанского кремля, где находится Департамент президента республики по вопросам внутренней политики. Именно в этом ведомстве, которым руководит Александр Терентьев, изо всех сил стараются создать впечатление об отсутствии каких бы то ни было проблем в Татарстане. Именно отсюда в Москву уходят реляции о беспрецедентном возрождении духовности и полном "благополучии с православием", однако патриарх Московский и всея Руси Кирилл до сих пор так и не решился приехать в непредсказуемую республику.

Давайте совершим виртуальную экскурсию по толерантной Казани. Итак, Казанский кремль. В непосредственной близости от бывшего Губернаторского дворца - ныне резиденции президента Татарстана находится Дворцовая (Введенская) церковь. На храме - памятнике архитектуры 18 века, до сих пор нет креста, а внутри размещается Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. В 2002 году (вероятно, в качестве зримого символа толерантности в "государстве Татарстан") на церковь вместо креста был водружён знак Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, продержался он недолго (возмутились в самом бюро ЮНЕКСО в Москве) и вскоре был заменён на обычный золотой шарик. Устанавливать крест и возвращать церковь верующим никто не собирается.

Недалеко от Дворцовой церкви располагается знаменитый Благовещенский собор - памятник архитектуры 16-18 веков, в который так любят водить высокопоставленных гостей и туристов. В 2002 году именно с этого собора, бывшего когда-то кафедральным, в угоду татарским националистам сняли оригинальной формы кресты, "поскольку они могли оскорбить мусульман" (активисты ВТОЦ приняли символ чаши в основании крестов за полумесяц). А в канун так называемого 1000-летия Казани в 2005 году вопреки плану реконструкции, согласованному с федеральными ведомствами, собору не стали восстанавливать разрушенную колокольню, быстро соорудив рядом памятник "неизвестным зодчим Казанского кремля". Собор до сих пор не возвращен церкви и имеет музейный статус.

Ближе к выходу из Казанского кремля находится частично восстановленный комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря с также лишённой креста Никольской церковью, который также никто не собирается возвращать РПЦ. Одна из известных "культурных начальниц", помнится, заявляла по этому поводу, что не позволит, чтобы на территории "татарского Кремля" располагался действующий монастырь. В результате на месте монастырского кладбища были положена плитка и поставлены скамейки. Не восстановлены ни знаменитая монастырская пещерка, в которой до революции покоились мощи многих казанских православных святых, ни часовня над могилой митрополита Казанского Ефрема, помазавшего на царство первого русского царя из Дома Романовых - Михаила Фёдоровича.

Рядом с Кремлём, около здания Национального музея Татарстана, находится бывшая Гостинодворская церковь - памятник архитектуры 16-17 веков, где в качестве рядового священника начинал своё духовное служение сам патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Сейчас в ней помещается Главное архивное управление при Кабинете министров республики. Здание лишено куполов, облупилось и постепенно приходит в ветхое состояние, но, несмотря на неоднократные просьбы, возвращать церковь верующим или просто приводить ее в оригинальный вид, местные власти не собираются. Если спуститься от Гостинодворской церкви вниз к улице Баумана (бывшей Большой Проломной), то среди построек Кафедрального Никольского собора можно увидеть наглухо закрытую часовню в честь Иоанна Воина, в которой размещается электрическая подстанция, обезобразившая уникальное здание. Использование её в религиозных целях также невозможно.

Второй десяток лет ломаются идеологические "копья" по поводу передачи верующим колокольни Богоявления на центральной улице Баумана. Многие хорошо помнят высказывание одного из местных функционеров, министра культуры Татарстана Марселя Таишева, сделанное им на заре "суверенитета", о том, что он, как татарин, не допустит, чтобы в центре "его столицы" звонили колокола. С тех пор мало что изменилось: колокола так и не звонят, а колокольня используется как музейное помещение. Правда, после поджогов церквей в Татарстане, в Казанском кремле решили явить жест доброй воли и заявили о передаче колокольни митрополии, но опять же - "по-тихому", чтобы не было колокольного звона.

Комплекс Петропавловского собора - памятник начала 18 века, уникальный для Казани пример "нарышкинского барокко" - приходит в ветхое состояние. Его колокольня наклонилась и грозит обрушиться по причине начатого поблизости руководством Казанского (Приволжского) федерального университета строительства лабораторного комплекса. На грани полного уничтожения находится и примыкающая к комплексу собора древняя домовая церковь Косьмы и Дамиана, вокруг которой недавно разразился большой скандал. Рядом с собором - на улице Кремлёвской - находится бывшее здание Казанской духовной семинарии, в котором размещается геофак КФУ и которое, естественно, тоже никто не намеревается возвращать церкви.

Но главной православной святыней Казани всегда был комплекс Казанского Богородицкого монастыря, возведенного на месте обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Хотя в монастырь регулярно водят экскурсии (чтобы посмотреть на чудотворный Ватиканский список с Казанской иконы), там тоже нечем похвастаться: он по-прежнему пребывает в полуразрушенном состоянии, а о его былом величии напоминает разве что огромный выцветший баннер, натянутый на месте разрушенного главного собора. Процесс передачи РПЦ монастырского комплекса и его реконструкция практически заморожены.

Притчей во языцех стала проблема уникального храма-памятника в честь Спаса Нерукотворного на реке Казанке, поставленного на могильном кургане православных воинов, павших при взятии Казани в 1552 году. Вялотекущая реставрация затянулась на долгие годы (в 2012 году руководство Казанской епархии в лице владыки Анастасия фактически отказалось от этого храма). До сих пор нет никакой надежды, что в постоянно подтапливаемый храм когда-нибудь вернётся нормальная религиозная жизнь. Не возвращён верующим и так же разрушается расположенный неподалеку в Кировском районе храм Макария Желтоводского начала 18 века.

Печальный список можно продолжать и дальше, включив в него здания бывшей Центральной церковно-кряшенской школы, Казанской церковно-учительской школы и другие здания. И это только в столице республики, а ведь в татарстанской глубинке есть еще заброшенные храмы, точное количество которых трудно назвать (до 1917 года православные храмы были в каждом селе Казанской губернии, не говоря об уездных городках). Но и упомянутого здесь достаточно для того, чтобы понять, насколько отличается бумажная "толерантность", декларируемая местной этнократией, от истинного положения вещей. Сегодня Татарстан может считаться единственным регионом в России, где православные церкви, как и в советские годы, остаются храмами "спаса на картошке", и служат музеями, госучреждениями (даже тюрьмами), либо используются для хозяйственно-коммунальных нужд.

Сергей Николаев, краевед